Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кемеровская средняя общеобразовательная школа № 91»

 

Бурдина светлана Ивановна,

учитель начальных классов

 

г. Кемерово  2013г.

 

 

Классный час


в 4 классе

 

Значение песни во время Великой Отечественной войны

 

  Музыка и война.… Казалось бы несовместимые понятия. Но еще А.В. Суворов отмечал: «Музыка удваивает, утраивает армию, с развернутыми знаменами и громогласною музыкою взял я Измаил». В годы Великой Отечественной войны музыка, а именно песня, стала одним из действенных орудий в борьбе с врагом.

      Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою. Она помогала ему преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их, шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость. Каждый год войны рождал все новые и новые песни. Они воспитывали ненависть к врагу, воспевали Родину, мужество, отвагу, боевую дружбу - все то, что помогало преодолеть военные трудности.  Песни Великой Отечественной войны: Они и теперь, по прошествии более чем 68 лет, по-прежнему волнуют души ветеранов, любимы людьми сегодняшнего поколения.
От песни сердцу было тесно:

Она вела на смертный бой,

Чтобы громить врага под эту песню,

Защищая Родину собой.
     Песни военных лет.… Сколько их, прекрасных и незабываемых. В них есть все: горечь отступления в первые месяцы войны и радость возвращения к своим, картины жизни солдат. Рассказы о боевых подвигах моряков и пехотинцев, летчиков и танкистов. И если бы сейчас послушать все лучшее, что создали композиторы и поэты в те годы, это была бы антология истории Великой Отечественной войны.
    Песни – как люди: у каждой своя биография, своя судьба. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не растревожив. Другие вспыхнут ярко, но очень скоро угаснут. И лишь немногие долго живут и не старятся. Тем и дороги нам эти немногие, такие разные и непохожие, близкие и далекие. Таким песням посвящены наши поиски и исследования, результатом которых стал наш проект.
       Истории возникновения песен различны. Говорилось, что фронтовая песня – это винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.
      «Песня-боец» - так можно сказать о песне «Священная война» композитора А.В. Александрова и поэта В.И. Лебедева-Кумача. Уже 24 июня 1941 года «Священная война» была опубликована в «Известиях» и в «Красной звезде». На четвертый день войны композитор А.В. Александров написал музыку на эти стихи, песню срочно разучил Краснознаменный ансамбль, она зазвучала по радио.
       Песня эта была совершенно необходима в те грозные дни. Быстроте ее появления удивлялись и до сих пор удивляются. Она стреляла, как пушка, стоявшая в засаде. С этой песней на вокзалах Москвы родные и близкие провожал солдат на смертный бой с фашизмом. Проникновенные слова и величавая мелодия песни звучала как воинская присяга.
     В песне «Священная война» слышен голос народного гнева и той правоты, перед которой бессилен враг. Эта песня стала как бы народным гимном. Слова, призывающие на битву, повторяли и на фронте, и в тылу. Да и сейчас, спустя шестьдесят с лишним лет, «Священная война» известна всем и является символом нашей Победы.
     Вошла в историю Великой Отечественной войны тихая проникновенная песня и стала в последующие мирные годы неопровержимым свидетельством стойкости советского воина, характеристикой душевного состояния тех, кто выдержал бешеный натиск бронированного врага и разбил его, спас Европу от фашистского рабства, повернул судьбы мира.
     На войне сложено и пелось немало боевых громких песен. Прямыми словами говорилось в этих песнях об оружии, о ненависти, о боевых дорогах. Это были очень нужные песни, просто необходимые слова, много сделавшие для фронта и тыла. И все же закрепилась в памяти самой истории тихая «Землянка».
      Дата написания – ноябрь 1941 года. Советский поэт Алексей Сурков, участник войны, находясь на Западном фронте, выходил из окружения и попал на минное поле.
      Вот где «до смерти четыре шага». После этого он написал жене письмо в стихотворной форме. Он не писал стихотворения специально, просто сложил письмо из наиболее пронзительных слов, какие тогда пришли; просто рассказал жене, где находится, о чем думает, какая там обстановка. Текст стал известен бойцам. Многие солдаты переписывали его, и солдатские жены, невесты получали это стихотворное послание. В начале 1942 года композитор Константин Листов написал мелодию к тексту, которую все знали – мелодия была ожиданной и долгожданной. Листов прибыл в редакцию газеты Западного фронта, показал песню там. Затем она была исполнена по радио. «Землянку» полюбили все: и бойцы, и те, кто их ждал дома. Полюбили за суровую правду.
      Из воспоминаний участника и ветерана Великой Отечественной войны, жителя п. Советский Н.И. Мусина: «После того, как появились слова «Землянки» и стихотворение «Жди меня», многие солдаты, и я в том числе, пытающиеся писать родным письма в стихах, перестали мучиться над неподдающимися строками. Мы переписывали стихи Суркова или Симонова, они передавали наше душевное состояние, мы посылали их домой за двумя подписями – поэта и своей, а иногда и просто за своей подписью. Говорили, что поэты на это не обижались. «Землянку» любили все и часто напевали в перерывах между боями, вспоминая свой дом и своих близких».
     А вот воспоминания другого нашего земляка, ветерана и участника Великой Отечественной войны Н.К. Гребнева: « «Землянку» пели везде. Она была очень знаменитой песней. Но не менее популярной среди фронтовиков была песня Никиты Богословского «Темная ночь» на стихи В. Агатова. Мы ее пели в часы отдыха: кто-то дремал, кто-то негромко заводил песню. У некоторых солдат на глазах блестели слезы, когда звучала эта песня. Да и неудивительно: у многих дома остались малые дети, у некоторых жены должны были родить вскоре после того, как они ушли на фронт. После этой песни особенно зло били фашистов».
     И «Землянка» и «Темная ночь» объединяла людей, как бы протягивая нить между фронтом и тылом, между передовой и родным домом. Такие песни были необходимы солдату.
      Еще одна «тихая, душевная песня «Синий платочек».
     Музыка песни была написана Ежи Петербургским задолго до Великой Отечественной войны. Текст песни «Синий платочек» был написан в сентябре 1939 года. Но все же самым популярным оказался третий вариант песни, возникший в 1942 году. Автором третьего варианта был молодой журналист Михаил Максимов.
     Участник Великой Отечественной войны, писатель Ю. Яковлев писал: «Когда я слышу песню о синем платочке, то сразу переношусь в тесную фронтовую землянку. Потрескивают в печурке дрова, а на столе – патефон. И звучит песня, такая родная, такая понятная…»
     Исполнительницей песни была Клавдия Шульженко.
     Теперь мы знаем, что только в Красной Армии, только в Советской стране грустное лирическое стихотворение может выполнять функции боевой, воодушевляющей песни.
     Символом верности и надежды стала девушка Катюша из песни Матвея Блантера на стихи М. Исаковского. Эта песня была написана в конце 30-ых годов, когда еще никто не думал о войне. Война, цветущие сады, любовь и верность…. Однажды известный поэт Михаил Исаковский, на ту пору уже автор всенародно любимых песен «Вдоль деревни», «И кто его знает», «Зелеными просторами» и др. сочинил четверостишие:

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег Катюша,

На высокий берег на крутой.
    А дальше стихи не складывались ни в какую. Он и сам потом рассказывал, что не знал, что делать с этой «Катюшей», а потому отложил листок в сторонку, как говорится, в долгий ящик. Но все равно никак не мог забыть строчки. И берег-то ведь был родной, смоленский, – родился Михаил Васильевич в деревне Глотовке, Ельнинского уезда, и строчки, не дававшие покоя, родились именно там, где эти самые яблони и груши в действительности цвели.… Вскоре у поэта состоялось знакомство с композитором М.И.Блантером, которому он и посетовал, что застопорилось стихотворение. А тот возьми, да и попроси зачин, который уже имелся. Но как только взял Матвей Блантер листок с четверостишием, так тут же и сам потерял покой: так ему понравилась игра ударений: берег, на берег, и так хотелось сочинить мелодию к словам, но она все не давалась, но потом вдруг – раз – и пришла сама собою.
     Премьера ее состоялась не где-нибудь, а в Колонном зале Дома Союзов, где в ноябре 1938 г. исполнила «Катюшу» Валентина Батищева в сопровождении Государственного джаз-оркестра под управлением Виктора Кнушевицкого. По воспоминаниям М.И.Блантера, «когда после всей нашей программы на сцену вышла эта девочка и спела песню, в зале стоял стон от аплодисментов». Никак не хотели зрители отпускать со сцены молодую певицу, и она трижды пела «на бис» эту песню.
      Михаил Исаковский получил за ее текст Сталинскую премию, которую передал землякам. Они установили на берегу памятный камень, а потом и музей «Катюши» создали.
       Да, в годы войны «Катюша» представилась в новом качестве, она «запела» орудийными залпами. Она прошла всю войну. "Катюшами" на фронте стали называть реактивные миномёты - грозное оружие того времени.Начался ее боевой путь в Белоруссии, под Оршей, т.е. по соседству со смоленскими землями, 14 июля 1941 года. Первый залп из БМ-13, прозванных «Катюшами», дала батарея капитана Флерова. Из семи орудий, бывших в распоряжении бойцов-артиллеристов, пять относились к опытным образцам, которые были доставлены прямо из мастерских.
      И под Москвой воевали «Катюши» – аккурат на знаменитом Бородинском поле, и под Ленинградом, – да что говорить, всю войну прошли, «передавая пламенные приветы» врагу, как шутили солдаты. И сочинили свои продолжения песни. Вариантов слов «Катюши» было много, вот некоторые из них:

Шли бои на море и на суше,

Грохотали выстрелы кругом –

Распевала песенки «катюша»

Под Калугой, Тулой и Орлом.

Другой – вот этот:

Пусть фриц помнит русскую «Катюшу»,

Пусть услышит, как она поет:

Из врагов вытряхивает души,

А своим отвагу придает!

А был еще и такой:

Расцветали яблони и груши,

Сдохнул Гитлер, кончилась война!

Но никак не встретится с Катюшей,

Проезжает мимо старшина.

В степенях своей солдатской «Славы»

Вспоминает тяжкий путь в Берлин,

Мгу и мглу кровавую, Синявин,

А теперь, похоже, на Харбин...

Ветры снова просятся в вагоны,

Эшелон любимое поёт.

Едет эта армия в погонах –

То не первый – сорок пятый год!

     Бесхитростные строчки, идущие из самой глубины души, сколько их было! Более сотни переделанных текстов, а мелодия – все одна и та же, «Катюшина». «Катюша» олицетворяла все самое лучшее в жизни – все то, что пытался разрушить беспощадный фашист. Потому песня эта в дни войны стала столь популярной, и не только в нашей стране. Мелодия «Катюши» стала гимном итальянских партизан!
     Но ласковое имя «Катюши», выйдя из песни, зазвучало грозно. Это было в самом начале Великой Отечественной.
     Из воспоминаний Н.К. Гребнева: «Однажды у нас появились странные грузовики с каким-то высоким, косо поставленным сооружением в кузове, плотно укрытые брезентовыми чехлами. Машина находилась под усиленной охраной. Когда исход боя висел на волоске, на позицию выкатились таинственные машины. Раздался залп и в сторону врага понеслись огненные стрелы. РС (Реактивные снаряды) в первые же дни своего пребывания на фронте получили, кроме своего технического наименования, сердечное, дорогое имя – Катюша».
      Почему их так назвали? Солдат всегда ищет слово, соответствующее его вере в победу. Катюша была таким именем, таким словом. Вся гитлеровская армия дрожала при слове «Катюша».
      А в сердце народа, завоевавшего победу, осталась тихая и нежная лирическая песня Исаковского и Блантера о любви и верности.

     В годы второй мировой войны песня приобрела особое значение за рубежами нашей родины. В Италии партизаны, боровшиеся с фашизмом, сделали "Катюшу" своим гимном. Во Франции песня была широко известна в рядах бойцов Сопротивления.

     Если спросить любого участника войны, какое значение имела на фронте песня, он непременно ответит: самое важное! Когда однажды молодого бойца-танкиста, выбравшегося из окружения, спросили, как он мог один разгромить большую группу гитлеровцев, тот ответил, что он был не один, ведь ему помогали трое: танк, автомат и песня.
      Речь идет о песне Д. Покрасса на стихи Б. Ласкина «Три танкиста».
     Летом 1938 года японские милитаристы атаковали советскую землю в районе бухты Посьет, сопки Заозерной и озера Хасан. В истории эти события остались под именем Хасанских, хотя само по себе озеро Хасан не очень заметное. С нашей стороны в бой вступили и танки. Хасан стал в сознании советских людей тем полем боя, на котором впервые широко проявило себя бронированное подвижное оружие.
     Романтический песни о конях, клинках, эскадронах, тачанках звучали на полную мощность, юноши и мальчишки пели их, но бой уже представляли себе по-иному. Должны были появиться песни о танкистах.
И они появились.
     Первая танкистская песня очень полюбилась в народе. Надо ли упоминать о том, что сами танкисты и каждый экипаж были уверены, что эта песня именно о них. «Три танкиста» - это песня об экипаже танка, типичного для 1938 года. Потом распространились тяжелые танки с большим боевым расчетом. Но песня закрепила в сознании людей цифру «три».
     Песни являлись живительной силой для солдат той войны. Они поддерживали боевой дух солдат, приближая тепло тех, кто ждал их дома, как бы говоря им о том, что дома их любят, ждут и верят в победу. И как бы в подтверждении этого, на свет появилась песня «Смуглянка» композитора А. Новикова. Эта песня стала боевым духовным оружием фронтовиков.
    Песни военных лет!
    От самых первых залпов и выстрелов и до победного майского салюта, через всю войну прошагали они в боевом солдатском строю. Для тех, кто прошел и пережил войну, песни эти сродни позывным из той незабываемой далекой поры. Стоит раздаться звукам одной из них, и распрямляются плечи, загораются задорным блеском или наполняются глубоким раздумьем глаза.

Быть может, по этим дорогам глухим

К тебе суждено мне вернуться любя.

А если не мне, так хоть песням моим,

Я верю, придется дойти до тебя.

Песням военных лет – поверьте!

Мы не зря от дома вдалеке

Пели о четырех шагах от смерти,

О родном заветном огоньке.

И не зря про путь к Берлину пели –

Как он был нелегок и нескор…

Песни с ветеранами старели,

Но в строю остались до сих пор.

     Песня «Ехал я из Берлина» стала одной из первых «победных» песен. Автор слов песни, поэт Лев Ошанин, рассказывал, как родилась идея о создании композиции. Когда он узнал, что части советской армии находятся на подступах к Берлину, чувство счастья великой, долгожданной победы вошло в его душу и уже не оставило ее. В воображении поэта сложился образ молодого русского парня, опытного солдата, одного из спасителей огромной державы, который совершил великий подвиг, и у которого еще вся жизнь впереди... И тогда родилась в мыслях Льва Ошанина строчка «Ехал я из Берлина». Но о своей затее написать стихотворение Ошанин никому не сказал до того времени, когда победа стала очевидной. Исаак Дунаевский сочинил музыку для стиха, причем для припева слов не хватило, и они были сымпровизированы тут же. Через несколько лет Лев Иванович с сожалением рассказывал, как, по требованию Политуправления, он вынужден был изменить слова припева:
Эй, встречай,
Да крепче обнимай.
Чарочку хмельную
Полнее наливай!


на такие: Эй, встречай,
С победой поздравляй,
Милыми руками
Покрепче обнимай!
      Песни тех далеких военных лет мы поем и сейчас, потому что они помогают нам стать сильнее, мужественнее, человечнее.
     Своей жестокой рукой война коснулась каждой семьи. Мы должны быть благодарны им и чтить память тех, кому обязаны счастьем жить на земле, кто отстоял наши жизни на полях войны. Мы должны помнить о страшной цене, заплаченной за победу, о миллионах человеческих жизней, а ценнее жизни человека нет ничего в мире. А ведь это были ровесники наших бабушек и дедушек. Погибали отцы и сыновья, братья и сестры, матери и дети. Нам следует знать и помнить о подвигах своих прадедов, дедов. Как они жили, воевали, трудились, о чем думали, мечтали.

     Главная «победная» песня родилась только через 30 лет после завершения войны, но без нее сегодняшний рассказ о военных песнях был бы неполным. Песня «День Победы» была создана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым к 30-летию великой даты. Впервые эта песня прозвучала на праздничном концерте в московском Кремле в исполнении Льва Лещенко. Она настолько понравилась Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу, что он встал и не сдерживал слез. После этого «День Победы» навсегда остался в репертуаре военных песен.
      Прослушивая песни о Великой Отечественной войне, мы словно переживаем чувства солдат, защищавших Родину в боях, чувства их матерей и детей, ожидавших их возвращения, и то неописуемое состояние счастья, которое испытали все жители Советского Союза 9 мая 1945 года.
     Ветеранов все меньше и меньше с каждым годом. Они уходят, оставляя отвоеванную землю на нас. И завещают беречь ее. Этот мир такой хрупкий и прекрасный.
    Почему мы вновь и вновь вспоминаем о минувшей войне? Потому что беспокоимся о будущем. Мы должны помнить о прошлом – это наш долг перед мужеством защитников прошедшей войны, ощутить ответственность перед памятью этих людей. Склоним головы перед величием их подвига. Они никогда не забудутся нами.
 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1)   Партизанская слава стихи и песни. Л.: Лениздат, 1985.

2)   Песни войны и Победы / сост.: В. Андриянов, А. Кузнецов.

3)   Великая отечественная война 1941-1945 г.г. /Под ред. Киряна М.И. М., 1989

4)   Стихи и песни о Великой Отечественной войне/ сост. Л.В. Поли

ковская. М.: Мир Энциклопедии, 2008.

 

5)   Алещенко Н.М. Во имя победы. М.: 1985

6)   Всё для фронта под ред. Н.В. Свиридова. М.: 1989, Т.9.

7)  Великая Отечественная война. События. Люди. Документы. Краткий исторический справочник. М.: 1990

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта

 
 

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ

Кто на сайте

Сейчас на сайте 1920 гостей и нет пользователей