Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Фёдорова Елена Валентиновна,
воспитатель высшей квалификационной категории
ГБДОУ детский сад  № 18 Кировского р-на
г.Санкт-Петербурга
 
Работу с детьми по формированию у них интереса к познавательным играм провожу уже много лет.
Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства и начальной школы требуют создания новых форм познавательного, учебного и игрового общения.
Поэтому актуальной проблемой в настоящее время является нахождение оптимальных связей преемственности в работе детского сада и школы.
Развитие математических способностей, имеет важное значение, при подготовке дошкольников к школе. Ценно не только какими знаниями владеет ребёнок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, владеет ли самоконтролем, самооценкой. Все эти качества формируются у дошкольников через познавательную деятельность.
Активизировать познавательный интерес моих воспитанников через новые формы взаимодействия с ними - стало основной моей профессиональной задачей.
Одной из эффективных форм познавательного игрового общения я считаю использования в работе с детьми игровых проблемно-практических ситуаций, когда педагог создаёт игровые условия, « препятствия », которые побуждают ребёнка применять имеющиеся у него знания в практической деятельности, изобретать нестандартные разно – вариантные подходы, согласуя своё мнение с партнёрами по игре, выслушивая их аргументы, возражения -всё это рождает поисковый способ логических действий. Широкое использование этого метода помогает мне выявлять индивидуальные способности ребёнка, определять уровень его знаний, индивидуальные особенности и намечать эффективные пути воздействия на личность ребёнка. Формируя и развивая у него познавательный интерес, произвольное мышление, волю и умение отстаивать свой путь решения логическими доводами. Моя роль в общении сводится к тому, чтобы поддержать того ребёнка, чей путь, предположительно оказался « тупиковым », рассматривая его не как неудачу, а как один из путей приближения к истине. Партнёрский стиль общения помогает мне убедить моих воспитанников, что без этого поиска логических опровержений многих версий партнёры не могут приблизиться к единственно правильному решению. Чаще всего лидерами становятся активные и эрудированные дети, которые предлагают наибольшее количество вариантов, просчитывают нерезультативный путь и отказываются от него.
Малоактивные дети с пользой для себя участвуют в этой работе, способны совершить в воображаемом плане логические действия и первыми побуждают контролировать действия партнёров и при необходимости корректировать их. Игровая мотивировка поддерживает интерес детей на протяжении всего времени решения проблемной ситуации. Трудности использования игровых проблемно - практических ситуаций состоят в том, что дети недостаточно готовы к диалогу, к интеллектуально -познавательному общению с взрослыми и сверстниками. А педагог должен, я думаю, последовательно и постоянно без видимой опеки и авторитетного давления, выполняя определённую игровую роль, направлять поисковую деятельность детей.
Использование игровых проблемно - практических ситуаций в познавательном процессе не должны быть случайными. К этому процессу мы с детьми подходим через большую работу, направленную на формирование у них стойких познавательных интересов.
Реализовать свою творческую и познавательную активность, индивидуальные возможности - ребёнок может только в практических видах деятельности, поэтому немаловажную роль в самостоятельной детской деятельности играет организации предметно -пространственно -развивающей среды. В свободном пользовании у детей занимательные игры разной сложности, игровые материалы и пособия такие как: «Сложи узор», головоломки, лабиринты, игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур силуэтов, Танграмм, счётные палочки, домино, рамки « Монтессори », маршрутные игры, мозаики, блоки Дьенеша, Геоконт, волшебный квадрат Воскобовича и т.д.
Всю работу с детьми я построила на основе самостоятельной познавательно игровой деятельности детей.
Включая следующие задачи:
-развитие интереса к решению познавательных, творческих задач;
-умение воспринимать, отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать;
-поддерживать интерес к творческому процессу познания;
-умение самостоятельно находить решения;
-развивать образное и логическое мышление;
Реализуя эти задачи, в работе с детьми использовала разнообразные игры, задания, задачи - шутки. На первом этапе работы дети осваивали простейшие игры математического содержания. Очень нравились ребятам игры со счётными палочками. Начала эту работу с простых заданий, затем от занятия к занятию усложняла варианты. Эти занятия способствовали развитию воображения, пространственного мышления, смекалки. Разнообразя и усложняя игровые задания предлагала детям головоломки, например: составить разнообразные фигуры из шести палочек; два квадрата из семи палочек; Преобразовать какой - либо предмет --из цветка сделать звезду. Для развития и поддержания интереса у детей к математическим играм, создавала игровые ситуации, например: Винни - Пуху необходима помощь, Буратино прислал письмо, Незнайку надо научить, Мальвина пришла в гости. Это оживляло занятия, делало интересными и эмоциональными. Дети свободно рассуждали, доказывая правильность решения. Я старалась разнообразить игры, Придумывала игры – задания. Много можно придумать игр – заданий используя блоки Дъенеша, на которых дети упражнялись в определении геометрических фигур, в закреплении знаний цвета, величины, нахождения закономерностей, например: «Продолжи ряд», «Весёлые бусы», «Улитка», «Подбери по форме», что выше, что ниже, «Сделай так же». Играя в эти игры, я учила детей сравнивать, рассуждать, выполнять правила.
В следующей группе задачи усложнялись. Знания и умения, полученные детьми ранее, позволили усложнить алгоритмы в играх, например: « Собери бусы» (по двум признакам: цвет и форма) и т.д. Предлагала игры на нахождение закономерностей, игры на составление целого из частей.
В работе с детьми старшего возраста я использовала повышенный интерес к моделированию, знакам, символам. Сделала подборку развивающих игр, где преобладают логические задачи, ведущие к познанию закономерности алгоритмов, осмыслению детьми последовательности действий, творческие занятия, практические упражнения на основании всех видов задач предлагала в интересной ребятам форме, стараясь развивать самостоятельное творчество, инициативу. При первичном знакомстве с играми дети рассматривали элементы, группировали, составляя из двух - трёх элементов новые формы, силуэты предметов, животных. Так же предлагала составить силуэт по расчленённому образцу. Дальнейшее освоение происходило в самостоятельной деятельности. Предлагались игры на развитие логического мышления: «Танграмм», мозаики, « Колумбово яйцо», «Головоломка Пифагора», «Блоки Дьенеша », « Архимедова игра», квадраты В.П. Никитина. В играх « Сложи так же», « Что изменилось?», « Геоконт», палочки Кюизинера, « Угадайка», - дети упражняли своё внимание и память. Подготовила детям игры - задания на развитие ориентировки в пространстве и нахождение закономерности.
Продолжая работу по блокам Дьенеша, задания для детей усложнялись по сравнению со средней группой тем, что детям необходимо разделять фигуры по трём -четырём признакам( форма, цвет, величина, толщина).Вносятся условные обозначения. Находя решение игр- заданий дети делают свои умозаключения, выбирают нужное решение из множеств вариантов.
Используя накопленный опыт, дети уже самостоятельно придумывали различные варианты игр, ситуаций, подбирали пособия, в играх самостоятельно выстраивали логические цепочки, умея их обосновать, доказать. Так постепенно инициатива в играх переходила к детям. Они переставали обращаться ко мне за помощью, увлечённо искали новые решения задач. Меня радовала возросшая инициатива и творчество в деятельности детей. Мои дети научились в определённой последовательности выполнять действия, выявлять составляющие части, планировать характер действий, и осуществлять контроль правильных решений.
Всю эту работу я проводила в тесном контакте с родителями. На одном из первых собраний познакомила их с объёмом работы по теме: « Использование игровых проблемно практических ситуаций в развитии математических способностей детей ». Проводила консультации, где рассказывала, как заинтересовать детей такими играми, познакомила родителей с подборкой литературы с занимательными задачами. Книги и игры родители при желании могут использовать для досуга дома. На консультациях знакомила их с новинками игр математического характера.
Результаты проведённой работы дают возможность утверждать, что использование игровых проблемно - практических ситуаций повысили у детей понимание необходимых знаний при решении нестандартных практических ситуаций.
Дети приобрели познавательный и практический опыт реализации поисковой деятельности; опыт отработки алгоритма поискового поведения. Дети научились усваивать познавательную информацию не про запас, а с целью регуляции игровых и практических действий.
Развитие эвристического мышления помогает им не бояться ошибок, взаимодействовать с партнёрами, а самое главное у моих воспитанников сформировался «вкус» к процессу познания.
Итогом моей работы с детьми было проведение вечеров досуга, КВН, вечеров развлечений математического и познавательного содержания. Во всех этих мероприятиях. В подготовке к ним активное участие вместе с детьми принимали и родители. Такое содружество в работе приносило свои плоды: помогло закрепить знания детей, поддерживать стойкий интерес к математической деятельности, укрепляло уважение и доброжелательность между детьми, родителями, педагогами.
Это даёт надежду, что дети успешно будут осваивать школьную программу и настраивает на дальнейшую работу по этой теме.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»