Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 523 Колпинского района Санкт-Петербурга

 

Формирование и развитие УУД на уроках математики

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного  процесса.

 

В основе концепции УУД лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
•формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; 
•проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; 
•активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; 
•построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

 

УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

 

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УУД:

·       обеспечение возможностей обучающегося самостоятель­но осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результа­ты деятельности;

·       создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, фор­мирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

 

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:

·        Коммуникативные

·        Познавательные

·        Регулятивные

·        Личностные

 

Регулятивные учебные действия обеспечивают возможность управления познавательной  и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

•         Целеполагание

•         Планирование

•         Прогнозирование

•         Контроль

•         Коррекция

•         Оценка

•         Саморегуляция

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными  целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться  в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

•         Самоопределение

•         Смыслообразование

•         Нравственно-эстетическое оценивание («Что такое хорошо, что такое плохо»)

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

•         Общеучебные универсальные действия

•         Логические универсальные действия

•         Постановка и решение проблемы

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

•         Планирование

•         Постановка вопросов

•         Разрешение конфликтов

•         Контроль, коррекция действий

 

 

Для       формирования    учебно-познавательной    компетенции на    уроках математики  применяются различные технологии  в зависимости от типа урока:

 

ТИП УРОКА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Урок  сообщения новых      знаний

ИКТ,  технология проблемного обучения

Урок закрепления знаний

ИКТ, обучение в сотрудничестве, технологии критического мышления

 

 

Урок повторения

ИГРЫ, групповые формы работы

Урок систематизации изученного материала

ИКТ, метод проектов, обучение в сотрудничестве, групповые формы работы

Комбинированный урок

Возможно применение всех технологий

 

Для      формирования    универсальных учебных действий  на    уроках математики можно выделить  4 этапа:

 

•         1-этап - вводное - мотивационный.

Чтобы    ученик    начал    «действовать»,    необходимы    определенные мотивы. На  уроках математики необходимо создать  проблемные ситуации, где ученик проявляет умение комбинировать элементы для решения проблемы. На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и изучить, какова основная учебная задача предстоящей работы. (Используется технология проблемного обучения)

•         2- этап - открытие математических знаний.

На данном  этапе  решающее  значение  имеют  приемы,  требующие самостоятельных    исследований,    стимулирующие    рост    познавательной потребности

•         3- этап - формализация знаний.

Основное    назначение    приемов    на    этом    этапе    -    организация деятельности     учащихся,  направленная     на     всестороннее     изучение установленного математического факта.

 

•         4- этап - обобщение и систематизация.

На этом этапе применяю приемы, которые устанавливают связь между изученными математическими фактами, приводят знания в систему. Формирование всех составляющих учебно-познавательной компетентности происходит в процессе осуществления учебно-познавательной деятельности, соотносится с этапами ее формирования, т.е. носит деятельностный характер

 

 

Формирование и развитие УУД на уроках математики происходит с помощью различных видов заданий

 

Виды универсальных действий

Виды заданий

Личностные

•      Участие в проектах

•      Подведение итогов урока

•      Творческие задания, имеющие практическое применение

•      Самооценка событий

ПРИМЕР ЗАДАНИЙ:

1 пример:

Формирование вычислительных навыков, мотивация учения, развитие интереса к математике, Формировать положительное отношение к процессу познания, формирование личностных качеств: аккуратность при выполнении работы, бережливость. Необходимо раскрасить бабочку в цвета, по определенному цвету, с начало надо вычислить значения выражений

2 пример: Решить задачу древних индусов (геометрия Практическое применение теоремы Пифагора)

 

Над озером тихим,

С полфута размером, высился лотоса цвет.

Он рос одиноко. И ветер порывом

Отнес его в сторону. Нет

Боле цветка над водой.

Нашел же рыбак его ранней весной

В двух футах от места, где рос.

Итак, предложу я вопрос:

Как озера вода здесь глубока?

 

 

Виды универсальных действий

Виды заданий

Познавательные

•      «Найти отличия»

•      «Поиск лишнего»

•      «Лабиринты»

•      «Цепочки»

•      Составления схем-опор

•      Работа с разными видами таблиц

•      Составления и распознавание диаграмм

•      Работа со словарями

 

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ:

1 пример: (квадратные уравнения 8 класс)

•      Решите уравнения и расшифруйте полученное слово

1). 35x² + 2x - 1 = 0;

5). 4 - x² = 0;

2). 9y² + 30y + 25 = 0;

6). x²- 9x + 14 = 0;

3). 3x²- 15 = 0;

7). 2x² - 11x + 9 = 0;

4). 0,5x² - 3,5x = 0;

8). -3x² + 7x + 10 = 0.

Каждому ответу соответствует буква. Если все правильно решено, то получается слово БХАСКАРЫ.

·        Используя интернет или дополнительную литератору записать в  тетрадь задачу индийского ученого (про обезьян) и её решить.  А затем обсудить решение совместно с учителем и другими учениками класса.

Забавляясь, обезьяны на две группы разделились:


Часть восьмая их в квадрате в роще весело резвилась,


А двенадцать хором пели, на любимом сидя месте.


Сосчитайте, сколько в роще обезьянок было вместе.

Пример 2.

Девочки Маша, Оля и Катя принимали участие в соревнованиях Сравните результаты их выступлений и составьте диаграмму достижений каждой участницы в каждом виде спорта. Укажите победителя, посчитав сумму мест.

 

Виды

Прыжки в длину

Метание

Бег

Маша

185 см

0,01 км

420 сек

Катя

19 дм

1200 см

5 мин 30сек

Оля

1 м7 дм6 см

135 дм

0,1 ч

 

Виды универсальных действий

Виды заданий

Регулятивные

•         «Преднамеренные ошибки»

•         Поиск информации в предложенных источниках

•         Взаимоконтроль

•         Диспут

•         «ищу ошибку»

•         Контрольный опрос на определенную проблему

ПРИМЕРЫ:

Пример 1.

Правильно прочти высказывание Н.К. Крупской, записанное без пробелов. Если нужно поставь запятую.

Математикаэтоцепьпонятий: выпадетоднозвенышкоине понятнобудетдальнейшее.

 

Пример 2.

(ученик решил задачу, найдите ошибку и оформите верное решение)

 

1.     ÐСЕF= ÐAED (односторонние),

ÐСFE= ÐEAD(накрестлежащие при параллельных прямых),

DАЕD= DFЕС (по первому признаку)

2.     CE:DE=AE:FE=DA:CF

4:8=10:FE=7:СF
Ответ: FC = 3,5 см, FЕ= 5 см.

 

Виды универсальных действий

Виды заданий

Коммуникативные

•         Составь задание партнеру

•         Отзыв на работу товарища

•         Групповая работа по составлению кроссвордов

•         «Подготовь рассказ на тему…»

•         «Объясни …»

 

ПРИМЕРЫ:

Пример 1.

ИГРА «МОРСКОЙ БОЙ»

 

Пример 2.

Разбить класс на группы и предложить составить кроссворд по теме. После чего группы обмениваются  кроссвордами, выполняют его и делают вывод о том, как группа наиболее полно отразила понятия данной темы.

 

Овладение УУД  ведет к освоению содержания, значимого для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения собственного здоровья, использование умений, навыков в повседневной жизни и практической деятельности учеников.

 

 

Результаты формирования УУД

Результатом формирования познавательных УУД будет являться умение ученика:

·        выделять тип задач и способы их решения

·        осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач

·        различать обоснованные и необоснованные суждения,

·        обосновывать этапы решения учебной задачи,

·        производить анализ и преобразование информации

·        проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.)

·        устанавливать причинно-следственные связи

·        владеть общим приемом решения задач

·        создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач

·        осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий

Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребенка, включающие в себя:

·        желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»)

·        знание норм и правил, которым необходимо следовать при  общении с окружающими

·        умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение решать конфликтные ситуации

Критерием сформированности регулятивных действий может стать способность:

·        выбирать средства для своего поведения

·        планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм.

·        Планировать результаты своей деятельности и предвосхищать свои ошибки

·        Начинать и заканчивать свои действия в нужный момент

Результатом формирования личностных УУД следует считать:

·        Уровень развития морального сознания

·        Присвоение моральных норм, выступающим регулятором морального поведения

·        Полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации

 

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.

 

  1. Помните-каждый ребенок индивидуален.
  2. Организуя, учебную деятельеость по предмету учитывайте возможности и способности учеников
  3. Помните, что главным является не предмет, которому ВЫ учите, а личность, корорую ВЫ формируете
  4. Помогите ребенку адекватно оценивать ту работу, которую он сделал
  5. Помните, что знает материал не тот, кто пересказывает материал, а кто его применяет на практике
  6. Научите ребенка высказывть свои мысли
  7. Не бойтесь" нестандартных уроков", попробуйте, различные виды игр, дискуссий и групповую работу для освоения материала.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»