Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Становление химии как науки

Сурикова Анна Юрьевна
Теоретические основы химии изменялись на всем протяжении ее развития. Результатом изменений стало изменение ее целей и задач, а также  определения. Химия как отдельная наука возникла примерно в 16 веке из алхимии как «искусство превращения неблагородных металлов в благородные» и с этой поры начался «золотой» период расцвета.  В 1882 г. Д.И. Менделеев определил её как «учение об элементах и их соединениях». В современных учебниках можно встретить определение, значительно отличающееся от менделеевского: «Химия – наука о веществах, их составе, строении, свойствах, взаимных превращениях и явлениях, сопровождающих эти превращения».
Целью химии на всех этапах её развития является получение вещества с заданными свойствами. Эта цель называется основной проблемой химии, включает в себя две важнейших задачи – практическую и теоретическую, которые зависят друг от друга. Практическое получение вещества с заданными свойствами не может быть осуществлено без  теоретического понимания свойств вещества. Отсюда можно сделать вывод, что химия – это одновременно и цель и средство, и теория и практика.
К первым ученым-химикам можно отнести древних египетских жрецов, которые владели до сих пор неразгаданными тайнами бальзамирования  и получения красителей.
Алхимия как предшественница химии зародилась в 3-4 веках до нашей эры и имела главной задачей получение благородных металлов из неблагородных. Этимология этого слова напрямую говорит о связи с искусством литья металлов (от древнегреческого χέω — «лить», которое, было заимствовано арабами и трансформировалось в ’al-khīmiyā’).
Ни золота ни философского камня алхимики получить не смогли, но зато от них досталась огромная база химических знаний и большой опыт работы со многими веществами.
Начиная с XV в. представление о мире химических веществ, соединений быстро изменяется. Развитие ремесла и промышленности обусловило постоянную потребность в определенных химикатах ,что дало импульс созданию химических производств, а это в свою очередь стимулировало развитие научной химии.
В современный период , берущий свой отсчет с 60-х годов 19 столетия, значительно расширилась сфера  химических исследований, так что отдельные ветви химии, такие как физическая, биохимия, органическая, геохимия и др. приобретают  признаки независимых наук. Поэтому перед историками этого периода стоит проблема отделения их истории от общей истории химических теорий.
      С именем Антуана –Лорана Лавуазье связана революция в химии. Этот выдающийся французский химик является одним из создателей современной химии. Лавуазье обнаружил, что воздух имеет сложный состав, определил состав воды, объяснил сущность горения и окисления, разработал принципы химической номенклатуры.
Он рационализировал химию и объяснил причину большого разнообразия химических явлений: она заключается в различии химических элементов и их соединений. Лавуазье первый дал классификацию тел, известных в то время в химической практике. Основой его классификации служили, вместе с понятием о простых телах, понятия — окись, кислота и соль.
Следующим ученым, оказавшим огромное влияние на развитие химии, был бывший преподаватель Джон Дальтон. Из всех работ Дальтона самыми важными для химии считаются работы, связанные с атомистической концепцией. Швед Й. Берцелиус приложил немало усилий для обоснования и внедрения  в химию атомистики. Он исследовал более двух тысяч веществ и точно определил их состав,открыл три новых химических элемента (церий Ce, торий Th и селен Se),выделил в свободном состоянии кремний Si, титан Ti, тантал Ta и цирконий Zr; ввёл термины «органическая химия», «аллотропия», «изомерия».А самое главное, построил номенклатуру на латинском языке (стало основой для современной химической номенклатуры) и ввел для разных классов соединений соответствующие приставки, суффиксы и окончания.
Представления о молекулярном строении вещества утвердились в химии в середине XIX века в связи с развитием термодинамики и теории газов и окончательно были подтверждены экспериментами Ж.-Б. Перрена, (лауреатом Нобелевской премии по физике), проводившимися над явлением броуновского движения (беспорядочного движения малых частиц, взвешенных в жидкости или газе, вызванного движением ударов молекул окружающей среды).
В 1861 году А.М. Бутлеров создал Теорию химического строения, позволившую систематизировать  органические вещества, решить спорные вопросы, возникшие к тому времени в органической химии, прогнозировать существование неизвестных веществ и разработать методики их синтеза.
Во второй половине XIX века после почти столетнего перерыва  в развитие физической химии вносит вклад Д. И. Менделеев, складываются  химическая кинетика как учение о скоростях химических реакций, теория электролитической диссоциации, химическая термодинамика. Таким образом, в химии XIX в. сложился новый общий теоретический подход (и, соответственно, новое понимание предмета химии).
 
 
 
Литература
Левченков С.И. Краткий очерк истории химии.- Ростов н/Д: 2006, 126 с.
Соловьев Ю.И. История химии. Развитие химии с древнейших времен до конца 19 века. М.: Просвещение, 1983.
 
 

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта

 
 

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ