Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Влияние высшей нервной деятельности на когнитивные
процессы детей младшего и среднего возраста
Гаврилова Светлана Анатольевна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ школа 599
Приморского района Санкт-Петербурга
 
Для создания новых актуальных стратегий обучения необходимо понимание анатомо-физиологических особенностей головного мозга, процессов его развития, методики реализации функциональных возможностей мозга. Обобщенно говоря, нужно иметь представление о том, как «учится» наш мозг.
         Нервная система управляет всеми функциями организма, процессами обмена в органах и тканях, является объединяющим звеном тела, органов и всех систем, а также ответственна за взаимоотношения организма и внешней среды.
         Принято выделять две основные части нервной системы – это центральная нервная система и периферическая. К центральной нервной системе относят спинной и головной мозг. К периферической нервной системе относят нервные сплетения, нервные узлы, нервные окончания и тд. Вся нервная система построена из нервной ткани, которая состоит из нервных клеток (нейронов) и нейроглии. Для понимания процессов передачи сигнала в головном мозге необходимо знать, что нейроны получают, перерабатывают информацию и передают ее в виде нервных импульсов в мозг и к органам.
         Головной мозг (encephalon) подразделяется на пять отделов: конечный мозг, промежуточный мозг, средний мозг, задний мозг (мост и мозжечок) и продолговатый мозг. Каждый отдел головного мозга ответственен за определенные жизненно-важные функции организма:
•Конечный мозг – обеспечивает контроль деятельности всех нижестоящих отделов центральной нервной системы, отвечает за реализацию высшей нервной деятельности. Благодаря конечному мозгу появляется и развивается вторая сигнальная система – устная и письменная речь, а также сознание, способность образного мышления, способности отражения действительности в виде ощущений, мыслей, чувств, представлений.
•Промежуточный мозг – здесь расположены центры голода, жажды, постоянства внутренней среды организма.
•Средний мозг – отвечает за сенсорные функции (зрение), обеспечивает точность движения рук при мелкомоторной деятельности.
•Мост – выполняет проводниковую функцию, здесь же находятся центры, связанные с мимикой и жевательными функциями.
•Мозжечок – принимает участие в координации движений, делая их точными, целенаправленными, участвует в поддержании равновесия тела.
•Продолговатый мозг – связывает головной и спинной мозг, является центром дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системы, выполняет защитные функции (чихание, кашель, моргание, рвота).
Если речь идет о головном мозге, невозможно не остановиться на теме когнитивной функции, когнитивных процессах и способностей мозга. Что же такое когнитивные функции? В первую очередь, это процессы, локализованные в головном мозге, и задействованные при изучении нами окружающей среды. Мозг, получая информацию посредством анализаторов и рефлекторных дуг, должен «обработать» ее. Интерпретируя информацию, мозг переводит ее в знания, которые накапливаются и хранятся в памяти, перерастая в жизненный опыт.
К когнитивным способностям можно отнести внимание, восприятие, память, мышление, воображение. При развитии данных характеристик человек становится интеллектуальным и умным, так как он воспринимает информацию из разных источников, запоминает ее, старается воспроизвести, может делать выводы. Благодаря когнитивности, человек способен образно мыслить, основываясь на увиденном и услышанном.
Формирование высшей нервной деятельности у ребенка тесно связано с процессом созревания коры больших полушарий. Ассоциативные зоны коры, особенно расположенные в лобных и теменных ее областях, являются структурной основой сложных форм поведения и психики. Области после рождения увеличиваются по площади в 9 раз, а у взрослого занимают две трети всей поверхности новой коры. Кроме того, у детей развиваются специфические для человека корковые структуры, которые обеспечивают разные стороны речевой деятельности (речедвигательной, речеслуховой, речезрительной).
Процесс обучения ребенка неразрывно связан с развитием головного мозга, которое закладывается прежде всего родителями.
У детей до 3 лет постепенно увеличивается количество условных рефлексов на непосредственные раздражители, происходит развитие условного торможения. Со временем формируется адекватность действий с предметами. В этом возрасте большое значение приобретают стереотипы внешних раздражений и действий. Примерами могут служить этапы умывания, кормления, игры одевания и раздевания, порядок слов в песенке, но еще недостаточно развита подвижность нервных процессов, которая обеспечивает переключение с одного вида деятельности на другой. Изменение порядка сигналов в стереотипе является трудной задачей, поэтому у детей до 3 лет следует бережно относиться к вырабатываемым у них привычкам. Роль мамы и папы на данном этапе заключается в том, чтобы показывать ребенку интересные предметы, называть их и рассказывать доступным языком об их свойстве и возможности применения.
Для возраста от 3 до 7 лет характерно дальнейшее развитие всех видов внутреннего торможения. В связи с этим увеличивается точность движений, большее значение приобретает использование прошлого опыта, ранее образованных навыков. В этом возрасте наблюдается выраженная иррадиация возбуждения, а специализация условных рефлексов достигается с трудом. Если воспитатель в детском саду предлагает выполнить заданный сигнал на определенное действие, то дети будут выполнять его и на другие слова. Для возраста от 3 до 7 лет типичны бурные проявления эмоций, которые имеют нестойкий характер. Однако ближе к 7 годам дети в состоянии управлять своим поведением на основе предварительной словесной инструкции. В данном возрасте родителям следует приучать ребенка к развивающим играм, к играм на мелкую моторику и память, внимание и мышление. Также необходимо обучать ребенка правилам поведения.
В период с 11-13 лет у девочек и с 13-15 лет у мальчиков (первая фаза пубертатного периода) изменения в поведении определяются общим повышением возбудимости центральной нервной системы и ослаблением процессов торможения. Иногда это приводит к повышению раздражительности, легкой утомляемости, расстройствам сна. Девочкам 11-13 лет нередко свойственны снижение умственной работоспособности, повышенная эмоциональность, вегетативные реакции. Это должно учитываться в школе. Для некоторых подростков представляет трудности построение сложных фраз, логических умозаключений, запоминание учебного материала.
Вторая фаза пубертатного периода (у девочек 13-15 лет, у мальчиков – 15-17 лет) – критическая полоса развития. Возможны проявления психической неуравновешенности с резкими переходами от бурного восторга к депрессии и обратно, резкое критическое отношение к взрослым, обидчивость. Период гормональной перестройки организма требует разумного отношения к подросткам со стороны взрослых. Конфликты между подростками и их родителями и учителями нередко возникают из-за недооценки особенностей высшей нервной деятельности в период полового созревания. Правильный здоровый режим, спокойная обстановка, доброжелательность, интересные для подростков занятия являются условием того, чтобы переходный возраст проходил без функциональных расстройств и осложнений.
Специального внимания требует профилактика курения и употребления спиртных напитков. Эти вредные привычки не только пагубно влияют на развитие высшей нервной деятельности, но и на здоровье подростков в целом.
Подводя итог, необходимо сказать, что именно понимание процессов работы и развития головного мозга в купе с осознанием когнитивных возможностей могут обеспечить грамотное обоснование выбора методики образовательной деятельности.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта

 
 

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ