Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 2 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Государственное общеобразовательное учреждение гимназия № 66 Приморского района Санкт-Петербурга

Учебно-методическое пособие

по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

(5 класс).

Тема:

«Правила безопасного поведения на улицах и дорогах».

Преподаватель-организатор ОБЖ: Юринов И.Г.

 

Материальное обеспечение:

•        Схемы перекрестков;

•        Модели:   транспортных   средств,   дорожных знаков, светофоров, регулировщиков;

•        Схемы для выполнения индивидуальных за­даний.

•        Средства информатизации (ноутбук, проектор).

Вопросы урока:

1. Правила для пассажиров автобуса и троллейбу­са. Правила для пассажиров трамвая.

2. Правила перехода дороги по пешеходному пе­реходу на нерегулируемом перекрестке.


Ход урока. Методические рекомендации.      Вводная часть урока (3 мин.)

Проверить готовность класса к уроку, отметив, что на уроке класс делится на 3 команды. Опыт проведе­ния таких уроков в классе есть. Оказывают помощь пре­подавателю ученики 9 «А» класса, которые являются неоднократными победителями соревнований «Безопас­ное колесо», «Зарница» в районе, городе, регионе.

Назвать тему, цели, вопросы урока, подчеркнуть актуальность темы.

II.    Основная часть урока (38 мин.)

Первый вопрос (10 мин.)

Правила безопасного поведения для пассажиров автобу­са, троллейбуса. Правила поведения для пассажиров трамвая.

Вначале преподаватель отмечает, что поездка на маршрутном транспорте состоит из пяти этапов:

1.  Движение на посадку.

2.         Посадка в транспорт.

3.  Поездка.

4.         Высадка из транспорта.

5.  Движение после высадки.

Таким образом, все Вы становитесь пешеходами, пассажирами и опять пешеходами.

При пояснении правил для пассажиров автобуса и троллейбуса, трамвая преподаватель применяет рисунки (схемы), обращая при этом внимание на поведение пас­сажиров на остановке и после высадки (рис. 1).

Если же приподнятая посадочная площадка, и она примыкает к регулируемому пешеходному переходу, то идти на тротуар надо, подчиняясь сигналам светофора.

Если горит красный сигнал - ожидай включения зелёного сигнала, стоя на пешеходном переходе с правой стороны (рис. 2).

Если приподнятая посадочная площадка примыкает к нерегулируемому пешеходному переходу, то к ближ­нему от трамвая тротуару можно идти, только убедив­шись, что справа от тебя движущихся транспортных средств нет.

Если придется стоять, чтобы пропустить машины, то будь внимателен: сзади может ехать трамвай!

Если тебе надо перейти на противоположную сто­рону дороги, сначала пропусти трамвай, на котором ты ехал. Убедись, что слева от тебя нет других трамваев, а так же справа нет приближающегося трамвая и других транспортных средств.

Стоять на пешеходном переходе и идти по нему надо, придерживаясь правой стороны!

Выйдя из трамвая на остановке, где нет приподня­той посадочной площадки, ты остановишься на проезжей части дороги. Задерживаться на проезжей части дороги НЕЛЬЗЯ! Но прежде чем идти на тротуар - посмотри на­право и убедись, что транспортные средства стоят и про­пускают тебя. Пересекая проезжую часть, продолжай следить за транспортом справа. Если придется пропус­тить движущийся транспорт, помни, что у тебя за спиной остался трамвай, который может поехать (рис.3).

Если необходимо перейти на противоположную сторону дороги, то должен дойти до ближайшего тротуа­ра и только после этого по ПЕШЕХОДНОМУ ПЕРЕХО­ДУ перейти на противоположную сторону дороги!

В заключение первого вопроса преподаватель обя­зательно подчеркивает, что надо идти на тротуар во всех случаях после высадки, строго соблюдая Правила дорож­ного движения.

Правила поведения пассажиров при посадке, в са­лоне (вагоне) изучить (повторить) самостоятельно.


Второй вопрос (28 мин.)

Правила перехода дороги по пешеходному переходу

на нерегулируемом перекрестке.

Учащиеся под руководством преподавателя повто­ряют (закрепляют) Правила дорожного движения, кото­рые были изучены ранее ими в начальной школе. Капи­таны команд берут по 2 вопроса из пакета, который выда­ет преподаватель.

В пакет включены следующие вопросы:

1.Почему нельзя ходить по проезжей части улицы или дороги?

2.      Где должен ходить пешеход по улице (загородной до­роге)?

3.      Как правильно переходить улицу с односторонним движение транспортных средств?

4.      Как правильно переходить улицу с двусторонним дви­жением транспортных средств?

5.      Как обозначаются пешеходные переходы?

6.      Перекресток

7.      Предупредительные сигналы, подаваемые водителями.

8.      Нерегулируемый перекресток.

Преподаватель дает минуту на подготовку команд. Команды готовятся к ответам. Капитаны команд назна­чают отвечающих. Помощники ЮИД оценивают ответы команд. Если ответы неправильные или есть ошибки, то дополняют другие команды и получают дополнительные очки.

После закрепления материала команды получают по 8 схем:

•        1-4 схемы. В этих схемах нужно раскрасить автомо­били и этим же цветом показать стрелками возмож­ные направления их движения на перекрестках (рис. 4);

•        5-8 схемы. Откуда при движении по первой полови­не нерегулируемого пешеходного перехода можно ожидать появление транспорта? Направление пока­зать синими стрелками. Откуда можно ожидать по-


явление транспорта при движении по второй поло­вине перехода? Направление показать коричневыми стрелками (рис. 5).

Помощники ЮИД оценивают выполненные зада­ния.

После повторения и закрепления материала преподаватель переходит постановке ситуационных задач по правилам перехода дороги по пешеходному переходу на нерегулируемом перекрестке (рис. 6).

Преподаватель, используя средства информатизации, показывает, рассказывает ситуационные задачи. После постановки задач дает команды на их реше­ние. Помощники ЮИД оцениваю решение задач по ко­мандам на макете перекрестка с использованием фигур.

III.   Заключительная часть урока (4мин.)

Подвести итог урока. Отметить, как работали на уроке команды. Ответить на вопросы. Дать задание на само­стоятельную работу (Повторить Правила по учебному пособию (часть 1) «Учись быть пешеходом» стр. 52, 71, 85, 94-99).

 


 

 

Рис.1 Ожидание автобуса или троллейбуса

на ос­тановке.

 

 

Рис.2 Поведение пассажиров на трамвайной оста­новке с приподнятой посадочной площадкой.


 

 

Рис.3 Поведение пассажиров на трамвайной оста-новке без приподнятой посадочной площад­ки.



 

Рис.4 Возможные направления движения транс­портных средств. Раскрасть каждый из авто­мобилей в свой цвет. Этим же цветом пока­жи стрелками возможные направления их движения.


 

Рис.5Откуда можно ожидать появления транс­портных средств.

1.         Откуда при движении по первой половине нерегулируемого перехода можно ожидать появления транспорта? Направления по­кажи синими стрелками.

2.    Откуда можно ожидать появления транс­порта при движении по второй половине перехода? Направления покажи коричне­выми стрелками.


 

Рис. 6 Ситуационные задачи по переходу улицы нерегулируемом перекрестке.


 

Театрализованное представление

"Знай Правила дорожного движения,

как таблицу умножения"

В зале рисунки детей, плакаты: "На улице - не в комнате, о том, ребята, помните".

Ведущий:

Ребята, чтобы сохранить своё здоровье и жизнь, мы должны строго соблюдать установленные правила движения, они совсем несложны.

1-й ученик:

Бурлит в движеньи улица:

Бегут авто, спешат трамваи.

Все будьте правилу верны –

Держитесь правой стороны, (хором).

Ведущий:

Ходить и останавливаться на тротуаре большими группами нельзя, так как это задерживает движение.

2-й ученик:

Объяснить надо запросто, Будь ты юн или стар:

Шоссе – для транспорта, Для тебя – тротуар!

Ведущий:

Переходить улицу надо только в тех местах, где имеются дорожка пешехода или указатели перехода (знак перехода).

3-й ученик:

Иди через улицу там, пешеход,

Где знаком указан тебе "переход"!

Ведущий:

При переходе улицы с двусторонним движением сначала посмотрите налево, а дойдя до середины, - направо.

4-й ученик:

Где улицу надо тебе перейти –

О правиле помни простом: С вниманьем налево сперва погляди, Направо взгляни потом.

Ведущий:

Вы должны знать, что играть на тротуаре или на проезжей части улицы нельзя. Это может окончиться несчастьем.


2

5-й ученик:

Глупый утенок играет в футбол,

Хочется очень забить ему гол.

Гонит по улице мяч со двора...

Разве для улицы эта игра?

Здесь не футбольное поле с травой

Мчатся машины по мостовой:

Красный автобус, такси, грузовик

Тут под машиной очутишься вмиг.

Слушай, утенок, себя береги,

С улицы шумной скорее беги.

Сразу за домом, рядом со школой

Есть у ребят уголок для футбола,

Там целый день, хоть вприпрыжку,

Хоть вскач,

Будешь гонять в безопасности мяч!

Ведущий:

Не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом, помните,
что транспорт сразу остановить нельзя.                                          

6-й ученик:

Глупо думать: "Как-нибудь Проскочу трамвайный путь!" Никогда не забывай,

Что быстрей тебя трамвай!

Ведущий:

Иногда ребята катаются на велосипеде, цепляясь за машины. Это очень опасно.

8-й ученик:

Видит мартышка: родителей нет,

Вмиг оседлала велосипед.

Только сверкнули на солнышке спицы, Решила к машине она прицепиться.

Ехал по улице грузовик,

Мартышка за борт ухватилась вмиг. Страшно прохожим смотреть

на мартышку: Может попасть под машину глупышка. Всюду машины: и слева, и справа.

Очень опасная эта забава.

Ведущий:

Выезжать на улицу, где движутся автомашины, троллейбусы, автобусы опасно. Никогда не забывайте об этом, ребята!

Выходят три мальчика. Они изображают цвета светофоров, и каждый держит в руках круг своего цвета.


3

Вместе:

Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный,

Горит и день, и ночь –

Зеленый, желтый, красный.

Наш домик - светофор,

Мы три родные брата,

Мы светим с давних пор

В дороге всем ребятам.

Мы три чудесных цвета,

Ты часто видишь нас,

Но нашего совета

Не слушаешь подчас.

1-й мальчик:

Самый строгий - красный свет. Стой, если он горит!

Дороги больше нет!

Путь для всех закрыт.

2-й мальчик:

Чтоб спокойно перешел ты,

Слушай наш совет:

-    Жди!

Увидишь скоро желтый

В середине свет.

3-й мальчик:

А за ним зеленый свет Вспыхнет впереди, Скажет он: Препятствий нет, Смело в путь иди!

Три говорящих цвета:

Днем и ночью,

В дождь и стужу,

Рассекая тьму и мрак,

Светофор всем людям служит,

Словно сказочный маяк.

Ждут команды светофора

Пешеходы и шофёры.

И тебе бы не мешало

Знать значенье трёх сигналов.

Вот глазок зажёгся красный:

Путь закрыт, идти опасно.

Жёлтый свет - предупрежденье:

Наберись, дружок, терпенья.

Увидал зелёный свет -

Не спеши и убедись,

Что весь транспорт замирает

И тебя он пропускает.

Что ж, иди.

Препятствий нет.

Три волшебных цвета помни!

Для чего они нужны?

Ты не с красным

И не с жёлтым,

А с зелёным лишь дружи!


4

(Выходит "Светофор").

Вместе:

Коли выполнишь без спора

Все сигналы светофора,

Домой и в школу попадешь, Конечно, очень скоро!

Мальчики уходят.

(Сценка "Юрка").

Юрка живет

На другой стороне.

Он машет рукой

Через улицу мне.

-     Я сейчас! -
Кричу я другу
И к нему
Лечу стрелой.

Вдруг я замер от испуга, Юрка в страхе крикнул:

-     Стой!
И откуда,
И откуда

Появился самосвал? Просто чудом, Просто чудом

Под него я не попал. У шофёра –

Грозный взгляд.

-     Ты куда?
Вернись назад!

Твой приятель подождёт, -Посмотри, где переход!

 

Ведущий:

Выходить из автобуса, твамвая, троллейбу Выйдя, надо идти к пешеходному переходу.

Ученик:

"Переходный светофор"

На посту стоят два брата:

То один здесь, то другой.

На посту стоят два брата, Каждый - бравый часовой.

Вот выходит братец красный, Он спешит предупредить: "Стойте, граждане, опасно

Вам сейчас переходить!" Загорелся красный свет –

Стой на месте: ходу нет!


Театрализованная игра по Правилам дорожного движения.

Зал разделен на три части.

У 1-й группы учащихся - красные шары. У команды из 9 человек на груди значки в виде красного круга с указанием класса. У 2-й и 3-й группы соответственно желтые и зеленые шары и значки.

Перед сценой расчерчен пешеходный переход с перекрестком. В центре стоит регулировщик в форме. (преподаватель, физ.культуры в гимназии № 66).

Замдиректора по ВР поясняет условия игры. В нашей игре будет проходить 4 конкурса для команд. За каждый правильный ответ им будет выдаваться фишка соответствующего цвета. За правильный ответ - зеленая фишка, за неправильный - красная.

В игре нам будут помогать 3 ученика 9 "А" класса нашей гимназии - призеры игры "Зарница". Судит игру наш уважаемый "Регулировщик", по его свистку - начало и окончание конкурса.

5-ый конкурс пройдет для болельщиков. От Вас, дорогие болельщики, зависит успех ваших команд. Поддерживайте ваших товарищей как можно активнее, но в то же время не нарушая дисциплину. За это будут назначены штрафные очки.

1-й и 2-й конкурс проводятся одновременно. Вы видите 3 стола. У нашего судьи находятся 6 конвертов с 3 разными заданиями в каждом. Нужно выбрать от каждой команды по 2 человека. В конвертах с синей пометкой - ЛОТО, состоящее из знаков, с красной пометкой - ЛОТО, состоящее из транспортных средств. Нужно собрать правильно "ЛОТО" и правильно назвать знак, а также не забыть сказать, к какой группе знаков он относится. Задание понятно? Можете выбрать конверт и расположиться по своим столам.

Свисток. Начали! Болельщики, поддержите своих товарищей. Наши помощники будут следить за скоростью и определять победителя. У первого стола, где ЛОТО собрано, "Наблюдатель" поднимает руку. Звучит свисток. Им выдаются 3 фишки. Второй стол собрал. Звучит свисток. Им выдаются 2 фишки. Третьему столу - 1 фишка.

"Регулировщик" подходит к каждому столу и слушает ответ. Если ответ полный, соответственно им вручается фишки 3,2,1. Звучит свисток.

Спасибо, ребята! Можете занять место в командах.

Следующий конкурс - конкурс "Загадок", которые Вам задаст наш "Регулировщик". Каждой команде - по 3 загадки. За каждый правильный и неправильный ответ - по 1 фишке соответствующего цвета. "Регулировщик " загадывает загадки. Если ответ неправильный, просим помощи у болельщиков. По свистку конкурс закончен.


2


Регулировщик загадывает загадки членам команды.

1.  "Посмотри, силач какой: На ходу одной рукой Останавливать привык Пятитонный грузовик"

 

2.             "С тремя глазами живет По очереди мигнет, Порядок наведёт"

3.             "В два ряда дома стоят -Десять, двадцать, сто подряд. Квадратными глазами Друг на друга глядят"

4.             "Для этого коня еда -Бензин, и масло, и вода. На лугу он не пасется. По дороге он несется"

5.             "Что за чудо этот дом -Окна светятся кругом. Носит обувь из резины И питается бензином"

6.             "Вот по рельсам мчит машина,

Держится за провода,

не надо ей бензина,

Чтобы мчать туда - сюда"

7.             "Поднял кверху две руки, Взял две жилы в кулаки, Не автобус, не трамвай, Что такое - отгадай"

8.             "Бывает ли у дождика Четыре колеса? Скажи, как называются Такие чудеса?"

9.             "Рукастая, зубастая, Идет - бредет по улице. Ей дворник улыбается: Снег сам собой сгребается"


Ответ: регулировщик. Ответ: светофор

Ответ: улица

Ответ: автомобиль

Ответ: автобус

Ответ: трамвай

Ответ: троллейбус

Огвет: поливочная машина

Ответ: снегоуборочная машина


Следующий конкурс проводится со знаками дорожного движения. Каждой команде будет показано по 3 знака. Нужно назвать знак и определить, к какой группе знаков они относятся. Конкурс оценивается по трехбалльной системе. Выносятся стенды с дорожными знаками. Команды совещаются и отвечают только по поднятой руке. Если болельщики будут подсказывать, команды получают штрафные очки.


3

По свистку "знаки" переворачивают. Команды отвечают поочередно. Помощники вручают фишки. По свистку ход переходит к следующей команде. После просмотра 9 стендов-знаков конкурс завершен.

А теперь конкурс болельщиков. Кто громче и четче повторит сегодняшний урок, получит по баллу. Все внимательно смотрят на пешеходный переход и хором отвечают на вопрос "Регулировщика". Разыгрываются три сценки:

а)идет сценка , где перед машиной перебегают дорогу.
Вопрос: Перебегать улицу перед приближающимся транспортом?
Все хором: ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

б)идет вторая сценка, где цепляются за машину.
Вопрос: Цепляться за машину?

Все хором:ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

в)  идет третья сценка "Игра в мяч".
Вопрос: Играть на проезжей части?
Все хором: ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

Наши болельщики - молодцы, им вручаются фишки. Они хорошо поддерживали свои команды.

Наша театрализованная игра подходит к концу. Помощники собирают фишки и помогают подвести итоги. А для вас пока прозвучит песня в исполнении вокального ансамбля 5 "Б" класса. "Песенка о правилах дорожного движения", (звучит песня).

"Регулировщик" судья объявляет о победителях конкурса. Все аплодируют. Победителям вручают призы.

Дорогие ребята! Уважаемые гости, наш праздник "Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения" подходит к концу. Большое спасибо всем за участие и внимание. И нашим артистам , и болельщикам, и, конечно, гостям.

А завершает наш праздник танец "Светофор". Исполняется танец. Звучит музыка, все уходят.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»