Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Возможности и перспективы онлайн обучения

 Суязова Элина Генриховна
            В наши дни в профстандарт педагога в качестве одного из необходимых умений входит применение современных образовательных технологий, включая информационные и цифровые образовательные ресурсы. Отсутствие цифровых компетенций заметно осложняет работу педагога — ведь она состоит не только из преподаваемого предмета. Учитель может использовать цифровые технологии, например, для выдачи интерактивных заданий, для планирования, коммуникации с коллегами и родителями. Владение технологиями позволяет организовать работу, рациональнее использовать время и получить хороший результат, пользуясь компьютером, планшетом, смартфоном. 
            Иногда некоторые обучающиеся не имеют возможности посещать школу, или могут посещать ее нерегулярно. От их родителей поступает запрос на смешанное или семейное обучение. Учителям в таких вариантах обучения необходимо  организовать индивидуальный подход к обучающимся, создать дополнительное взаимодействия с родителями. На смену традиционного урока приходит онлайн обучение.
            Онлайн обучение отличается во многом от традиционного урока и поэтому требует от педагога знаний взаимодействия в цифровой среде, новых способов подачи контента и технологий создания интерактивных заданий, адекватных целям обучения. При разработке дистанционного урока в первую очередь нужно ставить себе целью добиться максимально удобного и эффективного взаимодействия между учителем, обучающимися и родителями.    
            При переходе на дистанционное обучение  стало возможным, а порой необходимым  вводить новую лексику, проводить активизацию и закрепление материала— с помощью видеоурока и видеоролика, размещенного на электронной платформе, сайте учителя или видеохостинге YouTube. Важной задачей учителя при этом становится выбор способов и инструментов, чтобы организовать деятельность учащихся, заинтересовать их практической работой, установить диалог, осуществить проверку выполненных заданий и наладить обратную связь.
Эффективной формой может стать применение моделей смешанного обучения (дистанционная и очная форма работы по одной учебной теме). Учитель может применять технологию перевернутого класса, при которой дети по теме урока изучают материал дома, а на уроке вместе с учителем занимаются практикой. Все это должно быть направлено на достижение учебной цели.   
            Онлайн уроки можно создавать и публиковать в доступ обучающимся на сайте, блоге,  используя страницы в социальной сети, отправляя ссылки на контент и задания по электронной почте. В уроке следует учитывать все компоненты - теоретический, практический, аттестационный. 
             Цифровые компетенции — это способность решать разнообразные задачи в области использования информационно-коммуникационных технологий. Для того, чтобы создать цифровую среду, учителю в первую очередь могут пригодиться навыки в области использования электронных образовательных ресурсов, создания собственного цифрового контента, а также способов отображения и размещения учебного материала в интернете с открытым доступом к нему обучающихся. 
            Для учителя стало необходимым владеть инструментами подготовки контента: текстовых документов, презентаций, интерактивных плакатов, видео и инфографики. При подготовке к уроку учителю пригодится умение обрабатывать видео, создавать тесты, викторины, ментальные карты, использовать шаблоны презентаций и многое другое.
Даже если в том, чтобы создавать собственный контент, необходимости нет (например, если используется материал из открытых источников и электронных платформ), каждый учитель при подготовке к уроку часто изменяет задания под себя и своих учеников: ориентируется на темп занятия в очной и дистанционной форме, на скорость восприятия детей и другие важные составляющие урока, изменяет дизайн презентаций, добавляет или убирает информацию, создает разнообразные наглядные материалы для контента.             
            Сделать урок более наглядным поможет базовое умение находить нужную информацию в интернете. Это первый шаг к формированию цифровой среды учителем. 
            Другое важное умение — обмен информацией в цифровом мире. Во  взаимодействии с коллегами и для совместной работы с учебными материалами и общении помогут облачные сервисы, в которые можно загружать информацию и обмениваться ею. Использование облачных сервисов возможно на платформах Google или Яндекс.
            Использование цифровых платформ для видеоконференцсвязи может помочь с организацией диалога в процессе проведения онлайн уроков, консультаций и сеансов ответов на вопросы. В этом могут помочь Zoom, Discord или Skype.
Самыми удобными и простыми средствами педагогического общения можно считать мессенджеры и социальные сети, в которых общаются учителя, ученики, родители. Тут можно рассылать презентации с уроков, видео, объявления и другую информацию. Это быстро, и ученики получат сообщение, где бы они ни находились. 
            Кроме того, для коммуникации можно использовать собственные сайты (блоги) педагогов или системы дистанционного обучения (если это предусмотрено школой: Google Classroom, Moodle, RedClass, iSpring Learn, Дневник.ру). Всё это цифровая среда учителя, в которой удобно фиксировать результаты обучения, делать объявления и использовать контент оффлайн урока. 
            Все перечисленные выше платформы удобны, но требуют как от учителя, так от обучающихся и родителей отдельной регистрации на каждой из них для формирования личных страниц/аккаунтов. Только в этом случае открывается доступ для всех возможностей платформы и дальнейшее взаимодействие с другими пользователями платформы.
 
            Для получения большого спектра возможностей при минимальных затратах ресурсов времени можно завести аккаунт на мультиплатформе Google. Она позволит учителю не только создавать контент для онлайн и oффлайн уроков самого разного формата, но и делиться им в режиме реального времени с учениками, родителями и коллегами.
 
            Для взаимодействия с контентом  учителя, обучающиеся, родители и коллеги также должны иметь аккаунт мультиплатформы Google. Удобство заключается в том, что этот аккаунт есть практически у каждого пользователя Сети. Он есть у каждого владельца смартфона с операционной сетью Android, без него смартфон просто не будет работать. Также он есть у каждого, кто пользуется функциями браузера Google, Youtube или Google Почтой. Таким образом, используя только один аккаунт Google, учитель не только расширяет свой инструментарий, но и экономит время на регистрации себе, обучающимся, родителям и коллегам.
 
Возможности инструментария Google аккаунта для учителя:
Почта Gmail - почтовый сервис для обмена электронными письмами;
Google Документы – возможность создания документов, аналогичные, как в Microsoft Office Word. Данными документами можно делиться напрямую с коллегами, они же в свою очередь могут вносить правки и добавлять свои материалы online. Педагог может также отправлять документы обучающимся для самостоятельного изучения: тексты, контрольные, тесты  и прочие материалы без возможности редактуры;
Google Таблицы – таблицы, позволяющие анализировать и визуализировать данные. Во многом схожи с Excel. Ими можно делиться, совместно редактировать и прочее;
Google Презентации – это приложение можно рассматривать как альтернативу PowerPoint, но с меньшими возможностями для редактирования. Хорошая возможность для презентации темы урока в дистанционном формате;
Google Формы – позволяют быстро создавать и делиться интерактивными анкетами, опросами, тестами с обучающимися;
Google Рисунки – позволяет создавать схемы, диаграммы, инфографику и другие типы изображений;
Google Календарь – многофункциональный календарь с возможностью вводить и редактировать мероприятия, итоговые работы, тесты и проверочные работы;
Google Hangouts – приложение для проведения видеоконференций и мгновенного обмена сообщениями. Можно использовать наравне с Zoom;
Blogger – бесплатный сервис для создания своего блога. На его страницах можно размещать целые дистанционные уроки или отдельные интерактивные задания;
Google Фото – сервис, предназначен для хранения, редактирования, обмена фотографиями и видео;
Picasa – персональные веб-галереи, с возможностью редактирования фотографий, создания альбомов и многое другое;
YouTube – позволяет создать собственный педагогический канал, где можно разместить собственные видеоуроки, видеопрезентации и другие обучающие видеоматериалы. Также данный хостинг позволяет искать и делиться найденными видео с обучающимися и коллегами, общаться с другими педагогами и владельцами педагогических каналов.


            Для подробного примера использования одного из инструментов Google аккаунта можно взять Google Формы.
Google Формы – это один из способов успешного взаимодействия учителя и обучающихся в дистанционном формате.С помощью этого сервиса можно создавать интерактивные анкеты, организовывать онлайн-опросы, контрольные тесты.
            Примеры использования Google Форм при проверке знания лексики в виде теста. Тест может быть двух видов: тренажёр или контрольный тест по пройденному материалу.
            В первом случае он анонимный. Обучающийся не боится допустить ошибку, возможно повторное прохождение. Во втором случае первым вопросом идёт графа, где нужно указать имя и фамилию. Результаты теста отправляются учителю на Google Почту.
В данном тесте идёт проверка знаний лексики по теме «House: Things in house». Данный тест может быть использован в качестве тренажёра перед итоговой контрольной работе по пройденному материалу. Обучающийся должен выбрать из трёх вариантов верный ответ. Справа он видит количество баллов за каждый верный ответ.
 
После завершения теста обучающиеся смогут посмотреть количество набранных баллов и ошибки, если таковые имеются.




 
            Ещё один пример использования Google Форм. Одним из этапов урока по ФГОС является рефлексия и оценивание. При проведении дистанционного урока этот этап можно провести в виде обратной связи с обучающимися. Обучающиеся заполняют Google Форму в виде опроса. Он может содержать следующие вопросы:
- Прокомментируй урок, вырази своё отношение к нему
- Какое задание на этом уроке было наиболее трудным?
- Какое задание было самым лёгким?
- Предлагаемое домашнее задание интересно для выполнения?
 
 


 
            Судя по ответам учитель может сделать вывод, какие темы недостаточно проработаны и требуют повторения. Обучающиеся отправляют свои ответы учителю, таким образом устанавливается обратная связь.
 
            В данной статье перечислены далеко не все возможности онлайн обучения. Но даже вышеперечисленного инструментария достаточно, чтобы сделать дистанционный урок эффективным и увлекательным. Перед учителями открываются дальнейшие перспективы использования возможностей цифровой среды в образовательном процессе.
 
 
 


 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта

 
 

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ