Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Волейбол как средство развития скоростно-силовых
способностей учащихся среднего школьного возраста
 

Лебедева Полина Александровна,
учитель физической культуры
МАОУ «Гимназия «Исток»,
г. Великий Новгород
 
Актуальность данной темы обусловлена тем, что средний школьный возраст является самым благоприятным периодом для развития всех двигательных качеств, в этом возрасте происходит быстрый скачек роста. Именно поэтому особое место в развитии двигательных возможностей школьников занимают скоростно-силовые способности, высокий уровень развития которых играет большую роль при достижении высоких результатов во многих видах спорта.
Школьный возраст – время, когда активно формируются физические качества, закладывается фундамент разнообразных двигательных навыков, совершенствуются функциональные возможности организма. Регулярные занятия лёгкой атлетикой, спортивными играми, гимнастикой, лыжной подготовкой позволяют целенаправленно воздействовать на естественные изменения этих показателей и эффективно способствуют их росту.
Всестороннее развитие учащихся, их высокий моральный и культурный уровень, разносторонние волевые качества, гармоничное развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости), отличная работоспособность сердечно-сосудистой системы, дыхательной и других систем организма, умение овладевать движениями и хорошо координировать их, физическое совершенство в целом - основа физического воспитания.
 
 Средства волейбола для развития скоростно-силовых способностей учащихся среднего школьного возраста
 
Упражнения специальной физической подготовки можно выполнять на уроках волейбола с учащимися среднего школьного возраста.
Занятия специальной физической подготовкой способствуют развитию физических способностей, лучшему и быстрейшему овладению отдельными техническими приемами, быстрому достижению спортивной формы.
Специальная физическая подготовка является средством специализированного развития физических способностей. Задачи ее более узки и более специфичны.
– развитие взрывной силы мышц ног, плечевого пояса, туловища; быстроты перемещения и сложной реакции; скоростной, прыжковой, акробатической и прыжковой ловкости, гибкости. С помощью специальных упражнений, направленных на преимущественное развитие определенных способностей, можно также совершенствовать отдельные технические приемы. Для этого обычно используются специальные упражнения, по характеру выполнения и структуре сходные с тем или иным техническим приемом или отдельными их элементами;
– совершенствование функциональных возможностей организма учащихся;
– повышение психологической подготовленности.
Основными средствами специальной физической подготовки являются: сходные по своей двигательной структуре и характеру нервно-мышечных усилий с движениями специализируемого упражнения. С помощью таких упражнений решаются две задачи: совершенствуются технические приемы и развиваются специальных физических способностей.
Большинство технических приемов в волейболе требует проявления специальной силы. Так, для выполнения передачи сверху двумя руками необходим определенный уровень развития силы мышц кистей, подачи – силы мышц кисти, плечевого пояса и мышц туловища, а для выполнения такого сложного технического приема, как нападающий удар, требуется комплексное развитие силы мышц кисти, плечевого пояса, туловища и ног. Сила мышц ног у волейболиста проявляется в прыжках.
Развитию прыгучести в волейболе уделяют очень большое внимание. Прыгучесть – комплексное проявление силы мышц ног и способности их к быстрому сокращению. Помимо этих качеств требуется высокая согласованность всех движений.
В большинстве работ по воспитанию скоростно-силовых способностей волейболистов в отдельную категорию выделяют упражнения для совершенствования физических способностей применительно к приемам игры: подаче, приему, передаче, атакующему удару, блокированию. Систематическое применение таких упражнений содействует совершенствованию технического средства волейболистов.
Эти упражнения необходимо сочетать с упражнениями для совершенствования способностей под конкретные приемы игры.
Примерные упражнения для развития силы мышц кистей:
– сгибание и разгибание кистей в лучезапястных суставах с сопротивлением партнера (или с гантелями);
– вращательные движения кистей в лучезапястных суставах с гантелями в руках;
– отталкивание от стены, акцентируя движения кистей. Опираться о стену можно   всей ладонью, а   не   только   кончиками пальцев;
– броски набивных мячей различного веса сверху вниз, акцентируя движения кистями;
– передача сверху двумя руками небольших набивных мячей;
– вращение кистями палки, наматывая на нее шнур, к концу
которого подвешен груз (1-4 кг).
Для развития силы мышц плечевого пояса применяют следующие упражнения:
– сгибание и разгибание рук с сопротивлением партнера; в упоре лежа (варианты: одна кисть на другой; с поочередным сгибанием рук; с опорой на одну руку; с поочередным подниманием ног; с хлопком ладонями в момент отталкивания; с опорой на пальцы);
– поднимание рук через стороны вверх и обратно с сопротивлением партнера;
– в упоре лежа партнер держит ноги занимающегося партнера за голеностопные суставы.  Занимающийся партнер перемещается переступанием или одновременными толчками руками;
– в упоре лежа отталкивание от пола с хлопком перед грудью;
– броски набивных мячей различного веса из различных исходных положений, на различные расстояния;
– закрепляя конец амортизатора в различных точках на полу
или стене, выполнять упражнения, по своей структуре сходные с
соревновательными упражнениями, добиваясь изолированного воздействия на ту или иную группу мышц;
– стоя на резиновом амортизаторе, сгибание рук в локтях до груди (варианты: поднимание рук вперед-вверх, в стороны – вверх, круговые вращения руками);
– ударное движение руки при нападающем ударе на блочном устройстве или с резиновым амортизатором.
Для развития силы мышц туловища применяют следующие упражнения:
– вращательные движения туловищем в разных направлениях;
– вращательные движения туловищем с отягощением (штанга, мешок с песком, партнер);
– наклоны вперед и в стороны с отягощением;
– подъем штанги на грудь и тяга;
– прогибание в пояснице, лежа на животе;
– лежа на спине руки за головой – поднять резко туловище, с наклоном вперед до касания локтями пола;
– то же, но руки в стороны ладонями вниз, ноги вместе, прямые – поднять ноги вверх и опустить их вправо, затем влево;
– партнер держит разведенные ноги за бедра, второй прогибается назад (руки за головой) и наклоняется вперед (вариант: с поворотом туловища в стороны);
– лежа на бедрах на скамейке, ступнями зацепиться за рейку, руки за головой – рывком прогнуться назад с поворотом туловища.
Для развития силы мышц ног упражнения:
– приседания на одной и на обеих ногах
– приседания и вставания со штангой небольшого веса на плечах. Разновидностью этого упражнения    является    вставание   со
штангой, держа ее сзади (4-8 раз за подход);
– полуприседания и быстрые вставания с подъемом на носки.
Вес штанги не более 50% максимального (10-15 раз за подход);
– выпрыгивания из полуприседа и приседа. Вес – 50% максимального, с которым учащийся может подняться из приседа (6-7 выпрыгиваний за подход). Разновидность этого упражнения выпрыгивание на одной ноге   со   штангой весом 30-35% максимального;
– подпрыгивания упруго, но не полностью сгибая коленные суставы (до 120°), со штангой такого же веса, что в упражнении 3
(10-15 повторений в подходе);
– прыжки со скакалкой на различную высоту в разном темпе;
– прыжки с разбега и с места с касанием предметов;
– прыжки с касанием предметов, подвешенных на оптимальной высоте;
– прыжки на одной и обеих ногах на дальность;
– прыжки на матах, песке, в снегу, в воде;
– напрыгивания на предметы различной высоты;
– прыжки в глубину с различной высоты с последующим напрыгиванием на предмет.
Приведенные выше примерные упражнения предназначены для развития мышечной силы ног, которая проявляется в прыгучести волейболиста.
Прыгучесть – это способность волейболиста прыгать оптимально высоко для выполнения нападающих ударов, подач, блокирования и вторых передач в прыжке. Она зависит от силы мышц и скорости сокращения мышечных волокон. Для проявления прыгучести необходима взрывная сила.
Развитие прыгучести начинается с развития силы с помощью упражнений общего воздействия, а в дальнейшем мышечную силу и скорость сокращения мышц рекомендуется развивать параллельно.
В специальной прыжковой подготовке рекомендуются:
– прыжковые упражнения с отягощением и без отягощения (отягощения не более 40% от веса спортсмена);
– основные упражнения по технике игры.
Количество прыжков с отягощением в одной – 10-20; продолжительность интервалов отдыха – 2-3 мин; количество серий – 5-6.
Для прыжковых упражнений без отягощения дозировки следующие: продолжительность одной серии – 10-20 прыжков; интенсивность – без пауз между прыжками; интервал отдыха между сериями – 1-2 минут; количество серий – 5-7 в тренировке.
Для развития прыгучести используют следующие упражнения:
– прыжки с места, с разбега, доставая баскетбольный щит, кольцо;
– прыжки из глубокого приседа;
– прыжки с разбега с доставанием метрической разметки;
– прыжки со скакалкой на двух ногах (варианты: с ноги на ногу; с продвижением вперед; на одной ноге; в приседе; высоко поднимая бедра);
– серийные прыжки вверх с места, с разбега с доставанием предмета;
– прыжки с разбега с ударом по подвешенному мячу;
– имитация нападающих ударов в прыжке с места и после разбега;
– имитация блокирования на месте и после перемещения;
– имитация блока, нападающего удара, блока, нападающего удара;
– нападающие удары через сетку после разбега с различных по траектории вторых передач.
  Проблема развития скоростно-силовых качеств у школьников среднего возраста является актуальной в методике физической культуры и спорта. Особое место в процессе физического воспитания подрастающего поколения должно быть отведено воспитанию скоростно-силовых способностей, так как высокий уровень развития этих способностей во многом способствует успешной трудовой деятельности человека в дальнейшем.
Скоростно-силовые упражнения (по своему воздействию на организм подростка) улучшают как общую, так и специальную физическую подготовленность, применение скоростно-силовых упражнений в увеличенном объеме благоприятно влияет на формирование двигательных навыков школьников среднего возраста. Не вызывает сомнения целесообразность применения скоростно-силовых упражнений на занятиях физической культуры со школьниками среднего возраста.
 
Список литературы
1.Гужаловский, А.А. Развитие двигательных качеств у школьников / А.А. Гужаловский. Минск.: Нар. Асвета.  2014.  88 с.
2. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспи­тания и спорта: учебное пособие. М.: Академия, 2010. 48

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта

 
 

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ