Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Просвещение родителей (законных представителей)
детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в условиях
дошкольного образовательного учреждения

Петрова Анна Евгеньевна,
старший воспитатель 
ГБДОУ детского сада № 43
Василеостровского района Санкт-Петербурга
Формирование ответственного и позитивного родительства – одно из основных направлений социальной политики Российской Федерации, закреплённых в «Концепции государственной семейной политики до 2025 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации № 1618-р от 25 августа 2014 года.
Важно, что это направление перекликается с показателями, заложенными в Федеральном проекте «Поддержка семей, имеющих детей» на 2019-2024 годы: это создание условий для повышения компетентности родителей обучающихся в вопросах образования и воспитания, в том числе для раннего развития детей в возрасте до трех лет путем предоставления в 2024 году не менее 20 млн. услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
В современном мире необходимо учить родителей быть родителями. В результате активных действий в этом направлении может быть решен ряд проблем общества: снижение количества разводов, повышение культурного уровня взрослого и детского населения, формирование условий для самостоятельного решения семьей своих социальных функций. В области образования просветительская работа с родителями помогает решать вопросы государственно-общественного управления, независимой оценки качества образовательных услуг, и в целом «повернуть» родителей лицом к дошкольным образовательным учреждениям, совместно искать решения возникающих проблем.
На рубеже ХХ - XXI вв. в образовательных организациях психолого-педагогическое просвещение родителей было сведено до минимума, а там, где оно сохранялось, проводилось весьма формально. У пап и мам значительно снизилась потребность в знаниях о детско-родительских отношениях, о возрастных особенностях своих детей, методах и способах своего реального участия в становлении личности ребенка.
Учеными установлено, что эффективность деятельности родителей как воспитателей зависит от уровня педагогической грамотности, педагогической культуры, педагогической образованности, личностной зрелости и компетентности родителей (Л.К. Адамова, И.В. Гребенников, Е.А. Нестерова, С.С. Пиюкова, H.A. Стародубцева, Н.Ш. Тюрина и др.). Особую актуальность компетентность родителей приобретает в воспитании детей младенческого и раннего возраста, который признается психологами и педагогами наиболее сенситивным в формировании личности ребенка (Н.М. Аксарина, Н М  Щелованов, Г М Лямина, С Н Теплюк, Л.Н. Галигузова, и др.). Выполнение воспитательной и социализирующей функций молодыми родителями требует от них владения основами психологических и педагогических знаний о развитии и воспитании ребенка младенческого и раннего возраста, умения обеспечивать условия для удовлетворения потребности детей этого возраста в эмоционально окрашенном сотрудничестве со взрослым в процессе взаимодействия их с предметным и социальным миром. Вместе с тем учеными установлено, что молодая семья, воспитывающая ребенка раннего возраста не готова в полной мере к реализации родительской педагогической роли (Е.П. Васильев, Л.Я. Верб, Филипова Г.Г, С.Н. Теплюк и др.). Многие родители детей младенческого и раннего возраста имеют представление о данном возрасте лишь как о периоде физического развития и физиологического созревания и считают, что психическое развитие и формирование личности начинается только с трех лет, и это является причиной, по которой они не уделяют ему должного внимания. Родители, не зная особенностей развития детей младенческого и раннего возраста и зачастую переоценивая его возможности, начинают усиленно развивать интеллект своего ребенка, предъявлять к нему чрезмерно высокие требования, форсируют детское развитие, что неизбежно приводит к невротизации малыша. Данные факты свидетельствуют о необходимости формирования у родителей детей младенческого и раннего возраста психолого-педагогической компетентности.
Разработка и реализация программ просвещения для родителей (законных представителей) детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет на базе дошкольных образовательных учреждений становятся одним из эффективных способов помощи и поддержки молодых родителей в деле воспитания, обучения и развития детей данного возраста.
На базе ГБДОУ детского сада № 43 Василеостровского района Санкт-Петербурга в рамках функционирования региональной опытно-экспериментальной площадки «Совершенствование возможностей раннего развития детей в условиях дошкольного образования» было проведено исследование среди родителей по изучению их представлений об обучении, развитии и воспитании детей младенческого и раннего возраста. Исследование было проведено в 12 дошкольных образовательных учреждений, что позволяет судить о его достаточной репрезентативности, выводы были построены по совокупности ответов респондентов, материал собирался в обезличенном виде, что сделало результаты максимально свободными от искажений.
Кратко представим полученные результаты.
Первый вопрос: С какой целью Вы оформили ребенка в дошкольное образовательное учреждение? Лидирующие позиции заняли ответы: необходимость выхода на работу и наличие специальных условий (режим дня, сбалансированное питание, прогулки и др). Это говорит о том, что многие родители детей раннего возраста имеют представление о данном возрасте лишь как о периоде физического развития и физиологического созревания и считают, что психическое развитие и формирование личности начинается только с трех лет, и это является причиной, по которой они не уделяют должного внимания образованию ребенка, а детский сад воспринимается, как возможность оставить ребенка под присмотром.
Второй вопрос посвящен источникам информирования родителей о деятельности детского сада.  И, главным таким источником, родители назвали воспитателя и  администрацию детского сада, второе место заняли социальные сети и мессенждеры детского сада, что подтвердило необходимость создания системы дистанционной поддержки, и третье место заняли информационные стенды детского сада. Интересно, что интернет-сайт детского сада отметили лишь 9 % участников анкетирования. Мы связываем это с его перенаполненностью информацией, обусловленной требованиями законодательства РФ к структуре сайтов образовательных учреждений.
Уровень доверия дошкольному образовательному учреждению в вопросах воспитания и развития ребенка отметили как высокий 334 человека, 37 человек затруднились ответить и 4 человека не испытывают доверия. Таким образом, 10 % респондентов нуждаются в индивидуальном подходе при включении в триаду участников образовательных отношений.
Вопрос: сталкиваетесь ли Вы с трудностями в воспитании и обучении вашего ребенка, показал интересные результаты, не будем останавливаться на тех, кто  отметил наличие таких трудностей – это 268 человек. При этом, 107 человек заявили, что не имеют подобных затруднений. А ведь выполнение воспитательной и социализирующей функций молодыми родителями требует от них владения основами психологических и педагогических знаний о развитии и воспитании ребенка раннего возраста, умения обеспечивать условия для удовлетворения потребности детей этого возраста в эмоционально окрашенном сотрудничестве со взрослым в процессе взаимодействия их с предметным и социальным миром. Неужели эти родители имеют необходимые компетенции или сказывается как раз их огромная недостаточность, не позволяющая критично оценить собственные возможности? Огромное значение здесь будут играть диагностические инструменты для определения динамики индивидуального развития ребенка и семьи в целом.
Ответы родителей на вопрос о преодолении возникающих трудностей:
ищу ответы в специальной литературе 204
общаюсь с другими родителями на различных форумах по вопросам воспитания детей 102
обращаюсь к членам семьи старшего поколения (бабушка, дедушка) 117
консультируюсь с педагогами дошкольного образовательного учреждения 175
другое (укажите) 50
Для нас важно было увидеть интерес родителей к специальной литературе и как следствие необходимость размещения специальной рубрики в системе он-лайн консультирования, где будут размещаться издания или ссылки на них по запросам родителей.
Следующий вопрос посвящен дефицитам знаний родителей по воспитанию и обучению ребенка. Было предложено 18 направлений, первые пять мест среди них заняли:
Специфика психического развития ребенка раннего возраста 141
Кризисы раннего возраста 131
Развитие речи ребенка раннего возраста 118
Мотивация ребенка к деятельности 106
Воспитание самостоятельности 90
Ответы выявили высокую психолого-педагогическую направленность необходимых родителям компетенций и определили модули, которые будут включены в систему дистанционной поддержки.
Среди организованных форм помощи в воспитании и обучении детей раннего возраста родители выделили консультационный центр для родителей (в том числе, дистанционный) – 105 ответов, памятки, буклеты, специальная литература – 46 ответов, в равных долях школа молодой семьи, педагогические гостиные, родительские клубы.
Последний вопрос: помощь каких специалистов дошкольного образовательного учреждения Вы хотели бы получить, выявил следующие результаты, они представлены по количеству запросов:
педагога-психолога      212
дефектолога, учителя-логопеда     207
воспитателя         90
инструктора по физической культуре     85
музыкального руководителя 66
другого специалиста 27
Это еще раз подтверждает результаты анализа дефицитов знаний родителей о воспитании и обучении детей и необходимость включения в программы просвещения и консультирования специалистов разной направленности.
Результаты исследования позволили выявить основные дефициты представлений родителей (законных представителей) об обучении, воспитании и развитии детей, определить уровень доверия к дошкольным образовательным учреждениям, актуальные направления и способы получения психолого-педагогической помощи, разработать техническое задание к системе виртуальной поддержки родителей (законных представителей) с возможностью онлайн-общения специалистов и родителей дошкольников.
Полученные данные легли в основу программы Просвещения родителей (законных представителей) детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет ГБДОУ детского сада № 43 Василеостровского района Санкт-Петербурга.
Программа показала высокую эффективность, получила положительные рецензии Международной педагогической академии дошкольного образования и Института среднего профессионального образования им. К.Д. Ушинского.
Совершенствование и  систематизация  новых форм работы с семьями поможет сохранить и приумножить идеи «ответственного родительства».
 
Список используемой литературы:
Национальный проект «Образование». Паспорт утверждён решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года № 16

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта

 
 

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ