Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Лечебная педагогика в обучении детей с ОВЗ

Герасимова Наталья Александровна
Лечебная педагогика — это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение, лечение и кор­рекцию различных отклонений в развитии, нервно-психических и соматических нарушений, которые могут привести к стойкой инвалидизации, школьной и социальной дезадаптации.
Лечебная педагогика — это комплексное воздействие на орга­низм и личность ребенка. В ее задачи входит стимуляция умст­венного и физического развития, коррекция имеющихся отклоне­ний в развитии (отставания в психическом развитии, поведении, речи, нарушения общения, моторики и других психомоторных функций) с целью всестороннего развития больного ребенка.
Основные задачи лечебной педагогики заключаются в разра­ботке специальных индивидуальных и групповых методов и про­грамм, направленных на коррекцию нарушенных функций и стимуляцию психомоторики ребенка и эмоционально-личност­ное его развитие.
Важнейшей задачей лечебной педагогики является также пси­хотерапевтическое воздействие на ребенка и его семью с разра­боткой индивидуализированных программ семейного вос­питания, семейной психотерапии, адекватного, развивающего взаимодействия матери и ребенка.
Главным принципом лечебной педагогики является тесная взаимосвязь лечебного и педагогического процессов.
Программа педагогической и воспитательной работы строится с учетом общепедагогических и общевоспитательных задач с ис­пользованием специфических педагогических приемов и методов, дифференцированных в зависимости от характера заболевания ребенка, специфики нарушенного развития, структуры ведущего нарушения, выраженности вторичных отклонений в развитии, об­щего уровня физического и умственного развития, возраста, степе­ни социальной и педагогической запущенности и дезадаптации. Лечебно-коррекционное воздействие должно оказывать по­ложительное влияние не только на ребенка, но и на его семью. Это особенно важно, так как хорошо известно, что в семье, в которой воспитывается больной ребенок, обычно создается осо­бый психологический конфликт, особенно в тех случаях, когда члены семьи начинают ощущать безрезультатность или малую эффективность своих усилий, направленных на стимуляцию раз­вития ребенка.
Важным принципом лечебной педагогики является необхо­димость индивидуального подхода к каждому ребенку, с учетом наиболее сохранных, «здоровых» нервно-психических функций и положительных свойств личности.
Требования и нагрузки, предъ­являемые больному ребенку, должны соответствовать состоя­нию его здоровья, его физическим и психическим возможно­стям. Только в этих условиях у ребенка может формироваться уверенность в собственных силах, эмоционально-положитель­ное отношение к занятиям. Рекомендуется, чтобы на началь­ных этапах работы педагогические требования даже несколько отставали от психофизических возможностей ребенка, что бу­дет способствовать повышению его эмоционального тонуса.
Важнейшей задачей лечебной педагогики является умствен­ное воспитание ребенка, при этом особенно важно развивать умственные способности, а не только расширять объем знаний и представлений об окружающем. 
В настоящее время роль лечебной педагогики в воспитании и подготовке к обучению детей с отклонениями в развитии рез­ко возрастает. Это обусловлено как увеличением числа детей, нуждающихся в специальной лечебно-педагогической помощи, так и гуманизацией образования, обусловливающей необходи­мость создания специальных условий для возможности успеш­ного обучения каждого ребенка, в том числе и детей с отклоне­ниями в развитии, различными неврологическими, психи­ческими и хроническими соматическими заболеваниями.
Среди детей с особыми нуждами большую группу составля­ют дети с нервно-психическими заболеваниями и отклонения­ми в развитии. Это дети с задержкой психического развития, речевыми, сенсорными и двигательными дефектами, неконтакт­ные дети, или дети с нарушениями общения, нарушениями по­ведения, больные психическими и неврологическими заболева­ниями, такими как детская шизофрения, эпилепсия, миопатия и многими другими. Особую группу составляют дети со сложны­ми нарушениями в развитии, у которых имеется несколько от­клонений или заболеваний.
Лечебно-педагогическое воздействие предполагает как пре­одоление имеющихся отклонений в развитии, так и предупреж­дение возможных нарушений, связанных с перенапряжением нервной системы, а также различными психическими травма­ми, приводящими к возникновению особых болезненных со­стояний нервной системы, которые легко возникают у детей раннего и дошкольного возраста — неврозов. Чем младше ре­бенок, тем менее значительные раздражители могут привести к психической травме. Это определяет необходимость обучения родителей и педагогов правильному взаимодействию с ребен­ком раннего возраста в процессе его воспитания и обучения. Для этого необходимы специальные лечебно-педагогические кор-рекционно-развивающие программы взаимодействия матери и ребенка; педагога-корректора и ребенка.
До последнего времени многие дети с тяжелыми отклоне­ниями в развитии рассматривались как необучаемые инвалиды, и родителям, в основном, рекомендовалось помещать их в учреж­дения социального обеспечения. В настоящее время положе­ние изменилось. Разработка приемов и методов лечебной педаго­гики показывает высокую их эффективность при раннем при­менении и особенно в тех случаях, когда активным участником проведения лечебно-педагогической работы становится мать, хо­рошо ориентированная не только в проблемах своего малыша, но и в основных коррекционных направлениях лечебной педа­гогики.
Основные принципы методического подхода к вос­питанию и обучению: создавать специальные условия для обес­печения мотивационной стороны деятельности, осуществлять коммуникативную направленность обучения, строго индивидуа­лизировать обучение, всесторонне развивать у ребенка все про­дуктивные виды деятельности: рисование, лепку, ручной труд, аппликации и т.п.
В коррекционной работе использовать особые приемы и ме­тодики с опорой на различные виды деятельности: предметно-практическую, игровую, элементарную трудовую, все виды про­дуктивной деятельности, но основное внимание уделять игре как ведущей деятельности этого возрастного этапа развития. Припроведении лечебно-педагогической работы в преддошкольном и дошкольном возрасте необходимо научно-практическое обос­нование каждого вида занятий в зависимости от индивидуально-личностных, эмоциональных и интеллектуальных возможностей и особенностей данного ребенка: индивидуальных, подгруппо-вых, фронтальных, а также дифференцированного использова­ния различных игр: дидактических, сюжетно-ролевых, игр-инс­ценировок, музыкально-ритмических и др.
Таким образом, успех лечебно-педагогических и коррекци-онных мероприятий зависит от возможности правильной совме­стной работы педагога-дефектолога, логопеда, врача, психолога и родителей.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ