Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Учебно-исследовательская деятельность учащихся как фактор развития личности ребенка
Кузьмина Светлана Анатольевна,
кандидат педагогических наук, заместитель директора по НМР,
 ГБОУ лицей № 623 имени  И.П.Павлова Выборгского района
Бянкина Светлана Феоктистовна,
заместитель директора по УВР,
 ГБОУ лицей № 623 имени  И.П.Павлова Выборгского района

Образованный человек в современном понимании – это не столько человек, знающий и умеющий, сколько подготовленный к жизни. Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и видеть новые перспективы.
С первых лет своего существования ГБОУ лицей №623 имени  И.П.Павлова Выборгского района работает над задачей поиска, образования и развития одаренных детей, тех, кто в недалеком будущем составит часть интеллектуальной элиты нашей страны. В лицее создаются максимально благоприятные условия для развития и реализации потенциальных возможностей детей, склонных к занятиям точными науками, удовлетворения их образовательных потребностей и стимулирования творческой деятельности.
Немаловажным в работе с одаренными детьми является вопрос о самоопределении учащихся, их самоутверждении в социуме. Это решается разными путями. Это, прежде всего, система предметных и многопредметных олимпиад, конкурсов, турниров, а также система дополнительных занятий: факультативов и спецкурсов. В этом случае учащийся сам (или с помощью родителей, педагогов и т. д.) устанавливает цели своей учебной деятельности, т.е. оказывается в ситуации проектирования своего индивидуального пути развития.
Олимпиады и конкурсы очень популярны в лицее. В течение учебного года лицеисты принимают участие в 40-50 разнообразных олимпиадах, марафонах, конкурсах, турнирах, начиная с общелицейских олимпиад по химии, математике, физике, биологии, английскому языку и заканчивая всероссийскими и даже международными соревнованиями. Участие лицеистов в разнопрофильных олимпиадах представляет широкие возможности для самореализации большинства лицеистов, одаренных не только в области химии и биологии. А победы на городских и областных этапах многих предметных олимпиад показывают высокий уровень общего образования и широкий кругозор лицеистов.
Олимпиады являются элементом образовательной программы. Принимая участие в Олимпиадах, лицеисты учатся решать сложные задачи, воспитывают в себе трудолюбие, упорство, бойцовские качества. В тоже время, любые интеллектуальные соревнования являются прекрасным средством обучения и воспитания лицеистов, служат толчком для  формирования осознанных мотивов учения для слабомотивированных школьников, помогают раскрыть  творческий потенциал одаренных учеников. Поэтому олимпиадная работа на уровне лицея представляет собой целостную систему, включающую в себя не только организацию и проведение олимпиад, но и подготовку лицеистов к участию в различных интеллектуальных конкурсах. Большую роль здесь играют проводимые бесплатно факультативы и спецкурсы по решению олимпиадных задач и задач повышенного уровня сложности по химии, биологии, математике. Эти дополнительные занятия позволяют учащимся знакомиться с традиционными и нестандартными методами решения сложных задач, которые не рассматриваются в программе основного курса, а также учат применять знания, полученные на уроках, в нестандартных ситуациях.
Однако мы понимаем, что олимпиады являются достаточно специфической формой, и не все ученики по своим психологическим особенностям могут принимать активное участие в олимпиадах, не для всех интересно решение задач. Поэтому, чтобы расширить возможности развития одаренных детей, в последние годы наравне с олимпиадным мы стали активно развивать и другое направление – научно-исследовательское. На данный момент в лицее разрабатывается перспективная Программа включения лицеистов в проектно-исследовательскую деятельность. Но известно, что главным требованием к исследовательской программе школы является ее значимость, наличие смыслов для всех членов педагогического коллектива. А главным условием значимости является возможность реализации для учащихся и педагогов их актуальных запросов и ожиданий. Наметим хотя бы некоторые из них. Для педагогов это, в первую очередь, профессиональная самореализация, профессиональное общение, педагогический рост и т.п. Что же касается учащихся, то в лицее был проведен опрос старшеклассников, который позволил выявить отношение учащихся лицея к исследовательской и проектной деятельности. Анкетирование показало, что 74,6% лицеистов хотели бы попробовать свои силы в учебно-исследовательской или опытно-экспериментальной деятельности. При этом оказалось, что лицеистов привлекают к исследовательской деятельности следующие факторы:
    Интересно узнать или сделать что-то новое - 83,3%
    Возможность в дальнейшем поступить в ВУЗ по выбранной специальности - 42,1%
    Думаю о будущей профессии - 27,0%
    Желание получить награду (диплом, грамоту, грант, приз) за свою работу - 19,8%
    Желание самоутвердиться - 16,7%
    Престижность исследовательской деятельности - 14,3%
    Привлекает возможность публичного представления результатов своей работы на конференциях и конкурсах - 10,3%
Какие же факторы мешают учащимся лицея заниматься исследовательской деятельностью?
• Нет времени - 82,4%
• Нет желания - 44,1%
• Мало единомышленников среди друзей - 20,6%
• Не могу выбрать тему, определиться с научной областью - 17,6%
• Нет научного руководителя (по узкой тематике, выбранной темы) - 8,8%
Олимпиады и научно-практические конференции, безусловно, привлекают талантливых детей. Но нужно ли развивать оба эти направления, дополнительно загружая детей? Не подменяет ли одно другое? Не является ли это только модным течением? Но, как отмечают психологи, у «олимпиадников» и «исследователей» проявляются разные типы одаренности.
Коротко приведем сравнение олимпиад и конференций:
    Участие в олимпиадах    Исследовательская деятельность
Образовательный результат    Развитие когнитивных и эвристических способностей школьника, углубление знания по предмету, развитие умений решать нестандартные задачи, применяя теоретические знания на практике, способность к рефлексии, исследовательские качества.
Практический
результат    Решение теоретической или экспериментальной задачи (в том числе исследовательского характера). Применяя полученные знания, ученик ищет одно или несколько решений задачи, которые уже известны (жестко определены).    Нахождение какой-либо информации, закономерности и т.п. При этом результат обычно заранее точно не известен (по крайней мере, для самого исследователя).
Формы работы    Возможны групповые консультации, однако сам характер работы (подготовки, решения и др.) обычно сугубо индивидуальный.    Плодотворны коллективные и групповые исследования. Применяется чередование индивидуальной и коллективной работы, использование элементов взаимного обучения.
Уровень
коммуникаций    Продуктивный (делай сам).
Индивидуальная работа. Общение лишь при апелляции работ (исключением являются разнообразные бои).    Креативный (сотворчество).
Нужно не просто выполнить работу, но и суметь ее презентовать, защитить. Нужны (развиваются) ораторские качества.
Роль учащегося    Обучаемый, «решатель задач».    Исследователь научной проблемы, докладчик.
Роль педагога    Консультант-тренер в решении задач, в лучшем случае знакомит, обучает методам и приемам решения нестандартных задач, в худшем – «натаскивает» (результат может быть одинаково хорошим в любом случае).    Научный руководитель, консультант, но главная обязанность педагога поощрять и деликатно направлять исследовательскую и творческую инициативу ученика.
И в том и в другом случае ученик поставлен в условия, когда он вынужден решать проблему заново, как если бы до него никто ее не решал. Таким образом, исследовательские навыки вырабатываются и при решении олимпиадных задач и при проведении учебного исследования, однако анализ показывает, что участие в олимпиадах и в исследовательской работе требует разных типов деятельности, мышления, разных подходов. Следовательно, использование исследовательских методов в обучении позволяет расширить круг детей, вовлекаемых в активную творческую деятельность, дает большему числу учащихся возможность для самореализации и социализации личности. Эти методы не подменяют, а дополняют друг друга.
Коллектив лицея уже несколько лет решает проблему вовлечения учащихся в научно-исследовательскую и проектную деятельность. Основная цель  работы – дать большему числу учащихся возможности для раскрытия своих способностей и самореализации. Ежегодно в лицее проводятся конкурсы творческих и учебно-исследовательских работ «Первые шаги» (1 - 4 классы), «Путь в науку» (5 - 8 классы), «Шаг в будущее (Павловские чтения)» (9 - 11 классы).
Для активизации участия лицеистов в исследовательской деятельности в нашем лицее было создано УНИО – ученическое научно – исследовательское общество. В работе общество руководствуется «Положением об УНИО».
Цель работы УНИО: выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей.
Задачи научного общества:
1.    Содействовать повышению престижа и популяризации научных знаний.
2.    Развивать у школьников познавательную активность и творческие способности.
3.    Знакомить с методами и приемами научного поиска.
4.    Учить работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать информацию; выявлять и формулировать исследовательские проблемы; грамотно оформлять научную работу.
5.    Способствовать овладению учащимися искусством дискуссии, выступления перед аудиторией с докладами.
6.    Содействовать профессиональному самоопределению учащихся.
Научное общество объединяет учеников с 1-го по 11 класс и состоит из трех ступеней.
Первая ступень – это учащиеся 1-4 классов. Главными целями и задачами на этой ступени является формирование и развитие первичных теоретических и практических знаний и навыков учащихся в области исследовательской деятельности. Работа осуществляется в тесном контакте с родителями, которые выступают консультантами или научными руководителями при подготовке учебно-исследовательских работ и проектов.
Вторая ступень – ученики 5-8 классов лицея. Главными целями и задачами на второй ступени является приобретение более глубоких теоретических знаний, формирующихся в ходе научно-практической работы учащихся.
Третья ступень – наши старшеклассники, ученики 9-11 классов. Ребята не только серьезно занимаются проектной работой и научными исследованиями, но и активно участвуют в работе Совета лицеистов, оказывая большую помощь при организации и проведении предметных олимпиад, научно-практических конференций для учеников начальной школы и среднего звена, выступая в качестве экспертов при оценке работ.
Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся в условиях лицея предполагает сочетание теоретической подготовки педагогов с практикой в интересуемой их области знаний, организацию теоретических спецкурсов, работу с учителями и родителями с целью формирования у них научно адекватных и современных представлений о природе, методах выявления и путях творческого развития личности. Процесс учебно-исследовательской деятельности в лицее предусматривает организацию различных форм работы с учащимися – членами УНИО:
    разработка учебных исследований и проектов;
    подготовка научных и творческих работ и их публикация в сборниках;
    участие в конкурсах, турнирах, выставках по различным областям знаний и работа по их подготовке и проведению;
    проведение обзоров научной и научно-популярной литературы;
    подготовка и проведение научно-практических конференций и семинаров;
    выступления с лекциями, докладами, сообщениями перед учащимися лицея и других школ города;
    встречи с учеными, сотрудниками музеев, архивов,
    экскурсии в вузы, в научно-исследовательские учреждения, на предприятия и т.д.
Опыт использования разнообразных форм при организации научно-исследовательской деятельности лицеистов позволил добиться ряда позитивных факторов, не свойственных традиционному образовательному процессу. Так, увлечение учащихся решением поставленной исследовательской задачи приводит к тесному общению школьников с самыми различными людьми, прямо или косвенно связанными с изучаемой темой; широкому обсуждению проблем в лицейском сообществе, поиску общих точек соприкосновения при проведении исследований в различных направлениях. В эти обсуждения активно вовлекаются и лицейские преподаватели различных дисциплин. Поиск решения проблем на стыке разных наук является мощным фактором демонстрации необходимости межпредметных связей. Расширяется кругозор учащихся, совершенствуется техника их речи, приобретается опыт публичных выступлений и навыки работы в творческих коллективах.
С созданием УНИО мы стали постепенно переходить к успехам более масштабным и закономерным. Появились первые научные публикации учеников. Лицеисты стали активно участвовать в исследовательской деятельности и представлять результаты своей работы на различных конференциях.
Для организации учебно-исследовательской деятельности в лицее существует современное научно-техническое обеспечение, позволяющее знакомить учащихся с методами поиска научной информации, использования компьютерных технологий, возможностями мультимедийных средств и ресурсов сети Интернет.
Учителя лицея, выступающие в качестве научных руководителей, стремятся к тому, чтобы учебно-исследовательская деятельность была продолжением и углублением учебной программы. Результаты выполнения учебно-исследовательских работ и проектов остаются в лицее и используются в виде лабораторных работ, демонстрационных и информационных стендов, методических разработок, программных продуктов. Подготовку к защите своих разработок учащиеся проводят не только под руководством своих учителей, но и под руководством научных работников из различных вузов города, научно-исследовательских институтов, музеев и т.д. Учащимся предоставляется возможность выбора тем, методов исследований, форм отчета о работе. Такая личностная ориентация позволяет максимально приблизить темы научно-исследовательских и проектных работ к жизни, интересам самого ученика, его семьи, друзей, социума; сделать его исследование интересным и нужным. На процедуру защиты научно-исследовательских и проектных работ приглашаются учащиеся других классов, учителя, родители, специалисты в данной области из вузов, научно-исследовательских институтов. Процесс защиты своей работы дает учащимся навыки научной дискуссии и умение правильно представлять свои достижения. При проведении исследовательской работы учащийся сталкивается с различными проблемами, но при этом он самостоятельно ищет выход из возникших ситуаций, приобретая при этом положительные качества: расширяет свой кругозор, учится общаться, приобретать свою точку зрения на сложившуюся проблему, развивает качества лидерства, развитой личности. Несомненно, что в реальной жизни навыки общения, умение отстаивать свою точку зрения, расширение кругозора, умение проводить исследовательскую работу должны помочь ученику и в выборе будущей профессии и в жизни вне лицейских стен.
Мероприятия подобного рода способствуют укреплению духа товарищества, способствуют установлению сотрудничества между ребятами разных возрастов, учат правильному взаимодействию с взрослыми. Конкурс получил высокую оценку и у родителей. Но, при всей успешности проведенного конкурса, мы выявили некоторые проблемы в организации научно-исследовательской работы в нашем лицее, для решения которых необходимо произвести целый ряд организационных и методических мероприятий:
1.    Организация лектория для учителей, так или иначе участвующих в подготовке и проведении подобных мероприятий, т.к. не все учителя в полной мере владеют методикой подготовки проектов или учебно-исследовательских работ, а также элементов исследовательской деятельности в образовательном процессе. В консультациях подобной тематики нуждаются и родители.
2.    Сотрудничество со специалистами  по разным направлениям современной науки, готовыми взять на себя индивидуальную работу с одаренными детьми, проявляющими интерес к исследовательской, изобретательской и проектной деятельности.
3.    Поиск возможностей для публикации своих исследований, выступлений на научных конференциях, участие в тематических выставках и конкурсах исследовательских работ и проектов всех членов УНИО.
4.    Организация занятий для новых членов УНИО, включающий в себя теоретические семинары по проблеме, изучение оборудования, необходимого для проведения научно-исследовательских работ, и овладение навыками самостоятельной научно-исследовательской деятельности, итоговые обсуждения результатов работы.
Подводя итог, отметим, что привлечение учащихся к активной исследовательской деятельности позволяет успешно развивать одаренных школьников, которые по ряду причин выпадают из олимпиадного направления образовательной деятельности. Учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся создает в нашем учебном заведении современную образовательную среду, являясь важнейшим фактором развития лицея как инновационного учебного заведения.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»