Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие двигательной активности детей 3-4 лет
в подвижных играх на открытом воздухе

Мелентьева Мария Владимировна,
воспитатель МОБУ «СОШ «Муринский ЦО №4»
          Охрана здоровья подрастающего поколения в нашем обществе имеет большое государственное и социальное значение. Здоровый ребенок – счастье семьи. Именно дошкольный возраст является важнейшим периодом, когда формируется человеческая личность и закладываются прочные основы физического здоровья. Двигательная активность – главный источник и побудительная сила охраны и здоровья, совершенствования физических и интеллектуальных способностей маленького ребенка. Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно – временные связи предметов и явлений при помощи движений. Их развитие составляет центральную задачу физического воспитания.
  Систематические физкультурные занятия, подвижные игры и упражнения, особенно на свежем воздухе, положительно влияют на процессы роста и развития детского организма, повышают функциональные возможности его ведущих систем, что способствует их совершенствованию Подвижные игры и упражнения на свежем воздухе являются универсальным и незаменимым средством физического воспитания, дошкольников.  Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Многие воспитатели, родители недооценивают значения рациональных условий для правильного развития и благоприятного эмоционального состояния дошкольника, реализации его физиологической потребности в движении. Воспитателю, помимо педагогики, важно знать и основы возрастной физиологии и гигиены. Опираясь на знания психофизиологических особенностей детского организма, педагог более успешно будет осуществлять все воспитательные, учебные и оздоровительные мероприятия в дошкольном учреждении, применять правильные педагогические приемы. Умелое руководство воспитателя деятельностью детей с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей не только поможет найти наиболее приемлемые формы организации их игровой деятельности, но и в известной мере будет способствовать совершенствованию функций центральной нервной системы, активного торможения, играющего первостепенную роль в формировании осознанных, мотивированных действий.

 Подвижные игры на прогулке - комплексный образовательный процесс, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные навыки, потребности. В процессе ежедневного проведения подвижных игр на прогулке расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками. Игры и упражнения на свежем воздухе являются лучшим «лекарством» для детей от двигательного голода – гиподинамии. Так как дети основную часть времени – около 70 % времени пребывания в дошкольном учреждении – проводят в статичном сидячем положении, особенно это характерно для детей старшей и подготовительной к школе групп, когда идет усиленная подготовка к поступлению в школу. Посильная физическая нагрузка и свежий воздух укрепляют здоровье детей, способствуют профилактике респираторных простудных заболеваний. Неоценима роль подвижных упражнений и для развития мелкой моторики, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов. Вследствие всех вышеуказанных факторов подвижные игры и упражнения способствуют и ускорению развития речи.

 
Подготовка к игре
Подготовка к игре состоит из нескольких важных моментов. Одним из них является предварительное ознакомление воспитателя с содержанием подвижных игр, причем необходимо знать игры не только своей группы, но и смежных возрастных групп, особенно предшествующей данному возрасту.
Хорошее знание практического материала позволит педагогу легче справиться с подбором игр в соответствии с возрастными особенностями детей, их подготовленностью, правильно выбрать игру в зависимости от условий проведения, количества детей, наличия пособий, состояния погоды, воспитательных задач и т. п.
Второй момент — это подготовка к проведению уже конкретной игры. Воспитатель заранее продумывает, как разместить играющих на имеющемся пространстве, чтобы они могли свободно двигаться. Заранее нужно уточнить и содержание игры, ее правила, повторить текст (если он есть в игре), продумать приемы активизации детей, использование отдельных пособий, игрушек. Малышей до игры надо познакомить с неизвестными им персонажами при помощи картинки, игрушки, сказки. Это поможет им быстрее освоить игровые действия.
Третий момент подготовка непосредственно перед игрой обратить внимание на гигиеническое состояние площадки, где будет проходить игра.
При проведении подвижных игр на свежем воздухе площадку следует освободить от посторонних предметов, подмести, и если возникает необходимость, то предварительно полить, чтобы не было пыли! Не следует ограничиваться только групповой площадкой. Можно использовать и прилегающие непосредственно к ней участки, дорожку вокруг здания детского сада.
Важное значение имеет одежда и обувь играющих. При проведении подвижных игр на участке в холодные периоды года надо следить за тем, чтобы дети не были излишне тепло укутаны: во время игры это стесняет движения и быстрее приводит к перегреванию, что может вызвать простудные заболевания.
Непосредственно перед игрой воспитатель подготавливает необходимое количество пособий (флажков, кубиков, погремушек и т. п.), раскладывает их так, чтобы детям было удобно ими пользоваться, размечает места для играющих (домики, гнездышки для птичек, норки для мышек, место, где сидит кот или располагается гараж для автомобиля, и пр.).
Маленьких детей, особенно третьего года жизни, необходимо предварительно ознакомить с теми предметами и движениями, которые будут использованы в игре. Надо дать им возможность рассмотреть пособия, игрушки, попробовать действовать с ними, приподнять, поиграть, с тем, чтобы при выполнении упражнений или во время игры дети не отвлекались от их главной цели. Такая подготовка обеспечивает радостное и активное отношение ребенка к выполнению задания, помогает более быстрому усвоению им основного смысла и правил игры или игрового упражнения.
Для детей четвертого года жизни также очень важно ознакомление с обстановкой, в которой будет проходить игра. Иногда бывает необходимо заранее познакомить детей с персонажами игры и их движениями, которым они будут подражать. Предварительная подготовка детей к выполнению заданий в игре или игровых упражнениях может проводиться в течение нескольких дней или накануне игры.
Непосредственно перед началом игры малышей можно привлечь к расстановке игрушек и пособий. Такое активное участие в подготовке повышает их интерес к игре, к выполнению игровых заданий. Так, например, перед проведением игр “Поезд”, “Птички в гнездышках”, “Воробушки и автомобиль” воспитатель не всегда может расставить стулья предварительно. Он обращается к детям с предложением поиграть и начинает ставить стулья так, как это нужно для игры; поясняя им, что это вагончики или гнездышки, он просит детей постарше принести стулья. Малыши, подражая старшим, тоже идут за стульями. Воспитатель должен подбадривать малышей, помогать им ставить стулья ровно, а также напомнить тем, кто постарше, чтобы они помогли маленьким принести и поставить стулья и сесть на них.
  Детям очень интересны подвижные игры, которые предполагают совместное выполнение одних и тех же действий. В такие игры можно играть с  малышами на прогулке. Например, встаньте с детьми в круг и предложите им попрыгать, потопать ножками, похлопать в ладошки, покружиться. Покажите малышам образец действия и задайте ритм движений, сопровождая их чтением стихотворения или пением песенки. При этом обращайте внимание детей друг на друга, называйте их по именам, хвалите за дружную игру. Подобные игры хорошо включать в воображаемые ситуации. Например, дети могут кружиться как снежинки, прыгать как зайчики, топать как медведи, тянуть ручки вверх как цветочки к солнышку и пр. Даже самые маленькие дети с удовольствием будут играть в такие игры, как «Карусели», «Раздувайся пузырь», «Каравай». Атмосфера радости, веселья, смена простых движений и их направления, повторяющиеся слова стихотворений, приятные телесные ощущения – все это располагает детей к продолжению общения, обогащает их коммуникативный опыт.
Когда все продумано и подготовлено заранее, воспитатель может провести игру с большей пользой для детей, обращая все свое внимание при руководстве игрой на выполнение поставленных ею задач
   В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что подвижная игра – является ведущим видом деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Литература
1. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. - М.: Просвещение, 1968.
2. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать и метать. – М.: Просвещение, 1983.
3. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. - М.: Просвещение, 1986.
4. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам. – М.: Владос, 1999.
5. Глазырина Л.Д., Овсянин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Владос, 2005.
6. Глущенко Л.И. Подвижные игры как средство физического воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Физическая культура, 2006.
7. Дедулевич М.Н. Играй - Не зевай. Подвижные игры с дошкольниками. – М.: Просвещение, 2007.
8. Емельянова М.Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки. // Ребенок в детском саду. – 2007. - № 4 – с. 29- 33
9. Жуков М.Н. Подвижные игры. – М.: Академия, 2002.
10. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. – М.: Медицина, 1998.
11. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1985.
12. Кенеман А.В. Детские народные подвижные игры. – М.: Просвещение, 1985.
 
 
 
 
 
 
 

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта

 
 

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ