Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие словесного творчества у детей дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи

Костикова Юлия Сергеевна
Словесное творчество – это чрезвычайно сложный для ребенка вид творческой деятельности, наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка, развитие которого может происходить в старшем дошкольном возрасте, когда ребенок достаточно подготовлен к тому, чтобы творчески выразить тот или иной замысел в устной речевой форме. Обычно к этому возрасту дети обладают широким словарным запасом, многое знают об окружающем их мире, их воображение отходит от репродукции к творчеству, и они умеют строить сложные предложения и эмоционально выражать свои мысли и чувства, углубленно понимая сущность предметов и явлений окружающего мира, оценивая отношения между людьми, рассказывая о переживаниях и впечатлениях.
Именно эмоционально-выразительная речь становится фундаментом для формирования художественного восприятия и воображения, а также материалом для строительства новых речевых форм, эксперимента над словом, ритмом, рифмой и образами. 
Так закрепляется новый этап в развитии речи и воображения ребенка – этап творческого рассказывания, когда вся личность дошкольника погружена в процесс творчества, его воображение, речь, мышление, жизненный опыт, эмоции и воля оказываются захвачены процессом сочинения рассказа.
При этом дети максимально самостоятельны в процессе творчества: они придумывают содержание рассказа, его персонажей, перерабатывая те темы и впечатления, которые были получены им ранее, и облекая их в связное устное повествование, выстроенное по законам развития сюжета (завязка, развитие сюжета, событийная канва, кульминация и развязка), стараясь занимательно рассказать свой замысел.
Исследователи до сих пор не пришли к единому мнению о том, что такое словесное творчество. Так, по мнению О.С. Ушаковой словесным творчеством детей дошкольного возраста можно назвать «продуктивную деятельность детей, возникающую под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании устных сочинений - рассказов, сказок, стихов»
По мнению А.Е. Шибицкой , словесным творчеством ребенка является процесс «нахождения слов, словосочетаний и словесных высказываний, наиболее точно отражающих конкретности образов, картин, явлений, представленных в сознании ребенка; эти образы представления, сложившиеся на основе прошлого опыта, не являются в то же время точными повторениями, копиями увиденного, услышанного, пережитого ребенком. Это результат деятельности воображения, направленного на воссоздание прошлого опыта в новых сочетаниях»
Обобщая данные определения, можно сказать, что словесное творчество - это речевая деятельность ребенка, которая требует от него умения и желания фантазировать, создавая новые образы, и моделировать ситуации, выражая их логически, описательно и сюжетно в одном слитном рассказе и сказке под влиянием жизненного опыта и ранее увиденных или услышанных произведений литературы или фольклора.  
Словесное детское творчество может быть выражено в самых разных формах – это может быть рассказ, сказка, описание события, стихотворение, загадка или фантазия, а также словообразовательная деятельность.
Вопросами, связанными с детским словотворчеством, занимались многие исследователи, поэтому мы считаем необходимым обобщить их опыт и выводы.
По мнению  Л.М. Ворошниной , A.M. Леушиной, Э.П. Коротковой, A.M. Бордина , при обучении дошкольников словесному творчеству основной акцент необходимо делать на развитии навыков связной монологической речи, при этом методически эти исследователи предлагают применять следующие приемы:
1.      Обучение структуре строения повествования или описания, рассказывания сказки.
2.      Осознание средств в раскрытии образа.
3.      Продолжение рассказа или сказки, начатого воспитателем.
Подобная методика помогает детям спланировать свою речь заранее, тщательно относиться к формам речи, которые подходят к выбранной ими теме, при этом управление процессом берет на себя воспитатель, что несколько подавляет самостоятельность творчества ребенка.
По мнению  А.Е. Шибицкой  , О.С.Ушаковой  детское словесное творчество необходимо рассматривать в постоянной связке с обучающими процессами.   Подобная методика обучения словесному творчеству имеет свои преимущества, а именно:
1.      Соответствует характеру творческой деятельности ребенка, сочетая в себе накопление художественного опыта, а также собственного творчества.
2.      Органически сочетает в себе обучение и творчество, не подавляя каждой из деятельности.
3.      Ведет ребенка по естественным ступеням обучения.
Не менее важными в нашей работе являются работы таких педагогов, как Н.В Гавриш ,  Д. Родари , в которых признается важнейшим для развития словесного творчества создание среды, стимулирующей раскрытие и раскрепощение фантазии ребенка, формирование игрового взгляда на мир. При этом методом развития словесного творчества становится метод переворачивания сюжета, смешивания сюжетов и создания собственного сюжета с опорой на принцип строения, но не на сюжет сказки, услышанной от взрослого.
 

 

Развитие словесного творчества у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 

 
По мнению Н.А Ветлугиной , можно выделить несколько этапов в  процессе формирования и развития словесного детского творчества:
Первый этап – это накопление жизненного опыта, наблюдение за людьми и животными, за явлениями окружающего мира, которые могут быть образно переосмыслены ребенком в дальнейшем.
Второй этап – это процесс создания замысла рассказа или сказки и обдумывание возможных художественных средств и композиции будущего речевого произведения, продумывание поступков и речей персонажей. 
Третий этап – это создание нового словесного произведения, сказки или рассказа ребенка, логически оформленного и законченного, дающего ребенку эстетическое удовлетворение.
По мнению Н.А. Ветлугиной, необходимо также выделить основные условия, в которых наиболее продуктивно проходит обучение дошкольников творческому рассказыванию. Среди них можно выделить следующие:
1. Постоянное и непрерывное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни в самых разных формах.
2.      Обогащение словарного запаса ребенка и активизация его с помощью новых слов, помогающих ребенку выражать эмоции и переживания, описывать мир и людей, выражать свое отношение к событиям и предметам.
3.      Обучение связному рассказыванию, структурированию рассказа и описания.
4.      Обучение навыку придумывания, то есть, самостоятельного создания нового речевого произведения, в котором рассказывается о том, чего не было или произошло не с рассказчиком, но придумано рассказчиком. 
При этом следует помнить, что нормально развивающиеся дети приблизительно к 5-летнему возрасту уже достаточно полно и связно излагают свои мысли, формируют сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, пересказывают услышанные рассказы и сказочные сюжеты, правильно используя значения слов и звуки в них.
Однако, дети, у которых наблюдаются нарушения речи, находятся в совсем другой ситуации, испытывая сложности с тем, что для детей с нормальным развитием является простым и понятным.
Общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития) характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. На фоне относительно развернутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразований создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют названия части предметов названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению. В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции. В грамматическом строе распространены ошибки в употреблении предлогов, согласовании различных частей речи, построении предложений.
В связной речи отражаются, естественно, все перечисленные особенности. Развернутые смысловые высказывания детей с общим недоразвитием речи отличаются и отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения. Трудно даются таким детям самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. В воспроизведении текста по образцу заметно отставание от нормально говорящих сверстников. Характерно, что отсутствие у детей чувства рифмы и ритма мешает заучиванию ими стихов.
Итак, обобщая сказанное выше, можно отметить, что  ОНР – это нарушение, отражающееся на всех – фонетических, лексических и грамматических - компонентах языковой системы ребенка, что отражается на качестве его связной речи.
В картине фонетико-фонематического недоразвития речи на первый план выступает несформированность звуковой её стороны, но нередко при этом задерживается и лексико-грамматическое развитие. При ФФН наблюдается бедность словаря. Проявления речевого недоразвития у данной группы детей выражены в большинстве случаев нерезко. Для детей с общим недоразвитием речи наряду с указанными речевыми особенностями характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно: недостаточно сформировано словесно-логическое мышление и недостаточно развиты свойства воображения (произвольность, целенаправленность,  устойчивость и активность). Эти процессы являются обязательными компонентами творческой речевой деятельности, так как речь и мышление тесно связаны между собой, а творческие рассказы создаются при активной работе воображения, т.е. дети придумывают рассказы и сказки с опорой на образы воображения.
Из всего выше сказанного следует, что нередко у детей с речевым недоразвитием суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом. При рассказывании эти дети нередко испытывают трудности самостоятельно связно и последовательно излагать свои мысли об увиденном и услышанном, отражать в речи воспринятое, находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко-и словопроизношения.
 Все перечисленные особенности речевой деятельности детей с речевым недоразвитием необходимо учитывать при оценке уровня развития словесного творчества у них и при обучении их творческому рассказыванию.
Тематика творческих рассказов должна быть связана с общими задачами  воспитания у детей правильного отношения к окружающей жизни, воспитанием уважения к старшим, любви к младшим, дружбы и товарищества. Тема должна быть близка опыту детей (чтобы на основе воображения возник зримый образ), доступный их пониманию, интересный  для них. Тогда у детей появится желание придумать рассказ или сказку.
Разные исследователи выделяют свои, наиболее удачные на их взгляд, тематические подборки для развития творческого рассказывания у детей с ОНР.
По мнению Е.И.Тихеевой  наиболее адекватной является тематика, близкая по жизненному опыту, но сюжетно основанная на событиях, происходящих с «кем-то» (человеком или игрушкой), а не с рассказчиком:  "Как Ваня чуть не утонул"; "Катя разбила куклу"; "Приключения на катке"; "Случай с мальчиком, которого послали опустить в ящик письмо"; "Медвежонок на прогулке"; "День рождения зайца".
По мнению Л.М.Ворошниной , можно выделить несколько видов, которые приводятся в методиках по обучению творческому рассказыванию разных исследователей: 
•        У Е.И. Тихеевой  и О.С. Ушаковой методика придумывания рассказов на предложенную педагогом тематику;
•        У A.M. Дементьевой, О.И. Соловьевой и Н.А. Орлановой методика придумывания рассказов по строгому плану; по указаниям педагога о персонажах, о развитии сюжета, а также придумывание окончания истории, которая начата взрослым.
При этом Л.М. Ворошнина выделяет следующие виды творческих рассказов:
- реалистические рассказы;
- сказки;
- описания природы;
- рассказы по аналогии с образцом сказки или литературного произведения.
 На первом этапе обучения наиболее продуктивным считается придумывание рассказа реалистической направленности, затем Л.М. Ворошнина   предлагает обучать детей придумыванию сказки, и самым сложным – третьим этапом обучения является, по ее мнению, создание описательного рассказа о природе, в котором  стремится выразить свое отношение к красоте природы и смене сезонов.

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ