Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

Основы религиозных культур и светской этики

Модуль: Светская этика

Тема урока: «Любовь и уважение к Отечеству»

Учитель   Ястребова Ольга Вячеславовна

ГБОУ СОШ 137

Цель  урока: объяснить детям, в чём проявляется любовь и уважение человека к своему Отечеству.

Задачи: 

Образовательные:

·         Сформировать представление об уважении и любви к Отечеству.

·         Изучить понятия Родина, Отечество, гражданин, патриот.

 

Развивающие:

·         Способствовать развитию умения сравнивать и обобщать материал.

·         Формировать навыки работы с текстом, самостоятельной работы с источником информации, со словарём.

 

Воспитательные:

·         Формировать бережное отношение к Родине.

·         Создать для учащихся комфортное творческое пространство, неформальную среду общения и самореализации на уроке.

Виды деятельности: беседа, комментирование, устный рассказ на тему, чтение, самостоятельная работа с иллюстративным материалом, участие в учебном диалоге.

Оборудование и материалы:

·         Презентационное сопровождение

·         Мультимедийное оборудование

·         Раздаточный иллюстративный материал для учащихся

Тип урока: урок усвоения нового материала

Метапредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, музыка, изобразительное искусство, история.

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

1.     Организационное начало урока.

Сегодня нас ожидает необычный урок. Давайте улыбнёмся друг другу. Наш урок будет наполнен одним очень красивым  состоянием человеческой души. А каким - вы скоро определите сами.

Мы знаем, что наша речь состоит из слов. Слова бывают разные.

Какие бывают слова? (Весёлые, грустные, вежливые)

А есть родные, самые дорогие слова. Кто скажет - какие? (Мама, папа, друг)

Но есть самое важное, самое дорогое слово, о нём мы узнаем, если отгадаем  кроссворд.

2.     Работа в группах. Разгадывание кроссворда.

Деревца- красавицы,

Белым станом славятся.

Льют по дубу слёзоньки

Русские…..(берёзоньки)

 

Изгнал из страны

Супостатов – французов

Наш славный герой,

Полководец……(Кутузов)

 

Отчизну она защищает, наш мир и покой охраняет.

В ней – авиация, пехота

И бойцы морского флота.     (Армия)

 

 

С  городом этим

Трудно сравниться.

Главный в стране он

Это - ……(столица)

 

На контрольной даст списать,

С ним всегда легко болтать.

Если надо даст совет,

Знает мой любой секрет.

Радость делит он со мной,

За меня всегда горой.

Коль беда случится вдруг

Мне поможет верный ……(друг)

 

Он бьёт фонтаном из земли.
Впадает в русло он реки.
Из недр земных он к нам проник.
И все зовут его…..( родник)

 

 

 

 

 

 

 

Какое слово получилось по горизонтали?

 

Давайте все вместе вслушаемся в слово Ро – ди – на.

Назовите однокоренные слова (народ, родные, родители, родник)

 Как вы понимаете, что такое Родина?

3.     Значение слова « Родина».

(Заранее подготовленные дети)

·         Слово Родина происходит от слова род (ряд поколений, происходящих от одного предка, родоначальника).

·         Родина, синоним Отчизна -  это место, родное для человека.

·         Это село, город, страна, где человек родился, вырос, где жили его предки. «Моя Родина» – можно сказать по отношению к своему родному дому в деревне и в отношении всей нашей страны. Родина – это всё то. Что свято для человека: его семья, мать, друзья, одноклассники, его вера, его язык. Это всё то, что человек любит, защищает, бережёт.

·         Моя Родина – Россия – это земля моего народа, политая кровью доблестных предков, защищавших её  в исторических сражениях. Моя Родина – это традиции и культура моих предков.

·         Отечество – родная страна. Понятие Отечество обозначает страну предков (отцов) человека.

Давайте послушаем стихотворения. (Читают подготовленные дети)

Если скажут слово Родина,
Сразу в памяти встает:
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка – скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики.
Над скамейкой топот ног.
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная
Но у всех она одна!

 

 

 Россия - какое красивое слово.
За ясные зори, умытые росами,
За русое поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем,
Тебя по-славянски назвали Россия.

 

 

 

 

 

Что значит: Родина моя?
Ты спросишь. Я отвечу.
Сначала тропочкой земля
Бежит тебе навстречу
Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой
Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных
Потом пшеничные поля
От края и до края.
Все это Родина - твоя,
Земля твоя родная.

 

 

4.     Работа в группах. Составление ассоциативного ряда«С чего начинается Родина» для каждого из вас?

С чего начинается Родина?

Мой дом  …………………..                                        я здесь живу, мои родители, соседи

Моя школа ………………….                                       место моей учёбы, одноклассники, мои друзья,  учителя

Моя Республика ……………….                                 я , соотечественники….(национальность)

Я …………………………………………                                я – гражданин России

 

Родина – это  место, где мне хорошо!

5.     Сообщение темы урока.

Как вы поняли, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?

(О нашей Родине, о нашем Отечестве. Будем учиться её любить, оберегать, защищать.)

6.     Дерево – образ нашей Родины.

В фольклоре славянских народов – сказках, заговорах – нередко возникает образ древа жизни. Чаще всего это могучий дуб, проживший на земле несколько веков.

Посмотрите на свои листы.( У детей на парте лист   А 12)

Дерево – это образ нашей Родины. Каждый листик – это семья. Все листочки разные: есть большие, а есть и маленькие, как семьи. Но мы все связаны друг с другом, т.к. у нас одна Родина. Без корней веточки не могут зеленеть и плодоносить. Так и человек не может жить без Родины и приносить настоящую пользу обществу – духовные плоды. Родина - это наши корни.

 Что нас объединяет?

(Культурные традиции, историческая память, вера, язык, наша семья, соотечественники (все люди, живущие рядом),  общие ценности ).

 

(на листах дети приклеивают к дереву корни, на которых и записаны эти слова.)

Корни нашего дерева уходят в глубокую древность. Поэтому историю своих предков должен знать каждый из вас, т.к. именно человек является носителем исторической памяти.

Давайте же к нашему дереву относиться так же, как к самому себе, как к  ближнему своему. Давайте бережно относиться к нашей Родине, защищать её, любить её, украшать её.

7.     Ценности жизни. Работа в группах.

Вы правильно сказали, что всех нас объединяет общая история нашего Отечества, общая вера, общие ценности.

Что дорого каждому из нас? Какие ценности близки вашей семье?

 

Истинные ценности                                                      ложные ценности

Любовь                                                                            настольные игры

Забота                                                                              машина

Семья                                                                               деньги

Домашние животные                                                   мороженое

Природа                                                                         коньки

Берёзка                                                                          компьютер

Жизнь человека

Почему жизнь человека является высшей ценностью?

 

8.     Значение слов «любовь», «уважение»

Чем же наполнен весь наш урок?

(Любовью и уважением к Родине, Отечеству)

Давайте уточним, что значит любить Родину, любить своё Отечество?

( Защищать, уважать, ценить, беречь, украшать, гордиться, любить свою семью и ближнего своего, друзей, одноклассников.)

В чём ценность любви? Какой должна быть наша любовь? (истинной, бескорыстной, когда человек делает что-то хорошее и не ждёт выгоды для себя)

(на свои листы дети приклеивают солнышко с лучиками – словами)

 

 

 

 

9.     Защита Отечества – долг каждого гражданина.

Всё, что человеку важно и дорого, без чего он не может жить, человек должен  беречь, хранить, а если надо – и защищать.

Если обидели тебя – можно стерпеть, и даже обязательно удержаться от мести, от такого же ответа, чтобы не было драки. Ведь зло нельзя победить злом. Но добро необходимо защищать и если обижают твою маму или сестру, просто кого-то слабого – долг настоящего человека встать на защиту.

Из истории мы помним, что всегда русский народ вставал на защиту своей земли от врагов и захватчиков.

О ком из защитников вы можете рассказать?

10.                       Защитники Отечества.

(рассказывают дети)

Богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Эти богатыри и прославились тем, что защищали простой народ – землепашцев, ремесленников Земли Русской от лихих разбойников и чужеземных полчищ.

Князь Александр Ярославович Невский. Под его полководческим началом были одержаны две яркие победы: над шведами в 1240 г и над силами Тевтонского ордена в 1242г.

В 1380 г московский князь Дмитрий Иванович, прозванный впоследствии Донским, вывел русскую рать на Куликово поле. Там произошло  сражение, в котором войско хана Мамая было разбито. Эта борьба длилась ещё целое столетие и завершилось окончательной победой над Ханской Ордой в 1480г битвой на реке Угре.

Вспомним и про Петра Великого. Ведь именно он и его ближайшее окружение начали серьёзные преобразования в нашей стране во всех сферах её жизни. Именно при Петре Россия чётко обозначила свои границы и сформировала для их защиты профессиональную армию, создала мощный флот.

Он проявил высокие организаторские способности и талант полководца в ходе Азовских походов, в Северной войне, во время Персидского похода. Под непосредственным руководством Петра Первого в знаменитой Полтавской  битве (в 1709г) были разгромлены и пленены войска шведского короля Карла 12. 

Александр Васильевич Суворов. Ни разу ни в одном из данных им сражений не потерпел поражения. Более того, почти во всех этих случаях он убедительно побеждал при численном превосходстве неприятеля. Он взял штурмом неприступную крепость Измаил, разгромил турок. А Итальянский поход в 1799г и победа над французами, бессмертный переход через Альпы был венцом его полководческого искусства.

Михаил Илларионович Кутузоввоевал против турок, татар, поляков, французов. Образовал ранее не существовавшую в русской армии лёгкую конницу и пехоту.

 

 

 

 

 

А теперь давайте объединим всё сказанное и ответим, что значит уважать Отечество?

(помнить о прошлом, помогать фронтовикам и пенсионерам, почитать традиции родителей, быть гостеприимным, изучать историю своей Родины)

(дети приклеивают облачка со словами)

 

Как мы чтим память воинов, павших на поле боя за нашу землю?

(мы сохраняем память об их подвигах, носим цветы к мемориалам, склоняем головы и молимся об их душах)

Какие праздники, славящие наше Отечество, мы чтим?

(9 мая - День победы в В.О.В., 4 ноября – День народного единства, 23 февраля – день защитников Отечества, 27 января – День снятия блокады Ленинграда)

11.                       А как же можно сохранить наше Отечество?

(дети приклеивают на лист цветы, в центре цветка – слово)

(любовь, свобода, милосердие, долг, справедливость, уважение, забота)

12.                       Итог урока. Рефлексия.

Посмотрите, какое у нас красивое дерево! Как хороша наша Родина!

Сегодня мы вырастили дерево и ухаживали за ним. Мы подарили ему свет, тепло наших сердец, любовь и уважение. Наше дерево стало сильным и крепким. Так давайте сделаем наш мир вокруг себя чище, добрее, справедливее, и вы сделаете лучше себя, и вы почувствуете, как возрастает в мире любовь!

 

Наше происхождение уходит корнями в глубокую древность, и нам не страшны никакие бури и ураганы, потому что наш народ крепок духом и силой воли. И никакой враг не заставит русский народ встать на колени, потому что наш народ очень сильно любит свою Родину.

 

Итак, давайте подведём итог.

Интересно

Творчество

Обучились

Главное

 

 

 

 

Вам было интересно на уроке?

А что творческого было на уроке?

(слушали стихотворения, разгадывали кроссворд, составляли композицию)

А чему обучились на уроке?

(главным было то, что мы все разные, но живём в одной стране . Нас всех объединяют духовные традиции и любовь  к Отечеству. Мы должны любить, уважать своё Отечество,  заботиться  о нём.)

 

 

Сегодня вы очень хорошо работали. А самое главное – вы любите и уважаете своё Отечество. Мы с вами настоящие патриоты. Я хочу, чтобы вы с урока сегодня унесли частичку любви, частичку счастья и мира в душе.

(учитель дарит детям голубков из бумаги)

 

 

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта

 
 

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ