Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Воспитание  интеллектуальной  инициативы  младших школьников через приобщение к  проектно-исследовательской деятельности

Сычева Эвелина Ивановна,
учитель начальных классов
ГБОУ школа 559 Санкт-Петербурга

Интеллектуальная инициатива- это желание самостоятельно, по собственному побуждению отыскивать новую информацию, выдвигать те или иные идеи, осваивать другие области деятельности. Впервые  роль интеллектуальной инициативы была раскрыта в работах Дианы Борисовны Богоявленской.

Ориентация на интеллектуальную инициативу учащихся позволяет говорить о новых тенденциях в развитии современной школы, связанных с пересмотром основных компонентов школьного образования: его назначения, содержания, критериев эффективности форм и методов обучения, роли школьного учебника, функции учителя.

Ребёнок  приходит в школу с желанием учиться. Почему же он теряет интерес к учёбе? В этом серьёзная проблема обучения младших школьников.

 Главный смысл моей деятельности состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

В своей работе я использую как традиционные  развивающие, так и инновационные  методы, стараюсь строить  работу исходя из потребностей ребёнка.

Среди разнообразных направлений, инновационных педагогических технологий, наиболее адекватной современным требованиям  к образованию является использование одной из близких мне технологий проектной деятельности.

Метод  проектов всегда предполагает, во-первых, решение  какой-то проблемы, и , во-вторых, направлен на получение результата. В основе проектной деятельности лежит проблемный, исследовательский, поисковый, творческий методы обучения.

Проект – это специальное задание, план, замысел, путь решения проблем, в результате которого должно получиться что-то новое ( продукт, книга, фильм, модель, сценарий, презентация  и т.д.)

Противники проектно-исследовательской деятельности в начальной школе утверждают, что маленький ребёнок не может быть исследователем и первооткрывателем. Ему самому ещё учиться и учиться. Да, это так. Ребёнок не изобретает  законов и научных понятий, т. е. в обычном смысле слова не создаёт ничего нового. Наследие культуры существует ещё до него и является «новым» только для него. Однако, освоить созданное  человечеством он может  только сам, только усилием  и трудом собственной мысли. Результат «открытия для себя» - это изменение  в самом ребёнке, возникновение у него новых способов деятельности, знаний, умений. Иначе говоря «открытие для себя» - это во многом «открытие себя».

Выполнение проектной деятельности предполагает наличие у школьников определённого набора качеств и умений. Важные из них:

1) качества: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность.

2) умения:

 а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);

 б) социального взаимодействия (сотрудничать с учителями – предметниками, работниками школьной библиотеки, родителями, работниками предприятий, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

 в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

 г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);

 д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности).

Проекты бывают разные.

По количеству участников: 1) личностные; 2) парные; 3 ) групповые.

По продолжительности: 1) краткосрочные; 2) средней продолжительности; 3) долгосрочные.

По типу деятельности: 1) творческие; 2) исследовательские; 3) игровые;

4) практико- ориентированные; 5) информационные.

По количеству предметов: 1) монопроект; 2) межпредметный проект.
Этапы проведения проекта.

1. Подготовительный или вводный (погружение в проект) - выбор темы и её конкретизация - определение цели и формулирование задач.

2. Поисково - исследовательский этап - определение источников информации -планирование способов сбора и анализа информации - проведение эксперимента -сбор и систематизация материалов.

3.Трансляционно –оформительский этап - анализ информации и формулировка выводов. -предзащита проекта -доработка проекта с учётом замечаний и предложений.

4.Заключительный этап - публичная защита проекта - подведение итогов. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемые»: -конкретное решение теоретической проблемы -поделка -результат готовый к внедрению (газета, гербарий, реферат, серия иллюстраций, сказка, коллекция, костюм, макет, сценарий праздника, наглядные пособия, и т.д.) 

Преимущество проекта, состоит в том, что ограниченный временными рамками урок “выплёскивается” во внеурочную деятельность и объединяет практически все уроки: окружающий мир, русский язык, изобразительное искусство, уроки технологии и другие.

Например,проект «Семья – вечнозелёное дерево».

Эта тема близка каждому.  Без семьи мы просто не смогли бы жить, радоваться миру, учиться, творить и поэтому мы решили создать проект. Название проекта было выбрано детьми.

Цель: узнать,  какова  роль семьи в жизни человека.

Задачи:

·        Выяснить значение семьи для человека.

·        Изучить тему семьи в народном творчестве.

·        Узнать о родственных связях и составить словарик «Родня».

·        Развивать интерес к семейным традициям, истории своей семьи, родословной.

·        Оформить собранный материал для использования на классных часах, уроках, родительских собраниях и т. д.

Дети разделились на группы:

1.     Исследователи -  искали значение слова «семья» в разных источниках и подготовили вводную статью.

2.     Собиратели  находили  пословицы и поговорки о семье.

3.     Историки изучали истории своих семей, попытались составить семейное древо.

4.     Корреспонденты - провели социологический опрос: “Какие семейные праздники отмечают    в вашей семье?»     Составили викторину с вопросами.

5.     Оформители   собранные материалы собрали в папку-раскладушку.

          Результатом проекта явился собранный материал, который помог при проведении классного часа и родительского собрания. А самое главное, что работа над проектом  увлекла детей и вылилась в несколько новых :

1.      Многие сочинения позднее были представлены в школьной газете.

2.     Проект «Нет в России семьи такой».

3.       Проект «Красна изба пирогами».

4.     Словарик «Родня» пополнился историей происхождения слов (например: «невеста – невесть откуда»).

Работа над проектом – это творчество, как для взрослого, так и для ребёнка, помогающее ребёнку реализоваться, выразить себя в этом процессе. Здесь ученики и учитель творцы, где учитель всегда находится в поиске, вместе с ребёнком проживает новое знание и его создаёт. Работать, используя метод проекта, интересно. Ценно то, что знания и умения добываются в результате собственного труда.

В каждом деле есть свои изюминки, только надо увидеть их и раскрыть. Верить, что главное дело получится. От такой работы надо просто получать удовольствие!

Литература:

1.                Федеральный государственный образовательный стандарт: начальное общее образование.

2.                Савенков А.И.Учебное исследование в начальной школе // Начальная школа. — 2000. — № 12. — С. 101–108.

3.                Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. — М.: Логос, 1999. — 272 с.