Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Виртуальная экскурсия как инновационная форма обучения
 на примере проекта  «Школьное экскурсионное бюро»

 
Праведная Елена Михайловна,
учитель истории школы
№ 455 Санкт-Петербурга
 
      Жизнь современного человека насыщена информацией. Компьютер, смартфон, планшет стали нашими постоянными спутниками и друзьями. Многие привычные дела мы осуществляем с помощью гаджетов. Общение, покупки, поиск информации и даже путешествия можно осуществить виртуально.
      Компьютеризация пришла и в образование, став одной из ведущих тенденций. Трудно представить современный урок без презентаций, компьютерных тестов, видеофрагментов. Среди множества сетевых ресурсов, объединяющих образовательный процесс с реальной жизнью, обеспечивающих учащимся через их непосредственные наблюдения, знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении, служат виртуальные экскурсии.  Этот формат  отнюдь не новый и хорошо известен многим пользователям. Крупнейшие музеи мира активно предлагают многочасовые экскурсии по своим залам. Не выходя из дома,  вы можете внимательнейшим образом рассматривать экспонаты и даже общаться с экскурсоводом.
     Проведение урока в такой форме, может являться вполне обоснованной формой обучения. Можно использовать готовые экскурсии, размещенные в Интернете, учитель  может их создавать сам, их могут создавать и дети.
     Этот последний прием мы и решили использовать на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга. Этот предмет в нашей школе изучается в рамках внеурочной деятельности в 5-9 классах. Материал по данному предмету обширен, а возможности посещений  культурные объекты города и области весьма ограничены, поэтому в 2017-2018 учебном году родилась идея осуществить коллективный  проект «Школьное экскурсионное бюро», своего рода банк виртуальных экскурсий по Санкт-Петербургу и пригородам, где каждый участвующий класс представляет свою экскурсию.
      Начать решили с  7 классов.  Учащихся заинтересовала тема «Крепости Северо-Запада». С нее мы и начали работу.
      На первом этапе совместно с учениками были определены цели, задачи и выбраны объекты экскурсии с учетом интересов. Задачами данного этапа являлось знакомство учащихся с крепостями Северо-Западного региона, формирование регулятивных, коммуникативных и познавательных компетенций; воспитание эстетического восприятия произведений искусства, развитие интереса к архитектурным достопримечательностям нашего края. Задание заключалось в том, что каждый ученик должен был на страницах учебника, научной литературы  и в сети Интернет  найти  информацию по выбранному объекту, сформировать  папку с данными, подготовить план выступления.
На втором этапе учащиеся познакомились с различными видами виртуальных экскурсий, созданных с помощью различных технологий. Затем им  необходимо было оформить материал в электронном виде с описанием «своей» достопримечательности и создать общую графическую карту. Задачами  данного этапа являлось знакомство учащихся с технологией создания виртуальной экскурсии посредством создания графической карты,
использование панорамных композиций (создание горячих точек и переходов), развитие коммуникативных, познавательных и регулятивных компетенций.
На третьем этапе учащимся было  необходимо представить результаты работы, т.е. провести созданную экскурсию. Она проводилась на школьной Конференции проектно-исследовательских работ, где учащиеся смогли выступить в роли экскурсоводов. Каждый получил возможность продемонстрировать свой  вклад в общий проект.  В ходе работы над проектом ребята приняли решение издать рекламный буклет. Его раздали всем присутствующим.   Оценивание работ на конференции  осуществлялось  согласно критериальному подходу (возможные критерии оценивания виртуальной экскурсии: содержание; работа с различными типами данных, качество оформление материалов, представление информации во время экскурсии, указание источников). Обратим внимание, что все критерии были заявлены заранее,  в  их разработке участвовали  учащиеся и учителя.  Проект «Школьное экскурсионное бюро» был высоко оценен жюри. Заметим, что этап оценивания вполне можно пропустить, если мероприятие, где демонстрируется виртуальная экскурсия, не является конкурсным.
Выполненная работа вызвала интерес,  и мы продолжили создание банка экскурсий. К проекту присоединились учащиеся 8 и 9 классов. В 2019-2020 учебном году они создали серию экскурсий «Путешествие по пригородам Санкт-Петербурга». Форма виртуальной экскурсии стала особенно актуальной в условиях коронавирусных ограничений.
В настоящее время работа над проектом продолжается.  Особо отметим, что этот вид обучения  интересен детям, и они охотно в него включаются, привлекают друзей. Большую помощь нам оказывали родители, они же были самыми внимательными и заинтересованными экскурсантами.
Виртуальная экскурсия для всех  – это способ перемещаться в различные места и знакомиться с достопримечательностями в любое время и любую погоду.
Виртуальная экскурсия для школы -  инновационная  форма учебной деятельности, направленной не только на получение предметных знаний, но и на формирование коммуникативных, познавательных, регулятивных учебных действий, способствует повышению интереса к культурному наследию родного края и страны.
            
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

Кто на сайте

Сейчас на сайте 601 гость и нет пользователей