Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие пространственного мышления
у младших дошкольников с ЗПР

Савченко Дарья Михайловна,
учитель-дефектолог 1 категории
ГБДОУ детский сад № 101
Калининского района Санкт-Петербурга
 
Данная статья посвящена теме развития пространственного мышления у детей с ЗПР возраста 3-5 лет. В статье рассматривается, что это за сфера, почему мы так много внимания этому уделяем, с помощью каких игр и заданий можно эти процессы у детей запускать, как с ними работать.
Прежде, чем рассматривать пространственное мышление, стоит разобраться с тем, что же такое пространство.  Пространство - сложная функция, поскольку она начинается от нашего тела, а заканчивается - нашей речью. Одно дело - управлять своим телом в пространстве, а другое дело - научиться понимать время, понимать речь и сложные конструкции. И нам важно заложить правильную базу потому, что без такой базы, многие процессы ребёнок впоследствии не поймёт. Он не поймёт время, если не знает «лево-право», он не поймёт сложную речь, что из чего следует, что зачем идёт.
Пространственное мышление – это способность воспринимать и анализировать пространственные отношения между предметами. Изначально формируется интуитивно, складывается в процессе развития. 
Пространственные представления в онтогенезе
Пространственные представлений у ребенка формируется в несколько этапов:
1 Этап. Пространственные представления о собственном теле;
2 Этап. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела;
3 Этап. Уровень вербализации пространственных представлений;
4 этап. Временное пространство, зеркальное пространство и пространство языка (лингвистические представления) (после 5 лет).
 
1 Этап. Пространственные представления о собственном теле
Когда специалист-дефектолог (логопед / нейропсихолог) смотрит на диагностике детей, он отчасти смотрит пространственные навыки, которые уже сформированы. Но самым первым и самым базовым навыком является освоение внутреннего пространства, то есть своей схемы тела. Схема тела – сложный обобщенный образ своего тела, расположение его частей в 3-мерном пространстве по отношению друг к другу. В первую очередь у ребёнка формируется - ориентировка верх-низ (внутренняя ось), и только потом – на эту ось встает лево-право.
Очень много трудностей возникает впоследствии,  если эта ось у ребёнка не проработана, и поэтому когда мы даём рекомендации относительно пространственной сферы, сперва мы делаем упор на наше тело. Потому что чтобы овладеть пространством внешним, мы сначала должны владеть пространство внутренним.
Как можно помочь ребенку освоить пространство?
В первую очередь это бытовые навыки. Когда ребёнок включен в быт. Когда мама просит ребёнка помочь сделать то, принести это, приготовить это, пойти туда, взять тот предмет, ребёнок автоматически включается в пространство.
Во вторую - это спорт. Когда ребёнок ходит на спортивную секцию, он всё равно работает по речевой инструкция тренера: «Возьми в руки, пинай левой ногой, посмотри направо и т.д.». Инструкция тренера также воспринимаются мозгом как помощь в ориентировке своего пространства. Любой спорт помогает в развитии пространства.
В раннем детстве это детские площадки.
И, конечно же, не стоит забывать про двигательные игры. 
2 Этап. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела
Стоит отметить, что ребенок оценивает окружающее пространство не абстрактно, а применительно к самому себе. Сначала формируются представления вертикали, потом по горизонтали «от себя» вперед, затем — о правой и левой стороне.
Когда ребенок освоил понятия «лево» и «право» применительно к собственному телу, он начинает применять это во внешнем пространстве. И здесь нам в помощь также  двигательные игры.  Особенно, если упущено что-то из схемы тела. Таких игр бесчисленное множество.
В качестве примера можно привести двигательные диктанты:  играем в игру «Робот» («Сделай один шаг вперёд, два шага налево, подними левую руку и т.д.»). Когда это освоено, инструкции усложняются, включается пространство внешнее: «Встань так чтобы окно было справа, а дверь слева». Т.е. мы включаем тело через речевые инструкции. Ребенок слышит, он анализирует, прогнозирует пространство вокруг себя и начинает включаться.
А, если ребенок не умеет разбираться в своем собственном теле, если он не знает, где его левый мизинец, где у него правый указательный палец то, он и при письме будет допускать много ошибок?
Еще один пример игры - «холодно-горячо». Когда в месте, которое ребенок хорошо знает (например, в группе детского сада или дома), нужно найти игрушку. Ребёнок знает, как выглядит его группа, у него есть внутренний план, как и где всё стоит. И под наше «холодно-горячо», он идет туда, где спрятана игрушка. Сначала играем с открытыми глазами, затем можно усложнить и играть с закрытыми глазами. 
3 Этап. Уровень вербализации пространственных представлений
После овладения пространством внутренним, ребенку нужно овладеть внешним. На этом этапе ребёнок учится «манипулировать» пространством.
Таким образом мы переходим к вербализации пространственных представлений. Потому что есть пространство «моё», есть пространство, например, другого человека, а есть пространство листа.
Возьмем для примера графический диктант. Когда мы начинаем работать на листе с ребенком, мы сразу задаем ему вектор – сверху вниз, слево-направо. Сначала работаем в тетради в крупную клеточку и даем ребенку простые инструкцию: «одна клеточка вверх, одна клеточка вправо» и т.д. Рисунки идут от простого к сложному. Когда ребёнок очень чётко освоил клеточки и без вашей помощи ориентируется вверх-вниз, лево-право, добавляем диагональ. И ещё – когда занимаемся графическими диктантами, то мы их диктуем. То есть ребёнок не просто посмотрел стрелочку, нарисовал линию, посмотрел куда стрелочка, нарисовал себе такую же. Мы закрываем ему часть задания и диктуем. Ребенок воспринимает под диктовку, на слух,  он должен спрогнозировать, он должен сам представить.
По работе с предлогами можно привести такой пример: берем любые два предмета. И говорим: «Положи пазлы на коробку, сделай так, чтобы коробка была под пазлами». То есть про одно и то же мы можем сказать по-разному. Пазлы могут быть на коробке или коробка может быть под пазлами. В дальнейшем очень много трудностей в математике как раз именно из-за логико-грамматических конструкций. Поэтому, очень важно разбирать с детьми предлоги. Также как вариант можно рисовать предлоги: рисуем круг и даём задание, нарисуй квадрат в круге.
И примерно в то время, когда мы вводим понятие диагональ в графических диктантах, мы начинаем включать эту диагональ и в играх по типу «кубиков Никитина» или «крестиках-ноликах». 
4 этап. Временное пространство, зеркальное пространство и пространство языка (лингвистические представления) (после 5 лет)
Следующий уровень работы в тетради - это симметрия. Нарисована половина рисунка и нужно дорисовать его.
Следующий этап в пространстве, это - копирование фигуры. Необходимо не просто посмотреть, нарисовать, сделать так же, а посмотреть, перевернуть её, например, на 180°, и нарисовать. Здесь появляется уже функция программирования. Мы должны представить итоговый результат того, что от нас хотят. То есть мы уже должны спрогнозировать наше внешнее пространство. Когда ребёнок кроме того что  должен знать лево-право, он должен предоставлять как это картинка в итоге должна получиться. То есть у него должен быть предыдущий опыт симметрии, предыдущий опыт двигательных моментов.
Ещё в это время полезно заниматься с детьми перед зеркалом. Например, вы стоите перед зеркалом, принимаете какую-то позу, а ребёнок через зеркало смотрит на ваше отражение, делает своё отражение таким же, как ваше отражение.
Высший уровень пространства - это логико-грамматические и предложные конструкции. Это – квази-пространство или пространство в речи. Что же это такое? Это в будущем наши задачи по математике. Например, в ведре 7 яблок, это на 3 больше чем в корзине. Сколько яблок в корзине?  Вроде не сложно понять. Но, чтобы решить эту задачу, надо сначала понять, что из чего вычесть. То есть ребёнок должен это визуализировать, представить это всё, а потом сделать это как пример. У него может не быть трудностей с тем, чтобы из 7 вычесть 4, но чтобы до этого дойти у него должно быть все хорошо с пространством.
  В этот же период мы начинаем учить с детьми время. Т.е. после 5 лет, когда у ребенка запускается процесс абстрактного мышления и когда он готов понять что такое 5 минут, мы начинаем по часам со стрелочками (не электронным), обучать его времени.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта

 
 

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ