Особенности сказок А.С. Пушкина

Башмакова Галина Ивановна

Чтение произведений А.С. Пушкина играет большую роль в воспитании детей. Их также можно назвать источником воспитания чувств, так как в них отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Но чтобы читатель пережил во всём богатстве эмоциональных состояний чужую жизнь, он должен уметь прочесть порывы в душах персонажей. В этом случае эмоциональная культура должна органично сливаться с читательской. Чернявская И.С. приходит к выводу, что ребёнку, особенно маленькому, необходимо читать вслух, вследствие чего ребёнок будет эмоционально реагировать на прочитанное.

Российские и зарубежные психологи, проведя многолетние наблюдения, пришли к выводу, что чтение вслух произведений А.С. Пушкина - это основа эмоционально-эстетического восприятия ребёнком художественного произведения. Это явление объясняется тем, что у детей чувство преобладает над разумом, что размышление, оценка наступает тогда, когда ребёнок эмоционально переживёт прочитанное. Отсюда следует, что установку надо давать, прежде всего, на эмоциональное восприятие. Нельзя сразу же извлекать поучение, логическое заключение, педагогическую пользу, так как это пагубно воздействует на ребёнка, разочаровывает его, лишает эмоциональной реакции.

Таким образом, литературные произведения А.С. Пушкина оказывают сильное влияние на воспитание чувств ребёнка.

Но какие же жанры литературы имеют наибольшее действие?

В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств ведущее место занимают сказки. Наверное, нет такого человека, которому в детстве не рассказывали бы сказок и трудно представить себе ребёнка, который не увлекался бы ими. Дети стремятся ко всему яркому, необычному, любят преувеличения, умеют удивляться сами и удивлять окружающих. Всё это можно найти в сказочной фантастике произведений А.С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Они увлекают ребёнка, погружают в свое многообразие и многоликость, при этом приноравливаясь к его понятиям.

Так почему же дети так любят сказки А.С. Пушкина и охотно их слушают?

Прежде всего потому, что они воспитывают в младших школьниках чуткость, и милосердие. Что же означают эти понятия?

Быть чутким - значит уважать чувства других людей. Чуткий человек думает о других, со вниманием относится к их желаниям и старается поступать так, чтобы доставить другим радость. Если у тебя с другом разные вкусы, не стоит убеждать его в том, что ты прав, а он заблуждается. Ведь следует уважать чужие устремления и мысли.

Если же чуткость станет основой отношений людей, все будут жить в мире и согласии. Проявляя заботу о чувствах, мы даём человеку понять, что он нам небезразличен: прежде чем что-то предпринять, мы подумаем о том, как это на нём отразиться, а после не забудем поинтересоваться, всё ли у него в порядке. Наша чуткость рождает чуткость в других. В чём она проявляется?

Чуткость проявляется тогда, когда мы задумываемся, как наши поступки отражаются на других. Если человеку присуща чуткость, чувства других людей также важны для него, как и его собственные. Можно развить в себе чуткость, если чаще думать о том, как доставить радость другим. О чуткости можно говорить много. Очень важно понять, что в чуткости и любви к людям человек «возрастает духовно».

Нечуткий, эгоистичный человек способен причинить боль другому.

А милосердие - понятие, которое включает в себя: сердобольность, жалостливость, отзывчивость, чуткость, доброту, добросердечность.

Знаменитый педагог-новатор и создатель педагогической системы, основанной на признании личности ребёнка как высшей ценности высшей ценности, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования В.А. Сухомлинский считал, что сказочные образы ярко эмоционально окрашены, а ребёнок мыслит образами. «… Определённая группа нейронов коры полушарий его мозга воспринимает образы (картины, предметы, явления, слова) окружающего мира через тончайшие нервные клетки - так, как через каналы связи-сигналы. Нейроны «обрабатывают» эту информацию, систематизируют её, группируют, составляют, сравнивают, а новая информация в это время поступает, её надо снова и снова воспринимать и «обрабатывать». Клетки детского мозга настолько нежные, настолько чутко реагируют на объекты восприятия, что нормально они работать могут только при условии, что объектом восприятия, осмысливания является образ, который можно видеть, слышать, к которому можно прикоснуться».

Язык сказок А.С. Пушкина доступен ребенку. Они просты и в то же время загадочны.

Начиная сказку словами: «В некотором царстве в некотором государстве…» мы уже видим, что ребенок уже готов покинуть реальный мир и унестись в мир своих фантазий. Сказки А.С. Пушкина способствуют развитию воображения и эстетических чувств, что необходимо для решения ребенком его собственных проблем и развитию благородства души, сердечной чуткости к человеческому несчастью.

Кроме того, произведения А.С. Пушкина - это неиссякаемый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки - в глубине ее содержания: созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления и воспитывает любовь к родной земле.

Но чтобы развить определённые качества и способности, опираясь на произведения А.С. Пушкина, надо уметь преподать материал, чтобы принести наибольшую пользу детям.

В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» выдал рекомендации, как следует читать детям: «… дети должны слушать в обстановке, которая помогает более глубокому восприятию сказочных образов, например, в тихий вечер в уютной обстановке, на природе. Рассказы должны быть яркими, образными, небольшими. Нельзя давать детям множество впечатлений, так как может притупиться чуткость к рассказанному. Не следует много говорить. Ребёнок должен уметь не только слушать слово воспитателя, но и молчать. Потому, что в эти мгновения он думает, осмысливает новое. Поэтому воспитателю надо уметь дать ребёнку подумать». Сказки А.С. Пушкина можно и нужно использовать в воспитании детей. Ведь дети прекрасно понимают, что является волшебством, а что происходит в реальной жизни. Самые элементарные и в то же время самые важные представления - об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности - ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения. Детям надо пережить борьбу зла и добра, понять, что в сказке отражены представления человека о правде, чести, красоте. И это значит, что сказка не затруднит познания истинных закономерностей реальной жизни младшими школьниками.

В сказках А.С. Пушкина много юмора. Это их чудесное свойство развивает у детей чувство реальности и просто веселит, развлекает, радует, приводит в движение душевные силы. Однако сказки знают и печаль. Как резко контрастны здесь переходы от печали к веселью! Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции. Ребенка легко утешить, но легко и огорчить. В особенности трогает ребенка судьба героев, поставленных в близкие и понятные ему обстоятельства. В развитие действия неизменно вносятся этические мотивировки: несправедливость становится источником страданий и злоключений, благополучные концовки всегда устраняют противоречия нормам справедливости. Сказка учит ребенка оценивать дела и поступки людей в свете правильных понятий, что такое хорошо и что такое плохо.

В сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но все кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения. Это в высшей степени важно для формирования у человека жизненной стойкости и качеств борца за справедливость.

Сказка – один из глобальных источник детского мышления, а мысль младшего школьника неотделима от чувств и переживаний. А значение произведений А.С. Пушкина в воспитании чувств у ребёнка огромно.


Автор(ы): Башмакова Галина Ивановна
Приложения: