Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Электронная система дистанционного обучения.
Обзор систем дистанционного обучения.
Возможности системы дистанционного обучения Moodle
Живицкая Лина Романовна 
Быстрое развитие прогресса в области технологий является одной из причин повсеместного внедрения дистанционного обучения, которое осуществляет учебно-воспитательную деятельность между учащимся и преподавателем, находящимся в разных местоположениях. [1]
На данный момент существует огромное множество различных систем дистанционного обучения (СДО) как коммерческих, так и открытых для пользования, каждые из которых обладают индивидуальными особенностями и возможностями.
Самая главная уникальность данного вида обучения заключается в доступности использования, в связи с чем к системам дистанционного обучения проявляется все больший интерес, а к разработке электронных курсов подходят с особенной тщательностью.
В современном мире большую популярность набирает интерес к дистанционному обучению.
Электронная система дистанционного обучения(СДО)-программное обеспечение для любых организаций, которое позволяет производить поддержку процесса обучения, поддерживать документооборот, создавать материалы для обучения и производить проверку знаний по изучаемой дисциплины.
С помощью СДО есть возможность выстраивать нагрузку для учащихся, создавать тесты для проверки, посещать виртуальные музеи и много другое сосредоточенное в одном месте.
Возможности, предоставляемые СДО можно обобщить:
  • Управление различными видами обучения
  • Проверка знаний и навыков
  • Анализ обучения и оценка результатов
  • Предоставление контента и программ
СДО позволяет обучающимся проходить обучение в индивидуальном порядке, разном темпе и в индивидуально установленные сроки.
Благодаря развитию технологий, создано разнообразное количество систем дистанционного обучения, имеющие свои отличительные особенности и недостатки.
Для создания каждого определенного учебного курса, преподаватель может выбрать наиболее комфортную систему дистанционного обучения, что позволит разработать удобную среду обучения учащихся.
К сожалению, не любые системы дистанционного обучения могут быть использованы для создания учебных площадок в силу разной степени доступности.
Систем дистанционного обучения существует огромное множество, в связи с чем каждый преподаватель школы, ВУЗа или других организаций, где происходит обучение, может подобрать среду для проведения дистанционных занятий, опираясь на цели, задачи и методы разрабатываемого курса.
Все разнообразие СДО можно классифицировать по некоторым основным признакам. Например, если рассматривать системы дистанционного обучения (СДО) с точки зрения возможностей представления учебного материала (количества различных элементов и ресурсов внутри СДО), то можно выделить следующие СДО для разработки учебных курсов:
  1. Moodle
Инструментальная среда для разработки как отдельных онлайн курсов, так и образовательных веб-сайтов. В основу проекта положена теория социального конструктивизма и ее использование для обучения. [2] Помимо стандартных встроенных элементов и ресурсов для создания занятий (лекции, задания, тесты и т.д.)  данная СДО может предложить еще расширение возможностей платформы, например, возможность полностью поменять дизайн или расширить функции системы в целом.
  1. Ё-Стади
Данная онлайн-платформа для организации дистанционного обучения отличается от большинства подобных СДО тем, что ее функционал большей частью ориентирован на проведение практических занятий и оценку знаний. Стандартный функционал включает в себя «рабочую область», «тест», «журнал», «форум» и «файл».
  1. Teachbase
СДО Teachbase при достаточно простой работе, имеет достаточно широкий выбор доступных возможностей, например, такие как «учебный курс», «личный кабинет», «тестирование», «отчеты», «коммуникация» и «база». Также имеется «редактор», позволяющий обрабатывать учебные материалы прямо в системе. Преподавателю предоставляется место на сервере для хранения материалов.
Если рассматривать СДО с точки зрения возможности оценивания результатов обучающихся, то можно выделить следующие системы дистанционного обучения для разработки учебных курсов:
  1. Moodle
В СДО Moodle предлагается использовать для проверки уровня освоения учащимися изучаемой дисциплины такие элементы, как «тест» и «опрос». Для «теста» предлагается достаточно широкий выбор типов вопросов. Также можно настроить время для прохождения теста, установить ограничения, изменить вид оценивания, внешний вид и настройки просмотра. Предоставляется возможность включение дополнительного контента в «тест».
  1. iSpring Learn
В данной СДО есть возможность полного контроля за успеваемостью учащихся. Система предоставляет сервис аналитики и 23 типа отчета. В итоге, тест будет представлять собой слайды с вопросами (при необходимости с добавлением различного контента). Настройка тестов происходит на внешней платформе iSpring Quizmaker, которая в свою очередь требует отдельной установки.
  1. Teachbase
В данной системе дистанционного обучения тестирование может быть реализовано внутри каждого курса как дополнительный элемент. Система дает возможность создавать тесты, настраивать их проходной балл, длительность, менять обложку и фон. Также есть возможность выдачи сертификатов после прохождения курса.
Также не маловажную роль играют возможности коммуникации между преподавателем и учеником. Практически все системы дистанционного обучения располагают элементами для связи участников процесса. Наиболее комфортные для использования элементы можно выделить у СДО:
  1. Moodle
Для коммуникаций в данной СДО используется два элемента: «форум» и «чат». «Форум» позволяет создавать обсуждения и объявления, «чат» дает возможность участникам курса общаться в реальном времени. Также предоставляется возможность преподавателю оставлять комментарии к тому или иному выполненному заданию.
  1. iSpring Learn
Система предоставляет достаточно простой способ коммуникации между участниками курса. Для этого используется графа «Вопросы по курсу», в которой можно отправлять и получать сообщения между обучающимися и преподавателем.
  1. ILias
СДО ILias также использует систему коммуникаций между участниками курса в виде получаемых и отправляемых сообщений.
Также можно отдельно выделить не классическую СДО Google Classrom. Данная система скорее напоминает ленту совместной работы.
В своем составе данная система имеет огромное количество инструментов для обучения.
В своем составе данная система имеет огромное количество инструментов для обучения. Из особенностей можно выделить:
  1. Использование только инструментов Google
  2. Создается общая папка «Класс» на Google диск
  3. Папка «Класс» доступна как для всего класса, так и для каждого в отдельности.
  4. Отсутствие тестов (только на базе Google form)
Интерфейс данной СДО очень прост как внешне, так и в использовании и не требует специального обучения.
Рассматривая вышеупомянутые системы дистанционного обучения, можно сделать вывод что каждая из них является хорошим выбором для создания учебных площадок.
Стоит отметить, что большинство СДО являются платными и больше подходят для образовательного процесса внутри коммерческих организаций.
Бесплатные СДО, такие как ILias и Moodle также могут быть гармонично включены в ход обучения, но они требуют специального обучения для преподавателей. Также данные системы требуют отдельной установки.
Системы дистанционного обучения, такие как Google Classrom, находящиеся в свободном доступе и не требующие специального обучения
(с достаточно простым интерфейсом в использовании) и установки могут быть использованы любым образовательным учреждением или в качестве дополнительной площадки для поддержки обучающихся отдельными преподавателями.
СДО Moodle одна из популярнейших систем дистанционного обучения в России. Moodle (с англ. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment - модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) позволяет преподавателям размещать свои курсы как для поддержки очного обучения, так и для реализации дополнительных программ. [3].
Данная система имеет три основных процесса:
  • Процесс проведения занятий
  • Процесс анализа литературы и создание учебного курса
  • Процесс проверки посещаемости и успеваемости учащихся по проходимой дисциплине
Вышеуказанные процессы позволяют:
  • Создавать группы студентов и прикреплять их к необходимому курсу
  • Создавать и управлять учебными курсами
  • Проводить тестирования и анализировать их результаты
  • Поддерживать связь между преподавателем и учащимся через форум
  • Отслеживать деятельность учащихся курса
  • Организовывать самостоятельную работу учащихся
Система дистанционного обучения Moodle является очень пластичной для формирования курсов преподавателями, так как есть возможность создавать курсы для различных задач и целей обучения и при этом может быть принят во внимание уровень подготовки обучающихся.
Система Moodle поддерживает следующие виды модулей:
  • элемент курса;
  • тип задания;
  • тип вопроса;
  • блок;
  • фильтр;
  • формат курса;
  • участники курса. [4]
При разработке учебных курсов преподаватель может использовать огромное количество элементов, предлагаемых СДО Moodle.
Каждый из элементов и ресурсов предлагаемых СДО Moodle дает возможность создавать учебные курсы, наиболее подходящие для определенной группы учащихся.
Глоссарий делает удобной работу с терминами. Внесенные в глоссарий определения выделяются цветом и видны во всех разделах курса.
Форум и чат позволяют обучающимся поддерживать связь с преподавателем. Также в данном разделе можно проводить коллективные обсуждения.
В элементе «лекция» можно разместить контент в достаточно гибкой форме. Данный контент может быть приведен в виде линейной схемы, а может в виде сложной схемы.
Элемент «задание» дает возможность преподавателю добавлять задания, получать работы учащихся (в любом цифровом контенте) и комментировать полученные работы.
«Тест» позволяет создавать и проводить различного рода проверки изученного материала. При этом есть возможность проводить тесты с различными типами вопросов для качественной оценки знаний учащихся.
Тест может быть создан с несколькими попытками, с перемешивающимися вопросами или, например, со случайными вопросами. Также может быть задано ограничение по времени.
Тесты могут использоваться в:
  • В экзаменах курса
  • Как мини-тесты для прочитанных заданий или в конце темы
  • В итоговом экзамене, используя вопросы из промежуточных экзаменов
  • Для обеспечения немедленного отзыва о работе
  • Для самооценки
Оценки за тест сохраняются и суммируются. Посмотреть отчет об успеваемости можно в графе «отчет о пользователе», в котором приведены все полученные оценки за время изучения курса и вклад в итоговую оценку за курс.
Стоит отметить возможность использования гиперссылок для формирования курса. Данный модуль позволяет разместить, как ссылку на любой ресурс сети Интернет, так и ссылку на любой элемент внутри самого курса. Гиперссылка может быть встроенной в какую-либо страницу, а может открываться в другом окне.
Также интересными модулями СДО Moodle являются «Пакет SCORM» и «HotPot». «Пакет SCORM» представляет собой группу файлов, упакованных по требованиям стандартов для учебных материалов. Модуль SCORM позволяет добавить в курс пакеты SCORM или AICC, которые загружаются в виде архива.
SCORM может быть использован:
  • Для представления мультимедийного контента и анимации
  • Как инструмент оценивания
«HotPot» позволяет использовать разные интерактивные материалы для обучения и позволяет производить обработку упражнений, созданных с помощью таких программ, как: Hot Potatoes (version 6), Qedoc, Xerte, iSpring, любой HTML-редактор.

Список литературы
  1. Серегина Е.А. Технология дистанционного обучения как способ получения высшего образования в России / Е.А. Серегина // Перспективы науки и образования. –2018. –№2(32). – С. 25-29.
  2. Гвоздев В.В. Работа в системе дистантного обучения Moodle / В.В. Гвоздев, В.В. Проскурин // Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тольяттинская академия управления». – 2011. – С.3.
  3. Российский Государственный педагогический университет им. А.И. Герцена / Дистанционная поддержка обучения Moodle. – СПб. –2010. – С.3.
  4. Руководство по работе с LMS Moodle 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта

 
 

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ