Тема |
Д. Хармс «Врун», «Как Володя быстро под гору летел».
Игра в слова. Стихотворения-лимерики. |
Цель |
Продолжить знакомить детей с творчеством Д.Хармса. Стимулировать использование приобретённых знаний и умений для создания собственного стихотворения-лимерика. |
Задачи |
- Научить ориентироваться в разных способах выполнения задания;
- Научить создавать свой текст по алгоритму (лимерик)
- Упражнять в выразительном чтении юмористического произведения
- Выполнять оценку учебных действий
- Воспитывать интерес к творчеству детских поэтов.
- Развивать внимание, умение подбирать рифмы,
- Представлять результат своей деятельности
|
Планируемые результаты |
Предметные умения |
Метапредметные умения |
Личностные умения |
- ориентироваться в особенностях жанра «абсурд, чепуха»
- читать выразительно текст;
- анализировать художественное произведение по форме и содержанию;
- формулировать значение слов «абсурд», «юмор», «небывальщина», «рифма»;
- составлять собственный юмористическое произведение - лимерик, используя схему-алгоритм |
Познавательные умения:
- выбирать вариант выполнения задания;
- использовать приобретенные знания по теме при выполнении задания;
- определять понятия, устанавливать аналогии.
- ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.
- создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- работать с текстом, схемой, иллюстрациями и др.
Регулятивные умения:
- понимать свои интересы, увидеть проблему,
задачу. Выражать её словесно;
- выполнять учебные действия по плану;
- выполнять учебное задание, используя алгоритм;
- выполнять учебное задание в соответствии с целью
- осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания;
Коммуникативные умения:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- строить понятные для партнёров высказывания в рамках учебного диалога;
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
- адекватно взаимодействовать с партнёрами в рамках учебного диалога.
|
- позитивное отношение к чтению и желание читать юмористические произведения
- интерес и творческое отношение к созданию собственного юмористического произведения
- Осознавать и называть свои
ближайшие цели саморазвития (улучшения черт характера, постановка ближайших целей в учебе и вне ее в соответствии со своими интересами). |
Организация образовательного пространства
|
Межпредметные связи |
Ресурсы |
Формы работы |
Музыка (выполнение ритмических упражнений)
Русский язык (подбор синонимов, понятие «ударный слог»)
Окружающий мир |
Информационный материал
Учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, ч 1, с 90-113. Тема «Весёлый хоровод»
Демонстрационный материал
Презентация «Весёлый хоровод»
Интерактивный материал
Карта темы, памятка-алгоритм «Лимерик»; музыкальный клип «Финская полька» (для физ. минутки)
Раздаточный материал: карточки с учебными заданиями. |
Фронтальная;
Индивидуальная
Парная
|
Ход урока |
|
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
Мотивация к деятельности |
Цель – мотивировать к чтению и созданию юмористических произведений |
-- Вы знаете?
Вы знаете?
Вы знаете?
Вы знаете?
Ну, конечно, знаете!
Ясно, что вы знаете!
Несомненно,
Несомненно,
Несомненно знаете!
-- Нет! Нет! Нет! Нет!
Мы не знаем ничего,
Не слыхали ничего,
Не слыхали, не видали
И не знаем
Ничего!
-- А вы знаете, что У?
А вы знаете, что ПА?
А вы знаете, что ПЫ?
Что у папы моего
Было сорок сыновей?
Было сорок здоровенных --
И не двадцать,
И не тридцать,--
Ровно сорок сыновей!
-- Ну! Ну! Ну! Ну!
Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!
Еще двадцать,
Еще тридцать,
Ну ещ? туда-сюда,
А уж сорок,
Ровно сорок,--
Это просто ерунда!
Кто узнал произведение? Кто может назвать автора?
Чем сегодня на уроке будем заниматься? Обратимся к карте темы.
|
Опережающее задание для 1 ученика. Чтение в паре с учителем начала стихотворения.
Д. Хармс.
План урока:
- Узнаем новое о творчестве Д.Хармса
- Почитаем и поиграем в стихотворения автора
- Стихотворения- лимерики.
|
Актуализация необходимых знаний |
Цель – систематизировать полученные знания |
На столах распечатки. Прочитайте. Что уже было известно? Что нового узнали?
Продолжим игру?
Слайд № 1. Каково построение текста стихотворения? (вопрос-ответ). Что общего в содержании вопроса и ответа (дети называют строчки).
Какое вы бы дали название произведению? Докажите.
Анализ произведения.
- Прочитаем стихотворение ещё раз.
-Сколько действующих лиц в стихотворении?
- В какой форме написано стихотворение? (монолог или диалог)
- На первый взгляд, кажется, что мальчик обманывает ребят. Проверим, так ли это?
-Прочитайте первую строфу. Зачем мальчик повторяет одни и те же слова?
(хочет заинтересовать ребят, привлечь их внимание)
- Что отвечают ему ребята? Что это означает? (Они заинтересовались, им любопытно)
- Верят ли ребята мальчику? Почему же они не расходятся, а слушают следующие выдумки? (они включились в игру)
- А зачем мальчик рассказывает небылицы? Он действительно хочет обмануть?
- Значит, он не просто выдумывает, он придумал новую игру.
- Какое же из предложенных названий подходит больше других?
|
Работа с карточками. Новое: журналы детские 30-40 годы. Любовь к розыгрышам и играм со словами.
Листочки вклеить, подчеркиваем важное цветным карандашом.
Чтение оставшихся строф стихотворения. Учитель читает, ребята отвечают (на доске опорные слова)
Работа с распечатками. |
Организация познавательной деятельности |
Цель - учить выполнять учебные действия в соответствии с планом;
-учить представлять результаты своей деятельности. |
3. Давайте и мы поиграем вместе с героями стихотворения и придумаем свою фантазию, попробуем подражать Даниилу Хармсу.
— Скажите, на сколько частей можно разделить стихотворение? (6)
1 — вступление, начало игры.
2-6 — различные выдумки героя.
- Как построены 2-6 части (одинаково) .
- Найдите слова, которые повторяются в каждой части, подчеркните их во 2 части.
- Составьте из фрагментов ещё одну часть стихотворения.( работа в парах)
- Прочитайте, что у вас получилось.
— Давайте сочиним вместе небывальщину про корову. На сколько частей
нужно разделить это слово? (3)
-Что получилось? А вы знаете, что КО?
А вы знаете, что РО?
А вы знаете, что ВА?
- Придумываем невероятное предположение.
Что корова, что Бурёнка
Ровно тысячу лет жила!
- Подбираем сравнение, причём каждое последующее должно быть еще более неправдоподобным.
И не двести, и не триста,
Ровно тысячу лет жила.
- Что отвечают ребята?
Ну! Ну! Ну! Ну!
Врёшь! Врёшь! Врёшь! Врёшь!
Ну, хоть двести, ну, хоть триста,
Ну, ещё туда — сюда.
Чтобы тысячу лет жила,-
Это просто ерунда!
|
Дети работаю в парах, могут совещаться в 4-ках. Продумывают выступление. |
Физкультминутка (повтори ритм под музыку) |
Интеллектуально-преобразовательная деятельность |
Цель – научить использовать приобретённые знания и умения для создания текста.
|
Мы с вами будем учиться сочинять лимерики – стихи-нелепицы.
Название этого слова появилось благодаря ирландскому городу Лимерику.
Там такие стихи и по сей день можно услышать чуть ли не на каждом углу.
Задание:
Найдите особенности построения стихотворения (формы). Для сравнения даю 2 лимерика (на доске):
Анализ формы:
- Что общего вы заметили у этих лимериков? (Пять строчек: первая, вторая и пятая строчки рифмуются между собой; четвертая рифмуется с третьей)
Жила-была дама приятная,
На вид совершенно квадратная.
Кто бы с ней не встречался,
От души восхищался:
«До чего ж эта дама приятная!» |
Жил-был человек в Амстердаме,
Не чистивший шляпу годами.
Он в ней невзначай
Заваривал чай
И в ней же гулял в Амстердаме. |
Анализ содержания:
- Какой вопрос можно поставить к первой строчке? (Кто? Откуда?)
- Ко второй строчке? (Какой?)
- К двум следующим? (Что произошло?)
- К последней? (Чем кончилось?) Названные вопросы учитель записывает на доске
Условно лимерик можно изобразить так (на доске схема лимерика):
|
При анализе формы дети выявляют признаки, значения которых выносятся на доску:
- пять строк;
- рифма между первой, второй и пятой строками;
- рифма между третьей и четвертой строками;
- последние слова первой и пятой строк совпадают;
- ритм первый, второй, пятой строк совпадают;
- ритм третьей и четвертой строк совпадают.
При анализе содержания получаем следующее:
- 1 строка - объект;
- 2 строка - описание или сравнение объекта;
- 3 строка - событие;
- 4 строка - последствие этого события;
- 5 строка - вывод, заключение.
|
|
Задание: прочитайте лимерики на распечатках. Правильно ли мы вывели схему лимерика?
Выберите стихотворение, которое больше всего понравилось. Прочитайте его. Что важно учесть? (интонации, смеются слушатели, а не чтец) |
Карточки-задания (приложение № 1)
Дети читают, анализируют. Готовят прочтение выразительное. |
|
А теперь попробуем сами сочинить лимерик.
Задание: На распечатках дано начало лимерика, подбираем продолжение в соответствии со схемой. |
Дети сочиняют лимерик. Помогаю наводящими вопросами. У детей карточки-задания (приложение № 2)
Один джентельмен втихомолку
Забрался на …………..… елку.
Он ………………. пирог
И ………………. сорок.
На ту же слетевшихся елку.
Один старикашка с косою
Гонялся …………. за осою.
Но в четвертом часу
…………………… косу
……………………….укушен осою.
Чтоб улучшить себе настроение,
Дама сыпала перец в варенье.
………………………. съедала,
……………………….. чихала,
…………………………..огорчения.
Пожилая старушка из Бреста
……. шляпу ………….из теста.
……………………… глоточек
…………………кусочек
……………………………. из Бреста.
Разболелся у волка живот.
……………………….. ревет,
Потому что ………………
……………………………. котлет
……………………………………..проглот
|
Рефлексия |
Цель – учить соотносить полученный результат с поставленной целью;
Оценивать результат своей деятельности;
Оценивать результат учебной деятельности. |
Напишем лимерик, который будет отражать вашу сегодняшнюю работу. |
Карточки-задания (приложение № 3)
Мы сегодня писали стихи
………………………они
………………………напишу
……………………….рассмешу
………………………………….
Мы сегодня писали стихи
………………………они
…………………….не буду писать
……………………..гулять (…)
…………………………………….. |
Домашнее задание |
Напишите лимерики для сборника. |
|
|
|
|
|