Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Значение постановки произношения на уроках
иностранного языка в начальной школе
Морозова Ольга Геннадиевна,
учитель английского языка 
ГБОУ гимназия № 343
Невского района Санкт-Петербурга
Часто мнение учителей иностранного языка, работающих в начальной школе, по поводу необходимости постановки произношения расходятся. Кто-то скрупулёзно добивается от обучающихся адекватных звуков и «ставит» произношение за период начальной школы, кто-то лишь показывает правильный акустический образец сам или посредством аудиокомпонента учебника, считая, что со временем звуки «встанут» на место, иные же вообще не выделяют этот аспект как значимый и уделяют ему крайне мало времени на уроке. В учительской среде на эту тему не так много дискуссий, но очевидно, например что коллеги, отдающие предпочтение работе с грамматической тетрадью в начальных классах, сокращают время урока, выделяемое для тренировки речедвигательной стереотипии, развитию звукопроизношения. А так ли это важно на самом деле? Может быть, это только вопрос эстетики и красоты? Как автор этой статьи, я хочу задать вопрос: А зачем хорошо поставленный голос диктору телевидения или преподавателю? Для чего в театральных ВУЗах преподают сценречь? Для чего танцору балета годами оттачивать движения? Это эстетическая сторона или что-то более фундаментальное? Читатель может ответить, что танец – это двигательный навык, какое отношение он имеет к языку, и не лучше ли углубиться в грамматику как можно скорее, вопрос эстетичности произношения при двух часах в неделю – это слишком! Для педагога на все подобные вопросы лучше всего, на мой взгляд, ответит такая смежная наука, как логопедия. Эта наука системно рассматривает и фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую стороны речи и речевого недоразвития, выясняет и описывает, чем это обусловлено. Логопедия направлена на развитие системы произношения у детей, даёт качественные и количественные описания этого развития у детей на каждом из этапов речевого развития. Логопедия занимается речью и никоим образом не противоречит тому, чем занимаются учителя иностранного языка. Очень часто особенно в рабочих программах учителя прописывают именно те виды деятельности, которые связаны не с языком, а с речью, с речевым развитием, что очень важно для данной статьи. Давайте вспомним эти формулировки: Контроль развития навыков монологической речи, развитие навыков диалогической речи и т д. Учителя иностранного языка в своей работе констатируют тот факт, что ребёнок, перейдя в среднюю школу, имеет крайне бедный активный словарь (и это несмотря на три года начальной школы). В процессе аудирования дети нередко из-за нечёткости звукового восприятия улавливают только отдельные элементы фразы и не могут связать их в единую смысловую структуру. Также обращает на себя внимание тот факт, что у детей есть разные уровни понимания: от почти полного непонимания грамматических форм до отдельных затруднений в понимании единичных грамматических конструкций. Отмечается несформированность ритмической структуры слова и фразы. Они сопровождаются нарушением мелодики, темпа, ритма речи. Дети не улавливают ритм и не могут воспроизвести предложенный ритмический рисунок выстукиванием, похлопыванием. Так разве не является архи-важным ввести корректирующие подобные дефекты упражнения именно в начальной школе? Тем более, что упражнения, связанные с ритмизацией текста, вызывают у обучающихся начальной школы неподдельный интерес и нравятся детям. При отражённом проговаривании дети часто продуцируют только приблизительный контур, неясный звуковой комплекс вместо слова, употребляет несколько вариантов искажения одного и того же слова. в речевом потоке много оговорок, на которые обращают внимание и исправляют ошибочно сказанное только дети с уже относительно развитой речью и контроле за ней. Также учителя средней школы отмечают, что словарный запас у детей развивается медленно, искажённо, используется в речевой практике неправильно. Отмечается также бедность лексико-семантических средств, приводящих к некорректным заменам по сходству, смежности, по контрасту. Дети не умеют пользоваться синонимами, антонимами, обобщающими словами. Узок и однообразен у них запас прилагательных, наречий. На всех этапах развития речи выявляются трудности актуализации словаря, неумение отбирать слова из лексического запаса и правильно употреблять наиболее уместные и точные в конкретном случае. Словарный запас школьников средней и старшей школы ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен. Дети не могут объяснить значения слов, не умеют пользоваться средствами словообразования. Все эти факты констатируют учителя иностранного языка, но ведь именно этим и занимается логопедия! Безусловно, учитель иностранного языка работает не только с языком, но главным образом с речью. Не стоит недооценивать речевое развитие в изучении иностранного языка, и учителям стоит почитать те наработки, которые есть у логопедов и логоритмистов для создания комплекса коррекционных упражнений в начальной школе. Время, потраченное в начальной школе на всё то, что способствует речевому развитию, укреплению речедвигательной стереотипии как базального компонента устной экспрессивной речи, не будет потрачено даром. Акцент на грамматику лучше сделать на этапе средней и старшей школы. На начальном этапе изучения иностранного языка необходимо развивать речевой слух, без которого генерация речи невозможна, работать с фонетической и фонематической сторонами речи. Уделяя этому большую часть урока. Подводя итог данной статьи, хочу ещё раз подчеркнуть, что в начальной школе не следует делать ставку на грамматический строй языка, на все эти языковые коды. В начальной школе необходимо развитее правого полушария, это другой регистр мышления работает, учиться слышать все эти долготы и длинноты. Обследование речи очень важный компонент урока иностранного языка в начальной школе и проводить его нужно правильно и скрупулёзно: темп, плавность, звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй языка – именно в такой последовательности. И как заключительный аккорд, хотелось бы сравнить преподавание иностранного языка в начальной школе с преподаванием музыки. Для меня, как автора данной статьи, это совершенно очевидно. Для того чтобы убедить в этом читателя, я настоятельно рекомендую почитать работы наших отечественных логопедов, очень интересная наука, занимающаяся закономерностями речевого развития, будет интересна читателю-учителю иностранного языка.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта

 
 

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ