Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Наглядные методы и приемы по приобщению
детей к художественной литературе

Степанова Светлана Вячеславовна,
учитель-логопед 
Приобщая детей к художественной литературе, педагоги широко используют словесные методы и приемы, но наиболее эффективными являются наглядные и игровые, так как именно они способствуют легкому и свободному запоминанию литературного произведения.
 К наглядным методам относятся театрализованные игры, игры-драматизации, элементы инсценировки, дидактические игры, показ иллюстраций, схемы, составление алгоритма, пальчиковые игры, просмотр видео, аудио фильмов, мультфильмов, оформление выставки, книжного уголка.
 Произведения для ознакомления детей с художественной литературой, желательно подбирать с учетом лексической темы недели, опираясь на программные рекомендации, учитывая специфику логопедического дефекта группы.
 Рассмотрим наглядные методы и приемы, которые можно использовать при ознакомлении детей с художественной литературой по теме «Дикие животные» в старшей группе детского сада.
Подготовку к пересказу русской народной сказки «Заюшкина избушка» лучше начать с чтения сказки с показом иллюстраций, при этом показ не должен нарушать целостного восприятия текста.
Далее следует рассказывание сказки педагогом с последовательным выкладыванием иллюстраций детьми.
Затем проводится дидактические игры с использованием иллюстраций «Собери картинку» (разрезные картинки), «Сказка в картинках» (перепутав картинки и убрав одну из них, предложить рассказать, какой эпизод исчез), «Герои заблудились» (найти место герою, рассказать фрагмент литературного текста).
Инсценировку сказки «Рукавичка» начинаем с чтения книжки-игрушки с показом иллюстраций.
Далее следует рассказ с использованием игрушек.
Образно-игровые этюды, этюды-загадки пробуждают у детей интерес к деятельности, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения: «Кто лучше изобразит заданное животное», «Отгадай изображенное животное», «Изобрази понравившееся животное». При этом дети сами выбирают наиболее удачные образы.
Сравнение персонажей сказки «Рукавичка» с героями хорошо знакомой сказки «Теремок» позволяет детям лучше понять характер героев, повышает речевую активность детей.
Привлекая родителей к познанию ознакомления детей с художественной литературой, предложили украсить «рукавичку», подобрать загадки, стихотворения. Получились замечательные книжки-малышки.
Метод ТРИЗ используется в детском саду для развития творческой изобретательской смекалки. Используя этот метод, провели дидактическую игру «Рукавичка». Вместо героев сказки в «рукавичку» пускают различные предметы, если назвать, чем похож данный предмет, который находится в «рукавичке», в случае правильного ответа, новый предмет становится хозяином «рукавички». Игру можно проводить с различными предметами и животными.
Для ознакомления с волшебными сказками, например, «Царевна-лягушка», хорошо использовать карты Проппа. Владимир Яковлевич Пропп (выдающийся советский ученый, фольклорист), изучив структуру волшебных сказок, сформулировал три принципа:
  • Постоянными, устойчивыми элементами являются функции действующих лиц, не зависимо от того, кем и как они выполняются;
  • Число функций в волшебной сказке ограниченно;
  • Последовательность функций одинакова.
Согласно системе Проппа этих функций тридцать одна. Для работы с детьми он выделил двадцать. Начинать работу лучше с шести карт, постепенно увеличивая количество. Карты помогают удерживать в памяти большое количество информации. Карты можно использовать для сочинения сказок, как наглядную опору.
Игры с картами Проппа:
  • Коллективное составление историй по специальному набору карт.
  • Составление историй по нескольким карточкам, выбранным специально или произвольно.
  • Каждому рассказать фрагмент в соответствии с карточкой.
  • Придумать по очереди (через одного) историю, поделив набор пополам.
«Бином Радари»- один из методов развития фантазии и литературных способностей детей. В этой игре каждый ребенок берет по одной карточке из двух стопок картинок с изображением различных предметов. В результате, один из двух совершенно случайно взятых предметов, становится прилагательным, а другой остается существительным (ягода-лягушка=ягодная лягушка).
Ознакомление со сказкой С. Михалкова «Заяц-симулянт» можно подготовить в виде показа теневого театра, а рассказ «Как медведь сам себя напугал» по Н. Сладкову выстроить с помощью графической мнемодорожки. После показа детям кукольного спектакля «Волк и лиса» по мотивам русской народной сказки дети могут нарисовать иллюстрации, собрать пазлы , передавая содержание отдельных отрывков.
Рассказывание сказки Ш.Перро  «Красная шапочка» сопровождается действиями с игрушками настольного театра. Для развития воображения можно воспользоваться методом «Салат из сказок», когда героем одной сказки, например, Красной Шапочке и Волку добавляют героев из других сказок: Незнайку, Карабаса, Айболита и других. Дети определяют, кому будут помогать новые персонажи в зависимости от характера героя. Для этой цели используют карточки –модели или игрушки и карточку с изображением двух дорожек. Дети сами придумывают развитие сюжета и конец сказки.
В работе по заучиванию стихотворений хорошо использовать мнемотехнику, которая включает:
  • Мнемодорожки
  • Мнемоквадраты
  • Мнемотаблицы.
Эти схемы, в которых содержится определенная информация, облегчают процесс запоминания.
Для ознакомления с художественной литературой можно использовать:
  • Игры с волшебными наклейками
  • Парные картинки
  • Лото
  • Домино
  • Различные виды театров: бумажный, настольный, пальчиковый.
В результате таких занятий у детей активизируется литературный опыт, а знакомые произведения начинают использоваться в речевой и игровой деятельности, обогащая сюжетную игру дошкольников.
У старших дошкольников проявляется выраженный интерес к просмотру фильмов, мультфильмов, спектаклей и к самостоятельному участию в театрализованной деятельности по мотивам литературных текстов.

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта

 
 

 

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ