Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Использование ролевых игр при обучении английскому языку
на разных этапах обучения

Суханова Анна Михайловна,
учитель английского языка ГБОУ лицей №384
Кировского района Санкт-Петербурга

Одной из целей обучения иностранному языку является формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции — способности и готовности учащихся использовать иностранный язык в ситуациях официального и неофициального общения.

Обучение устной разговорной речи — одна из важнейших задач при изучении английского языка, но из-за отсутствия естественной среды общения наибольшую трудность представляет включение обучаемых в повседневное общение, формирование условий для активного общения на языке.

Так, большое значение в организации учебного процесса играет мотивация. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения, а главное ведет к использованию разговорного языка. Для развития и совершенствования речевых умений учащихся используются различные виды деятельности, но наиболее эффективным является использование ролевых игр на уроке, так как они:

-   придают общению коммуникативную направленность, создают условия реального общения;

-   развивают языковую компетенцию учащихся;

-   формируют социокультурную компетенцию;

-   позволяют раскрыть личностный потенциал ученика, развивают его положительные качества: активность, инициативность;

-   помогают успешной социализации учащихся, способствуют созданию учебного сотрудничества;

-   укрепляют учебную мотивацию;

-   являются важным компонентом в учебном процессе с точки зрения здоровьясбережения.

Чаще всего в учебном процессе используются умеренно-контролируемые ролевые игры, свободные исценарные игры.

Умерено-контролируемая ролевая игра— это игра, при проведении которой участники получают общее описание своих ролей, на основе которого готовят свое задание. Программа проведения игры разрабатывается учителем, а учащимся сообщается список типовых и проблемных ситуаций. Все эти ситуации детально прорабатываются на уроках, изучаются образцы диалогов, имеется возможность получить консультацию учителя по грамматическому или лексическому материалу.

Свободная ролевая игра— это игра, при подготовке к которой учащиеся получают обстоятельства общения. Она служит формированию индивидуальных и групповых навыков самостоятельной работы по предмету. Учащиеся должны сами определить тему, разработать сценарий игры, подобрать соответствующий материал, произвести поиск информации, используя рекомендуемую литературу.

Сценарная играиспользуется при работе с художественными текстами. При подготовке к сценарной игре учащиеся разрабатывают программу, сценарий под руководством учителя. Они подбирают языковое содержание определенных ролей в режиме индивидуальной, парной или групповой работы. В ходе подготовке к данной игре учитель наглядно с помощью объяснения, заполнения таблиц, постановки проблемных вопросов демонстрирует учащимся методы работы с текстом, обучая при этом поисковому, изучающему и ознакомительному чтению. Исходный текст изучается под руководством учителя: определяется от чьего лица идет повествование или диалог, строятся предположения о характере персонажей. После этого ведется работа по определению ролей и наполнению их конкретным языковым содержанием. В ходе презентации ролевой игры каждый учащийся может изменить любое из своих высказываний по собственному желанию, внося элемент неожиданности в игру.

В условиях обучения устной иноязычной речи ролевая игра – это речевая деятельность, игровая и учебная одновременно. Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении на английском языке, так она выполняет мотивационно-побудительную функцию.

Ролевая игра – это не только обучающая игра, но и упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В играх школьники овладевают такими элементами обучения, как умение начать беседу, поддержать её, прервать собеседника в нужный момент, согласиться с его мнением или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы. Практически всё время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, так как он должен понять и запомнить реплику партнёра, соотнести её с ситуацией, отреагировать на реплику. Следовательно, ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.

Ролевая игра помогает сплотить коллектив, вовлекая в участие робких учеников, что способствует самоутверждению каждого в коллективе. В такой игре каждый получает роль и должен быть активным партнёром в речевом общении. В них воспитывается дисциплина, взаимопомощь, трудолюбие, готовность включиться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти подходящее решение для выхода из проблемной ситуации. Таким образом, ролевые игры выполняют воспитательную функцию.

Ролевая игра формирует у школьников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя со стороны. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведение собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других, выполняя ориентирующую функцию.

Подростки стремятся к общению, к взрослости, а ролевая игра дает им возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его. Обеспечивая осуществление желаний подростка, ролевая игра реализует компенсаторную функцию.

Внедрение ролевых игр в учебный процесс способствует достижению целей обучения диалогической речи и расширенному монологическому высказыванию, активизации речемыслительной деятельности учащихся, формированию навыков и умений самостоятельного выражения мысли, образованию и воспитанию учащихся средствами иностранного языка.

Ролевые игры находят всё более широкое применение в практике обучения иностранному языку в школе, так как способствуют усилению коммуникативной направленности в обучении, развитию интереса к языку и эффективному использованию на уроках с учащимися разного возраста.

Для младшего школьного возраста наиболее справедливо использование сюжетной ролевой игры сказочного содержания. Младший школьный возраст принимает воображаемую игровую ситуацию или сказочный сюжет с удовольствием.

Для среднего школьного возраста подходит сюжетная ролевая игра бытового содержания, так как эти игры отражают реальные стороны жизни школьника (учебу, досуг).

Например, при изучении темы “Фильмы” можно провести ролевую игру “Покупка билетов в кино”. После освоения лексико-грамматического материала, речевых структур по теме учащимся представить, что они находятся в кинотеатре, где им необходимо выбрать фильм для просмотра и купить на него билеты у кассира.

Для старшего школьного возраста подходит имитационная ролевая игра познавательного содержания. В ходе такой игры могут имитироваться ситуации, которые могут возникнуть при устройстве на работу, в будущей профессиональной деятельности.

Использование ролевых игр с учетом возрастных особенностей учащихся позволяет эффективно решать учебные, воспитательные и образовательные задачи.

Ролевые игры формируют социокультурную компетенцию, мотивацию к овладению иностранным языком, развивают речевые умения и навыки, поддерживают интерес к предмету, а также помогают подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ.

Ролевые игры вызывают большой интерес у учащихся на разных этапах обучения, так как они помогают раскрыть уверенность в себе, дают возможность применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

 

 

   Литература:

 

1)    Вайсбург М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке. – Обнинск: Титул, 2001.

2)    Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: АРКТИ, 2003.

3)    Матвеева Н.В. Ролевые игры на уроках английского языка. Учебное пособие. М. 2005.

4)    Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991.

5)    Скляренко Н. К., Олейник Т. И. Обучение диалогической речи с использованием ролевых игр в 7 классе. Журнал “Иностранные языки в школе”1985. №1.

6)    Стронин М.Ф. «Обучающие игры на уроке английского языка». – М., 1981.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ