Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Костюм Древней Греции

В VII-I вв. до н.э. в южной части Балканского полуострова расцвела замечательная культура Древней Греции. Природные условия Древней Греции, ее теплый морской климат, плодородные равнины и горные пастбища, богатые полезными ископаемыми недра земли определили основные занятия и быт древних греков.

Греческое искусство носило реалистический характер и имело огромное значение для всей европейской культуры в будущем.

Античные представления о красоте и по сей день остаются нормой и образцом для подражания. Греки первыми стали рассматривать человеческое тело как зеркало, отражающее совершенство мира.

Впервые в истории человечества в основе эстетического идеала красоты человека лежала гармония духа и тела. Патриотизм, развитый умственный кругозор и нравственность должны сочетаться с физической красотой: сильным тренированным телом, пропорциям которого уделяется много внимания в трудах мыслителей, художников и поэтов. Пять особенностей отличали древнегреческую одежду: организованность, закономерность, пропорциональность, целесообразность и симметричность. За единицу измерения была принята длина тела человека, где голова составляла 1/7 ее часть.

Женские образы в искусстве также отражали идеал разносторонне развитой, здоровой, цельной личности (статуя богини Афродиты, известная под названием Венеры Милосской). Красоты лица составляли правильные прямые линии носа и подбородка, невысокий лоб, обрамленный короткими завитками волос с прямым подбородком. Большие выпуклые глаза подчеркивались округлой линией бровей. Древние греки предпочитали светлый колорит - златокудрые волосы, голубые глаза, светлую кожу.

Красота одежды заключалась в изяществе драпировки. Это была эстетическая основа костюма, которая располагалась в самых разных направлениях, подчеркивая форму тела, и изменялась в разных ракурсах при движении. Ритм, расположение и форма складок диктовались основной архитектурной формой эпохи: колонной. Для создания драпировки необходимо было найти определенную фактуру ткани. Для своей одежды греки использовали мягкие, эластичные, прекрасно драпирующиеся ткани, которые ткали ручным способом на вертикальном станке шириной до 2 метров. Волокнистый состав греческих тканей – шерсть, лен или смешанные ткани. Ткани использовались одноцветные: красные и желтые – для женщин, зеленые, серые и коричневые – для сельских жителей, а также голубые, пурпурные, желтые и, особенно, белые. Одежда белого цвета была привилегией аристократии. Черный цвет не использовался в греческом костюме. Траурные цвета - серый и коричневый. Одноцветные ткани украшались каймой вышивки, аппликации или раскраски. Узоры орнамента связывались с природой, носили стилизованный геометрический или растительный характер (критская волна, пальметта). Орнамент ритмичен, раппорт строился по горизонтали.

С VIв. до н.э. свободные греческие мужчины носили широкий хитон – рубашку, надеваемую на голое тело. Его делали из одного-двух кусков ткани с разрезом для головы по поперечному сгибу ткани, скрепленных на плечах двумя небольшими застежками – фибулами. Иногда хитон имел короткие рукава, поэтому эта одежда ткалась целиком на станке. Хитон подпоясывали поясом, делая над ним напуск. Ширину равномерно распределяли складками. Хитон считался нижней одеждой. Его длина зависела от возраста владельца: пожилые люди носили длинный хитон, а молодежь – более короткий. Обычно он доходил до колен.

Чаще всего (например, спартанцы) носили только верхнюю одежду – плащ из прямоугольного куска ткани, или гиматий, который обвивал фигуру с головой, являясь нередко одеялом и единственной одеждой. Он мог быть до колен, щиколотки, ниспадать до пола. Гиматий представлял собой длинный прямоугольный шерстяной кусок ткани размером 1,7´4 метра, в углы которого зашивались маленькие свинцовые грузы – утяжелители, чтобы он лучше держался на плечах. Небольшие гиматии обертывали вокруг бедер и перекидывали один конец через левую руку. В непогоду плащ накидывали на плечи. Одежда низших сословий являлась при этом торжественной одеждой, она была примерно такой же, но короче и проще и из более грубой ткани. Драпированный гиматий не орнаментировался.

Еще одним видом легкого плаща была хламида – одежда воинов и путешественников. Как и гиматий она изготовлялась из прямоугольного куска плотной шерстяной ткани с кистями на концах, но была короче. Ее закрепляли пряжкой-фибулой на одном плече или груди, оставляя руку открытой. Края украшались орнаментальными полосами. Военачальники носили хламиды пурпурного цвета.

Женская одежда была более разнообразна, чем мужская, хотя основными ее видами были так же хитон и гиматий. Женский хитон представлял по силуэту стройный, вытянутый прямоугольник, в котором длина верхней части относилась к нижней по принципу «золотого сечения» (3:5).

Выделяют два основных типа хитонов: хитон с диплодием и ионийский хитон. Особенностью женского хитона раннего времени являлся отворот его верхнего края – диплодий. Он украшался вышивкой, аппликацией, расписным орнаментом, мог выполняться и из ткани другого цвета. Длина отворота могла быть до груди, бедер коленей. От соотношения длины диплодия и других частей хитона создавались определенные пропорции фигуры. Хитон скреплялся на плечах фибулами и подпоясывался с напуском – колпосом.

Верхней одеждой гречанок был гиматий, который драпировался различными способами. Женский гиматий был меньше мужского, но гораздо богаче орнаментирован.

От природы греки имели густые черные волосы. Доя совершеннолетия (16 лет) юноши брили лицо и носили длинные завитые локоны, подхваченные обручем, после и в зрелом возрасте – короткие волосы, круглую бородку и усы. Головные уборы носили в основном в непогоду или во время путешествий. Петас – круглая фетровая шляпа с полями и низкой тульей – наиболее распространенный головной убор, а так же круглая шапочка, носимая на затылке.

Прически гречанки делали из коротких и длинных волос. Греческий узел сохранился и в наши дни. Это расчесанные на прямой пробор волосы, завитые волнами, низко опущенные на лоб и вдоль щек, сзади приподнятые и уложенные узлом на затылке.

Короткие стрижки украшали обручем или лентой. Украшения к прическе: сетки из золоченых шнуров, диадемы, шпильки, гребни. Головной убор гречанки носили редко, прикрываясь в непогоду краем гиматия или хламиды. В жаркую погоду женщины надевали соломенную шляпу фолию.

Обувь греков повторяла форму ступни, изготовлялась на пробковой основе или веревочной или веревочной подошве, с ремешками, переплетавшимися на икрах. Носила ее только знать. Кроме сандалий греки носили мягкие кожаные полусапожки, а также высокие резные сапоги – эндромиды. Обувь гречанок - сандалии различных форм, нарядные, из кожи ярких расцветок, украшенные золотом и серебром. Обувь была без каблука, что придавало походке плавность.

Дополнением к костюму служили зонтик от солнца и веер в виде листа.

Бедняки носили мягкие туфли, сшитые из кожи – постолы.

Тонкие и изящные ювелирные украшения из золота или его сплава с серебром – диадемы, шпильки, сетки для волос, серьги, браслеты, ожерелья, застежки – фибулы и другие – дополняли костюм гречанки.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»