Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методы обучения чтению 

Пискленова Ирина Борисовна,
учитель 
Методики обучения чтению – их много, разных или в чем-то похожих. Но большинство из них преследуют, по сути, лишь одну цель – научить ребенка распознавать слова, складывать их в предложения и адекватно понимать читаемый текст.
Как же пробудить в ребенке интерес к чтению? В первую очередь, собственным примером. Видя маму и папу, читающих книги, ребенок испытывает огромное любопытство – что же они там нашли? Очень помогают как в пробуждении интереса, так и в самом обучении чтению регулярные совместные чтения – когда мама или папа читают малышу книги. Еще лучше, если не просто читают, а предлагают ребенку поучаствовать в процессе – задают вопросы, обсуждают прочитанное. Такие чтения не обязательно прекращать, даже когда ребенок начнет читать сам – это вполне может стать хорошей семейной традицией.
Существуют разнообразные методы обучения чтению. Рассмотрим некоторые из них, а именно:
  1. Фонетический метод.
  2. Лингвистический метод.
  3. Метод целых слов.
  4. Метод Зайцева.
  5. Метод Мура.
  6. Метод Сессиль Лупан.
  7. Метод Марии Монтессори.
 Фонетический метод.
Фонетический метод – это система обучения чтению, которая основана на алфавитном принципе и центральным компонентом которой является обучение соотношениям меду буквами или группами букв и их произношением. В основе ее – обучение произношению букв и звуков (фонетике), и когда ребенок накапливает достаточные знания, он переходит сначала к слогам, потом к целым словам.
Фонетический метод подразделяется на два направления:
Метод систематической фонетики – это программы, в которых с самого начала систематично обучают фонетике, обычно (но не всегда) перед тем, как дают читать целые слова. Подход чаще всего основывается на синтезе: детей обучают звукам букв и тренируют их на соединении этих звуков. Иногда эти программы включают в себя и фонетический анализ - умение манипулировать фонемами.
Метод внутренней фонетики – это программы, в которых делается ударение на визуальное и смысловое чтение, и в которых вводят фонетику позднее и в меньшем количестве. Дети, обучающиеся по этим программам, учат звуки букв в процессе анализа знакомых слов. Другому способу идентификации слов (по контексту или рисунку) в этих программах уделяется большее внимание, чем анализу слова. Обычно не выделяется никакого определенного периода времени для тренировки фонетики. Эффективность этого метода по основным параметрам ниже, чем у метода систематической фонетики.
  1. Лингвистический метод.
Лингвистика – это наука о природе и о строении языка. Часть ее используется при обучении чтению. Дети приходят в школу с большим запасом слов, и это метод предлагает начинать обучение на тех словах, которые часто используются, а также на тех, которые читаются так, как пишутся. Именно на примере последних ребенок усваивает соответствия между буквами и звуками.
  1. Метод целых слов.
Здесь детей обучают распознавать слова как целые единицы, не разбивая на составляющие. В этом методе не учат ни названий букв, ни звуков. Ребенку показывают слово и произносят его. После того как выучено 50-100 слов, ему дают текст, в котором эти слова часто встречаются. Этот метод был очень популярен в 20-е годы XIX века.
В России этот метод известен как метод Глена Домана. Поборники раннего развития увлекались им в 90-х годах. 
4. Метод Зайцева.
Николай Зайцев определил склад как единицу строения языка. Склад - это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же одна буква. Склады Зайцев написал на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звуку, который они издают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими. Пользуясь этими складами, ребенок составляет слова.
Методика относится к фонетическим методам, ведь склад - это или слог, или фонема. Таким образом, ребенок учится читать сразу по фонемам, но еще при этом ненавязчиво получает понятие о буквенно-звуковых соответствиях, поскольку на гранях кубиков он встречает не только склады, но буквы "поодиночке".
  1. Метод Мура.
Еще один небезынтересный способ обучения чтению – метод Мура. По сути, тот же фонетический метод, но как бы «с другой стороны»: ребенок слышит звук в результате нажатия клавиши с буквой. «Учителем» тут является не мама или педагог, а специальная интерактивная среда, то есть лаборатория, где стоит машина, произносящая звуки в ответ на нажатие клавиши с буквами, цифрами, или другими символами. Ребенок выучивает название звуков и символов, позже ему предлагаются короткие или все более длинные сочетания – слова, предложения, тексты. Обучаемый набирает последовательности на машине и слышит их звучание. Также программа обучения предполагает устную речь, слушание и письмо под диктовку.
На этой методике часто основываются  разработчики интерактивных компьютерных обучающих программ для детей, а также изготовители довольно популярных «говорящих алфавитов». Плюс такого обучения чтению, особенно для занятых родителей, – направленность на самостоятельную работу ребенка с обучающей машиной (компьютером, алфавитом). 
6. Сессиль Лупан – от песенки-алфавита до книги
Достаточно полную и последовательную методику обучения чтению предлагает Сессиль Лупан. Здесь и фонетика – сначала в виде алфавита, который маме предлагается петь, наложив на какую-нибудь подходящую мелодию, позже – в виде забавных букв в образе диковинных зверей. Слова возникают не просто так – это первые слова, которые говорит ребенок, записанные на специальном листе на стене, имя малыша на стенке кровати, а еще – таблички, называющие все, что окружает ребенка – стены, окно, стол... Позже появляются предложения и тексты. И появляются не просто так, а в книге, главный герой которой – сам ребенок! Конечно, так учиться гораздо интереснее.  
7. Метод М. Монтессори.
Мария Монтессори давала детям буквы алфавита и учила узнавать их, писать и произносить. Позже, когда дети научались соединять звуки в слова, она предлагала соединять слова в предложения.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта

 
 

 

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ