Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Необходимость использования нетрадиционных техник
рисования для развития творческого воображения дошкольника
Ломакина Анна Васильевна,
воспитатель ГБДОУ д/с № 62
Кировского района Санкт-Петербурга
Жизнь в условиях стремительно развивающегося научно-технического прогресса требует от человека не шаблонных и привычных действий, а гибкого и творческого мышления. Поэтому в современном мире востребованы неординарные личности, способные быстро, чётко и вариативно решать поставленные перед ними задачи. Именно таких творчески активных людей и должны воспитывать современные педагоги, что отражено, в частности,  в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования: "...формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности" (п. 1.6 ФГОС ДО) [1].
Система дошкольного образования корректируется и совершенствуется. На первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. В ФГОС отмечено, что одна из задач художественно-эстетического развития – реализация самостоятельной творческой деятельности, в том числе изобразительной (п. 2.6) [1]. Уникальность и значимость изобразительной деятельности в том, что она развивает эмоционально-нравственную и сенсорную культуру ребёнка, пробуждает способность видеть, ценить и создавать красоту в жизни и искусстве.  Умение создавать оригинальные изображения обогащает внутренний мир ребёнка, помогает выразить свои чувства, делает его более уверенным в общении со сверстниками.
По словам А. А. Фатеевой, деятельность воображения формируется в детстве наиболее активно и полнее всего реализуется в том числе и в рисовании. Рисовать ребёнку также необходимо, как и разговаривать [4].  Но важно помнить, что дошкольник еще не обладает достаточными умениями в продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация), поэтому для творческой реализации замысла наряду с традиционными следует применять нетрадиционные техники изображения объектов.
Особенно важна связь рисования с мышлением ребёнка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности в процессе, поэтому педагогу необходимо создать условия, чтобы ребёнок захотел не только выполнить задание, но и творчески его дополнить. Педагог может использовать такие способы стимулирования, как игра, сюрпризный момент, попросить ответить на вопрос или решить проблему, возникшую у игрушки, музыкальное сопровождение, использование иллюстраций. Кроме того, необходимо эмоционально и ярко показать детям как можно выполнить задание. Обязательно надо помнить, что объяснение, по данным А. П. Усовой, не должно затягиваться более 5 минут, иначе наступает ослабление внимания [2].
Успешное обучение ребенка рисованию невозможно без освоения различных техник изображения. В изобразительном искусстве техника – это приёмы, способы построения живописного произведения. Также под техникой принято понимать совокупность специальных навыков, способов и приёмов изображения с помощью различных материалов. Н. П. Сакулина и Т. С. Комарова выделяют наиболее часто применяемые в работе с дошкольниками техники рисования: акварельными красками, гуашью, цветными восковыми мелками, карандашами [3]. Данные техники считаются традиционными. Но, как показывает практика, с помощью только традиционных форм изобразительной деятельности нельзя в полной мере решить проблему реализации творческой личности.
Отсюда возникает необходимость нестандартного подхода к обучению рисования. К нетрадиционным техникам принято относить те, которые позволяют создавать изображение с помощью новых художественно-выразительных приёмов, а также нестандартных материалов или оборудования [3]. К наиболее часто используемым техникам нетрадиционного рисования относятся: рисование ладошкой, свечой, песком, крупой, мятой бумагой; тычки поролоном, ватными палочками; печатание по трафарету, листьями, штампами из овощей и различных предметов (пробки, силиконовые прихватки, банки и т.д.); кляксография; набрызг; граттаж; пластилинография и др.
Применение нетрадиционных техник формирует устойчивые навыки изображения образов и способствует:
- развитию активного, продуктивного (творческого) воображения;
- обогащению эмоционального мира ребенка;
- накоплению опыта в продуктивной деятельности и развитию творческой активности [3].
Умение пользоваться нетрадиционными техниками позволит детям получать удовольствие от своей работы. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самореализации в творческой работе. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима!

Литература
  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Волкова Н. В. Внимание детей во время занятий// Психология дошкольника. Хрестоматия/Сост. Г. А. Урунтаева – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 384 с.
  3. Завьялова М., Часовская Е., Чеховских О. Развитие воображения у дошкольников в процессе ознакомления с изобразительным искусством// Дошкольное воспитание. – 2019. - №3. – с. 42-47.
  4. Фатеева А. А.  Рисуем без кисточки/Худож. А. А. Селиванов. — Ярославль: Академия разви­тия: Академия Холдинг, 2004. — 96 с.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта

 
 

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ