Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Теоретический анализ: воспитательный потенциал школьного туризма

Орешкина Елена Сергеевна,
воспитатель ГПД ГБОУ СОШ № 578 
Приморского района Санкт-Петербурга
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
В последнее время ведется активный поиск и внедрение новых форм и методов воспитания. Цель этих форм и методов должна заключаться в том, чтобы вызвать у подростков тягу к саморазвитию и самообразованию, привлечь к научным поискам.
Именно инновационные методы и технологии в воспитательном процессе смогут помочь в решении поставленных задач. По нашему мнению, к одним из таких инновационных методов относится школьный туризм.
Что касается интересующего нас понятия «школьный туризм», то оно идентично выражению «туристско-краеведческая деятельность в школе» (ТКД), получившему распространение с 80-х гг. прошлого века. Общепринятого определения понятия «школьный туризм» не существует, поэтому рассмотрим разнообразные трактовки, предлагаемые отечественными учеными.
Авторы энциклопедии туризма И.В. Зорин, В.А. Квартальнов определяют школьный туризм как: «туристские поездки, экскурсии с целью образования, удовлетворения любознательности и других познавательных интересов» 3, с. 12].
Профессора В.П. Соломин, В.Л. Погодина в своих статьях рассматривают школьный туризм как: «познавательные туры, совершаемые с целью выполнения задач, определенных учебными программами образовательных учреждений» [1, с. 80].
Школьный туризм соответствует определению Манильской декларации по мировому туризму, принятой Всемирным совещанием руководителей сферы туризма: «Туризм – один из видов активного отдыха, представляющий собой путешествия, совершаемые с целью познания тех или районов, новых стран и сочетаемые в ряде стран с элементами спорта» [2, с. 88].
Туристско-краеведческое движение обучающихся «Отечество» определяет школьный туризм как различные формы, обеспечивающие комплексный подход туристско-краеведческого движения в обучение, воспитание, оздоровление и т.д. В своей программе туристско-краеведческое движение обучающихся «Отечество» предлагает такие формы, как походы, прогулки, экскурсии, путешествия, экспедиции, конференции, слеты, семинары, соревнования и смотры. Многообразие этих форм предлагает большие перспективы для творческой, спортивной, научной, социальной, технической и педагогической деятельности.
Школьный туризм позволяет не только организовать свободное время подростка, а еще и совместить его со многими задачами воспитания. Научить жить в коллективе, самостоятельно нести за себя ответственность, принимать самостоятельные решения. Это означает, что туризм однозначно является одной из форм воспитательного процесса, причем достаточно эффективный.
Туризм предоставляет уникальную возможность глубже узнать и наглядно ознакомиться с историческим и культурным наследием своей страны и других государств, пробудить у молодых людей чувство национального самосознания, воспитать уважение и терпимость к быту и обычаям других национальностей и народов [5, с 28].
Изменение обычной среды, влияние климатических, средовых, природных факторов на школьника, увеличенная физическая активность, необходимость адаптации организма к смене климата, необходимость применять более активные способы передвижения, использование нестандартных физический упражнений, активных действий, необходимость самостоятельно следить за соблюдением  личной гигиены: все это значительно укрепляет здоровье ребенка, увеличивает физические возможности его организма, а так же воспитывает в подростке силу воли, организованность, пунктуальность, ответственность за свое здоровье.
Школьный туризм, а особенно активный, включающий в себя участие в туристских соревнованиях и туристских слетах, имеет воспитательные, образовательные, оздоровительные эффекты:
  • Изучение нового.  Теоретические знания, закрепленные на практике, в процессе деятельности являются наиболее глубокими.
  • Патриотизм. Совершение путешествий по родной стране являются аутентичным способом воспитания патриотизма.
  • Гражданственность. Школьники в процессе участия в туристском слете или соревнование, а также при участии в их подготовке, взаимодействуют друг с другом, учатся нести ответственность перед коллективом, отстаивать и защищать права своей команды. 
  • Социальная адаптация. Развитие адаптивных способностей происходит у туристов уже в процессе гражданского (межличностного) взаимодействия [6].
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что единства в определении и содержании понятия «воспитательный потенциал» нет.
С точки зрения И.В. Герлах, воспитательный потенциал – это способность к творчеству, обеспечивающая развитие личности в зависимости от ее возможностей и творческих способностей, а средства социально-культурной деятельности рассматриваются как инструменты достижения поставленных целей [4].
Г.В. Дербенева определяет воспитательный потенциал как реальные структурные условия для осознания личностью целей, перспектив урока, актуализации развития личных интересов, потребностей, возможностей; обеспечения позитивной личностно-значимой многоролевой деятельности, интенсивного межличностного общения, благоприятного положения каждого в системе отношений [4].
Таким образом, мы делаем вывод, что в современной педагогике отсутствует единообразное использование терминов, характеризующих воспитательный потенциал.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Бахвалова, А.А. Отличительные особенности услуги детско-юношеского туризма  [Текст] / А.А. Бахвалова // Вестник Российской академии естественных наук. - 2015.- № 19(3).- С. 79–81.
  2. Губаненков, С.М Спортивный туризм в системе образования [Текст] / С.М. Губаненков. - СПб.: ИД Петрополис, 2008. -  196 с.
  3. Калинина, Н.В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения [Текст] / Н.В. Калиина // Психологическая наука и образование. – 2014.– № 4. – С. 12-13.
  4. Мардахаев, Л.В. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Академия, 2002. – 368 с.Учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников в туристско-краеведческой деятельности [Текст] / С.И. Махов. – Нижний Новгород, 2009. – 157 с.
  5. Некрасова, Т.А.  Культура в контексте современного социологического знания  [Текст] / Т.А. Некрасова // Вопросы территориального развития.  - 2013. -  №  4. - С. 20-28.
  6. Федотов, Ю.Н.  Спортивно-оздоровительный туризм. Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. [Текст] / Ю.Н. Федотов, И.Е. Востоков. - М.: Советский спорт, 2009. - 464с.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта

 
 

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ