Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методика проведения индивидуальной творческой
проектной деятельности старших
дошкольников по технологии

Князева Карина Юрьевна
План:
  1. Понятие о творческом проекте.
  2. Практическая работа по выявлению специфических особенностей индивидуальной творческой и коллективной творческой проектной деятельности.
  3. Обмен мнениями относительно возможности и целесообразности включения индивидуального творческого проектирования в работу с детьми.
  4. Содержание деятельности педагога по подготовке индивидуального творческого учебного проекта «Моя любимая игра и как я научу в нее играть малышей».
  5. Заключение.
Введение. Индивидуальный творческий проект.  
     Проектный метод обучения  – это всегда сочетание деятельности педагога и педагогических приемов активизации деятельности детей. По классификации, предложенной Н.Е. Веракса [1], творческий проект бывает двух видов: коллективный и индивидуальный.  Один из видов коллективного творческого проекта – это коллективное творческое дело (по И.П. Иванову). Технология КТД подробно описана в педагогической литературе и широко представлена в современной образовательной практике. Рассмотрим особенности индивидуального творческого проекта в сравнении с коллективным творческим  делом по показателям:  
                                1.1. Структура проектной деятельности.
                                1.2. Форма ответственности за полученный результат (коллективная, индивидуальная).
                                1.3. Роль воспитателя в активизации проектной деятельности ребенка.
  1. Практическая работа по выявлению особенностей индивидуальной творческой проектной деятельности.
    1. Работа с таблицей №1 (последовательность заполнения граф задана цифрами от 1 до 6).
Таблица 1.
 
Виды творческого проектирования Структура проектной деятельности Ответственность  за конечный результат (индивидуальная, коллективная) Формы социальной презентации
Целеполагание (мотивация на конечный результат) Определение содержания деятельности
/предметы, материалы/
Выбор необходимого оборудования Распределение обязанностей, организация взаимодействия Результат
 
 

 
Социальная презентация результата
Коллективный проект
«Весенний концерт»

 
1.
/Принять участие в общем концерте.
Потребность личностного развития: быть со всеми/
6.
 
2. Концерт, праздник 3.
 

 
4.
 
Коллективная
5.
 

 
Индивидуальный творческий проект
«Моя любимая игра для малышей».
1.
Научить малышей играть в свою любимую игру.
/Потребность личностного развития: показать себя, свою умелость, значимость/
6.
 
  1.  
 
Обучающая игра с малышами
3.
 
4.
 
Индивидуальная
5.
 
Защита проекта
 
  1. Комментарии по ходу заполнения таблицы№1.
Цифра 3: Социальная презентация – это рассказ другим о достигнутых результатах. Направлена на то, чтобы показать ребенку значимость его индивидуальных усилий для окружающих. Н Е Веракса, подчеркивая важность этапа социальной презентации, писал:  «Если подобной презентации не случается, то дети испытают положительные эмоции, но результаты их деятельности не войдут в культуру детского сада, а значит, существенно не повлияют на социальный статус ребенка, и, следовательно, на развитие его личности».
Цифра  5.
Формы социальной презентации определяются воспитателем в зависимости от того, кто несет ответственность за результат /см. пункт 4/.
  • Коллективная ответственность – форма  «Альбом «Наши общие дела», который представляет собой отчет о ходе выполнения проекта и его результатах, в том числе с учетом  вклада отдельных детей.
  • Индивидуальная ответственность – форма  «Защита своего проекта» -  отчет о ходе выполнения проекта и его результатах, с использованием  подготовленных материалов и демонстрацией свидетельств успешности проекта (рисунки малышей о том, как вместе играли, фотографии).
      Материалы защиты проектов могут стать материалом нового коллективного творческого проекта – например, «Книга игр в подарок малышам».
Цифра 6. Результат не может быть получен без содержания, оборудования и организации деятельности.
Выводы.
- Сходство индивидуального и коллективного творческого проекта  состоит в единой структуре процесса деятельности.
- Отличия:
  • Форма представления результата.
  • Форма проведения социальной презентации.
  1. Вопрос для обсуждения с педагогами: когда, по-вашему, целесообразно начинать работу по индивидуальной творческой проектной деятельности? /Предполагаемый ответ: когда у детей есть опыт коллективной творческой проектной деятельности и понимание целостности процесса деятельности, т.е., ребенок ориентируется не на выполнение отдельных действий, а на получение конечного продукта деятельности/.
  2. Содержание деятельности педагога по подготовке индивидуального творческого учебного проекта «Моя любимая игра и как я научу в нее играть малышей».
Первый  этап: Подготовительный.
  1. Педагог определяется с учебной темой.
Пример.
Тема задана: «Моя любимая игра для малышей».
 
    2. Педагог определяет участников проекта.
Участники заданы: дети.
    3.  Педагог прогнозирует  предполагаемые результаты проектной деятельности детей группы. Для этого он отвечает на следующие вопросы:
         2.1. Какие игры могут быть предложены детьми с учетом их интересов:
  • настольные, ролевые, игры с конструктором, подвижные;
  • игры, принесенные из дома и (или)  игры, в которые дети играют в детском саду.
2.2. Какие игры целесообразно представлять с учетом выбранного педагогом места и времени проведения обучающих игр с малышами.
           /в помещении своей группы, в помещении младшей группы, на улице, в период каникул/.
  1. По итогам подготовительного этапа:
  • вносятся корректировки в заданную учебную тему.
Пример: «Моя любимая настольная игра для малышей». /Одни дети будут обучать малышей в своей группе, другие пойдут в группу к малышам. Обучающие игры будут проводиться и в группах и на прогулке/.
  • формулирует основополагающий вопрос проекта.
Основополагающий вопрос всегда задается в вопросительной форме,  соответствует учебной теме и направлен на мотивацию ребенка к разработке собственного проекта.
Пример:  «Моя любимая настольная игра и как я научу малышей в нее играть?» /Таблица 2. Целеполагание/.
Вывод: подготовительный этап завершается формулировкой основополагающего вопроса проекта.
Второй этап: Организационный.
  1. Формулировка гипотезы.
Гипотеза -  выбор фактора успеха всей деятельности.
Вопрос: от чего зависит успех обучения любой игре? /знанию правил и умению их объяснить/.
Пример: я предполагаю, что если ребенок понятно расскажет правила игры, то он сможет научить других в нее играть.
  1. Исходя из гипотезы, педагог формулирует дидактические задачи (это задачи для педагога).
    • Познакомить.
    • Разработать.
    • Освоить.
     Пример:
  • Познакомить детей с тем, что научить играть – это значит понятно рассказать другому ребенку правила игры.
  • Разработать – графическую схему последовательного описания правила игр и графический план презентации проекта ребенком (название игры, описание правил игры, рассказ о том, кого учил играть в игру, рассказ о том, что получилось) с демонстрацией наглядного материала (рисунка игры, правил игры, рисунков того, как играли с малышом).
  • Научить  детей в последовательно описывать правила игр по заданной схеме.
  1. Исходя из дидактических задач,  педагог формулирует учебные задачи (это задачи для ребенка).
    • Нарисовать игру, в которую ты хочешь научить играть малышей. /Таблица 2. Содержание./
    • Составить и оформить описание правил игры. /Таблица 2. Выбор необходимого оборудования./.
    • Договориться о помощи взрослых. /Таблица 2. Распределение обязанностей/.
    • Поиграть в игру с малышами. /Таблица 2. Результат/.
    • Зарисовать, как вы играли. /Таблица 2. Результат/.
    • Рассказать всем о том, как  учил играть малышей. /Таблица 2. Социальная презентация/.
     4. Учебные задачи  представляют собой план  проектной деятельности /Таблица 2/, который  оформляется   графически и вносится в предметную среду группы. Содержание деятельности по плану распределяется по дням недели.
5. Информация о целях, задачах и план проектной деятельности вывешивается для ознакомления родителей.
Вывод: По итогам организационного этапа у ребенка должно сложиться четкое понимание цели собственной деятельности  и план действий по ее достижению. /Таблица 2/. У родителей представление о значимости и содержании проектной деятельности ребенка.
Таблица 2.
Виды творческого проектирования Структура проектной деятельности
Целеполагание (мотивация на конечный результат) Определение содержания деятельности
/предметы, материалы/
Выбор необходимого оборудования Распределение обязанностей, организация взаимодействия Результат
 
 

 
Социальная презентация результата
Индивидуальный творческий проект
«Моя любимая игра для малышей».
«Моя любимая настольная игра и как научить малышей в нее играть?».  Нарисовать игру, в которую ты хочешь научить играть малышей.
 
Составить описание правил игры. Договориться о помощи взрослых. Поиграть в игру с малышами.
Зарисовать, как вы играли.
Рассказать всем о том, как  учил играть малышей
 
 
Третий этап: реализация проекта.
Включает:
  1. Руководство ходом реализации проекта.       
Ведущим приемом педагогического руководства ходом реализации проекта выступает «ресурсный круг».
«Ресурсный круг».
Каждое утро все дети, занятые проектной деятельностью, вместе с воспитателем садятся в круг.
Воспитатель, опираясь на графический план проектной деятельности:
  • напоминает всем о том, что сегодня предстоит сделать по плану.
  • обращает внимание на то, что к делу сегодняшнего дня можно приступать только тогда, когда завершено дело вчерашнего дня.
  • предлагает каждому рассказать, что им сделано по плану за вчерашний день и что он будет делать сегодня.
  • напоминает правила работы в круге: первым рассказывает ребенок, сидящий от воспитателя слева. После того, как он выскажется, прикосновением руки к правому предплечью ребенка, сидящего слева, передает ему слово. /Обсуждение в ресурсном круге всегда идет по часовой стрелке/.
  1. Индивидуальная помощь воспитателя:
    • по запросу ребенка.
    • по необходимости, если ребенок акцентирует свое внимание на действии, а не на предмете. Рекомендуемые вопросы: «Где видно из твоего рисунка, что это твоя любимая игра?», «А как догадаться по рисунку, что тебе удалось научить малыша играть в твою игру?», «Как по рисунку узнать, что ты доволен тем, как вы играли?», «А как догадаться по рисунку, что малышу понравилось играть с тобой?».
  2. Индивидуальные консультации для родителей по ходу выполнения ребенком проекта.
  3. Составление графика проведения индивидуальных обучающих игр.
Пример:
В группе 20 детей.
10 детей уходит в младшую группу и 10 детей принимают малышей в своей группе. /В зависимости от степени самостоятельности и организованности детей возможны и другие формы организации детского взаимодействия/.
День: 31.03.2010 г.
Время: 9.30 – 9.50.
Вывод: третий этап завершается проведением  индивидуальных обучающих игр.
Четвертый этап: социальная презентация.
1. Обязательные условия:
  • с презентацией выступает каждый ребенок.
  • каждый может задавать вопросы выступающему.
  • по результатам презентации ребенок должен получить подтверждение общественного признания его личных
достижений.
2. Форма проведения социальной презентации определяется воспитателем.
Это может быть:
  1. Ресурсный круг.
  2. Круглый стол с участием родителей.
  3. Выступление  перед педагогами детского сада.
Рекомендованные формы подтверждения общественного признания.
  1. Если не предполагается выбора лучшего проекта, например, для включения его в «Книгу лучших игр в подарок малышам», то каждый ребенок награждаются памятным дипломом.
  2. Если стоит задача выбора лучших проектов, то каждому участнику дается одна фишка, с помощью которой он «голосует» - кладет на тот проект, в котором идея обучения малышей игре представлена наиболее интересно с
его точки зрения. На свой проект фишку положить нельзя, фишку можно только «отдать».
По итогам голосования каждый награждается памятным дипломом. Одновременно отмечаются проекты – победители.
Награда за лучшие проекты не может быть материально значимее, чем диплом участника.
Заключение:
      Личностно развивающий эффект реализации индивидуальных творческих проектов состоит в том, что взрослый поддерживает инициативу ребенка, развивает его творческие способности за счет расширения представлений о существующих возможностях в момент обсуждений вариантов, представляемых сверстниками, создает условия для проявления ребенком самостоятельности в изменяющейся социальной среде (межвозрастное взаимодействие и социальная презентация проектов).
       Ребенок приобретает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что его деятельность представляет ценность не только для него, но и для других.
                 Формируются универсальные учебные навыки: умение действовать по инструкции, ориентироваться не на
          действия, а на продукт деятельности.
 
 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта

 
 

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ