Виртуальная экскурсия как инновационная форма обучения
на примере проекта «Школьное экскурсионное бюро»
Праведная Елена Михайловна,
учитель истории школы
№ 455 Санкт-Петербурга
Жизнь современного человека насыщена информацией. Компьютер, смартфон, планшет стали нашими постоянными спутниками и друзьями. Многие привычные дела мы осуществляем с помощью гаджетов. Общение, покупки, поиск информации и даже путешествия можно осуществить виртуально.учитель истории школы
№ 455 Санкт-Петербурга
Компьютеризация пришла и в образование, став одной из ведущих тенденций. Трудно представить современный урок без презентаций, компьютерных тестов, видеофрагментов. Среди множества сетевых ресурсов, объединяющих образовательный процесс с реальной жизнью, обеспечивающих учащимся через их непосредственные наблюдения, знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении, служат виртуальные экскурсии. Этот формат отнюдь не новый и хорошо известен многим пользователям. Крупнейшие музеи мира активно предлагают многочасовые экскурсии по своим залам. Не выходя из дома, вы можете внимательнейшим образом рассматривать экспонаты и даже общаться с экскурсоводом.
Проведение урока в такой форме, может являться вполне обоснованной формой обучения. Можно использовать готовые экскурсии, размещенные в Интернете, учитель может их создавать сам, их могут создавать и дети.
Этот последний прием мы и решили использовать на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга. Этот предмет в нашей школе изучается в рамках внеурочной деятельности в 5-9 классах. Материал по данному предмету обширен, а возможности посещений культурные объекты города и области весьма ограничены, поэтому в 2017-2018 учебном году родилась идея осуществить коллективный проект «Школьное экскурсионное бюро», своего рода банк виртуальных экскурсий по Санкт-Петербургу и пригородам, где каждый участвующий класс представляет свою экскурсию.
Начать решили с 7 классов. Учащихся заинтересовала тема «Крепости Северо-Запада». С нее мы и начали работу.
На первом этапе совместно с учениками были определены цели, задачи и выбраны объекты экскурсии с учетом интересов. Задачами данного этапа являлось знакомство учащихся с крепостями Северо-Западного региона, формирование регулятивных, коммуникативных и познавательных компетенций; воспитание эстетического восприятия произведений искусства, развитие интереса к архитектурным достопримечательностям нашего края. Задание заключалось в том, что каждый ученик должен был на страницах учебника, научной литературы и в сети Интернет найти информацию по выбранному объекту, сформировать папку с данными, подготовить план выступления.
На втором этапе учащиеся познакомились с различными видами виртуальных экскурсий, созданных с помощью различных технологий. Затем им необходимо было оформить материал в электронном виде с описанием «своей» достопримечательности и создать общую графическую карту. Задачами данного этапа являлось знакомство учащихся с технологией создания виртуальной экскурсии посредством создания графической карты,
использование панорамных композиций (создание горячих точек и переходов), развитие коммуникативных, познавательных и регулятивных компетенций.
На третьем этапе учащимся было необходимо представить результаты работы, т.е. провести созданную экскурсию. Она проводилась на школьной Конференции проектно-исследовательских работ, где учащиеся смогли выступить в роли экскурсоводов. Каждый получил возможность продемонстрировать свой вклад в общий проект. В ходе работы над проектом ребята приняли решение издать рекламный буклет. Его раздали всем присутствующим. Оценивание работ на конференции осуществлялось согласно критериальному подходу (возможные критерии оценивания виртуальной экскурсии: содержание; работа с различными типами данных, качество оформление материалов, представление информации во время экскурсии, указание источников). Обратим внимание, что все критерии были заявлены заранее, в их разработке участвовали учащиеся и учителя. Проект «Школьное экскурсионное бюро» был высоко оценен жюри. Заметим, что этап оценивания вполне можно пропустить, если мероприятие, где демонстрируется виртуальная экскурсия, не является конкурсным.
Выполненная работа вызвала интерес, и мы продолжили создание банка экскурсий. К проекту присоединились учащиеся 8 и 9 классов. В 2019-2020 учебном году они создали серию экскурсий «Путешествие по пригородам Санкт-Петербурга». Форма виртуальной экскурсии стала особенно актуальной в условиях коронавирусных ограничений.
В настоящее время работа над проектом продолжается. Особо отметим, что этот вид обучения интересен детям, и они охотно в него включаются, привлекают друзей. Большую помощь нам оказывали родители, они же были самыми внимательными и заинтересованными экскурсантами.
Виртуальная экскурсия для всех – это способ перемещаться в различные места и знакомиться с достопримечательностями в любое время и любую погоду.
Виртуальная экскурсия для школы - инновационная форма учебной деятельности, направленной не только на получение предметных знаний, но и на формирование коммуникативных, познавательных, регулятивных учебных действий, способствует повышению интереса к культурному наследию родного края и страны.