Формы работы по духовно-нравственному развитию детей
младшего школьного возраста

Каплина Мария Николаевна,
воспитатель ГБДОУ № 50
Калининского района города Санкт-Петербурга

Нравственное воспитание учащихся (в зависимости от их возрастных особенностей) осуществляется путем постепенного углубленного понимания содержания моральных норм и требований и овладения более сложными формами поведения.

В начальной школе дети должны усвоить достаточно большой объем знаний об основных правилах культурного поведения и приучиться осознанно выполнять их. Конкретных правил приличия и поведения много, познакомить школьников со всеми трудно. В жизни всегда может создаться такая ситуация, в которой дети оказались впервые. Поэтому очень важно учить школьников не только правилам поведения, но и одновременно умению действовать в связи с духом правил, находить правильный способ поведения в новой обстановке на основе уже известных правил. В работе с детьми надо учить их выполнению правил поведения в различных ситуациях, с которыми чаще всего они встречаются: в школе, на улице, в общественных местах. При этом конкретные правила обязательно будут повторяться. Это необходимо для того, чтобы ребенок научился выполнять то же правило в различных условиях. 

Ребенок постепенно начинает осознавать и оценивать необходимость выполнения правил с точки зрения нравственности. Единство знания, навыки и привычки способствует приобретению устойчивого поведения, формированию определенных качеств личности. Всегда быть вежливым, обязательным, точным - значит приобрести такие качества, как вежливость, точность, обязательность.

Нравственное воспитание, как и любое направление воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста, предусматривает использование системы приемов, способов, операций познания особенностей их мироощущение, мышления, поведения и целенаправленного воздействия на них. В этом педагогика имеет в своем арсенале универсальные и специфические методы. Используют их в зависимости от конкретной педагогической ситуации: возраста, уровня развития детей, особенностей социума, его стратификационных групп, в которых растет и воспитывается ребенок, и тому подобное.

К наиболее распространенным методам нравственного воспитания относятся методы формирования нравственного поведения, методы формирования нравственного сознания, методы стимулирования нравственных чувств и мотивов поведения.

Методы формирования нравственного поведения. Эта группа методов направлена на выработку опыта поведения в соответствии с моральными нормами и правилами. Среди них выделяют следующие методы:

а) практическое привлечение ребенка к выполнению конкретных правил поведения. Начиная с раннего возраста, детей приучают соблюдать режим сна, питания, активной деятельности, правил общения и коллективного общежития. В использовании этого метода акцентируют внимание на организации жизни ребенка в соответствии с требованиями, а также на постоянном поддержании его поведения в соответствии с этими требованиями. Педагог при этом должен использовать различные средства, чтобы ребенок в реальной жизни убедился в правильности, целесообразности для него такого поведения, понял, что нарушение правил вызывает нежелательные последствия для него и близких ему людей;

б) показ и объяснение. Ими активно пользуются в воспитании культуры поведения, навыков коллективных взаимоотношений и т.д. Детей систематически и в различных жизненных ситуациях приучают к определенным способам поведения: здороваться, вежливо просить об услуге, бережно относиться к игрушкам, учебному материалу и др.;

в) пример поведения взрослых. Организуя разнообразную деятельность детей, педагог устанавливает четкие правила, объясняет их детям, убеждает, что соблюдение определенных правил является важным условием их успеха. Дети могут самостоятельно устанавливать правила совместной деятельности и контролировать их выполнение, мотивируя это целесообразностью для всего коллектива;

г) овладение нравственными нормами в совместной деятельности. Особенность этого метода заключается в том, что дети овладевают определенными моральными нормами бы спонтанно, без инициации педагогом, а в совместной деятельности с ним, родителями. Они сами приходят к выводу, что соблюдение определенных норм является предпосылкой успешной деятельности, достижения положительного результата, хороших отношений в семье, коллективе. Ребенок неоднократно убеждается, что его популярность зависит от успехов в совместной деятельности, а они - от умения четко формулировать правила этой деятельности и соблюдать их;

г) упражнения в моральном поведении. Суть метода заключается в создании педагогом специальных условий для упражнения детей в соблюдении нравственных норм. Для этого следует позаботиться о том, чтобы созданные им ситуации не были искусственными, а приближались к жизненным, привычным для ребенка. С этой целью используют различные поручения, усложняя их в соответствии с возрастом детей;

д) создание ситуаций морального выбора. Этот метод предусматривает использование особых упражнений, направленных на формирование нравственных мотивов поведения у детей младшего школьного возраста. Такие упражнения могут быть запрограммированы учителем или выбранные детьми самостоятельно. Если дети откладывают приятное для них дело, чтобы выполнить долг, необходимый с точки зрения моральных норм, то они должны иметь возможность осуществить его без промедления. Такой поступок обязательно должен быть одобрен.

Методы формирования нравственного сознания Использование их имеет целью усвоения нравственных представлений и нравственных понятий. Это осуществляют, пользуясь такими методами:

а) разъяснение конкретных нравственных норм и правил. Говоря о них, педагог должен доступно по форме и содержанию раскрыть сущность конкретных норм и правил, продемонстрировать, к чему приводит игнорирование их. Важно проиллюстрировать это сюжетами из фильмов, сказок и тому подобное;

б) внушение моральных норм и правил. Этот метод основывается на склонности ребенка к подражанию и высокой эмоциональности. Особого внимания требуют робкие, замкнутые дети, использование внушения в отношении которых может поддержать их стремление к активному поведению, возбудить веру в собственные силы.

Методы разъяснения и внушения реализуются в форме этических бесед, в ходе которых происходит формирование основ нравственного сознания. В то же время дети имеют возможность осознать, осмыслить свой нравственный опыт.

Этические беседы - беседы учителя с детьми на нравственные темы во время занятий, в повседневной жизни.

Главная задача этических бесед заключается в разъяснении значения нравственных норм и правил поведения, анализе поступков детей и взрослых, коллективном обсуждении этических проблем. Негативные проявления поведения также могут стать поводом для разговора, который имеет целью выработки у детей соответствующей оценки негативного поступка и стремления избегать его.

Выбор учителем вида этической беседы зависит от конкретной педагогической ситуации. Беседы, касающиеся повседневной жизни, проводят во всех классах. Это обсуждение прочитанных произведений или поступков детей (лучше вести детей от одобрения хорошего поступка к осуждению отрицательного), анализ наблюдений за поведением людей, рассказы о выполнении поручений коллектива. Нередко для бесед специально отводят конкретное занятие, давая заранее задачу проследить за определенным явлением, событием или подумать над конкретной проблемой.

Содержание, построение, продолжительность и методика беседы зависят от ее темы, возраста детей. Беседы могут быть коллективными (со всей группой детей), групповыми (с несколькими детьми), индивидуальными.

Методы стимулирования нравственных чувств и мотивов поведения предусматривает направление ребенка на соблюдение моральных норм, запрет их нарушений. С этой целью используют:

а) Пример других. Эффективность его основывается на способности ребенка к подражанию людям, которые окружают его, героям литературных произведений, кинофильмов, спектаклей. Это должны быть популярные среди детей личности;

б) Педагогическая оценка поведения, поступков ребенка. Педагогическая оценка имеет ориентирующую (уточняет представление детей о нравственных требованиях) и стимулирующую (поощряет нравственное поведения) функции. Важно, чтобы она была объективной, своевременной, а ее требовательность, принципиальность сочетались с хорошим отношением к ребенку, заинтересованностью в его успехах. Кроме того, ребенок должен знать, чем мотивирована конкретная оценка его поступка;

в) Коллективная оценка поведения, поступков ребенка. Использование ее обеспечивает единство представлений и поведения ребенка. Любые действия ребенка имеют в своей основе определенную цель, нравственную направленность, а их последствия порождают чувство удовлетворения, уверенности в себе или стыд, недовольство;

г) Одобрение нравственных поступков ребенка. Ребенку свойственно стремление к личностному совершенствованию, признанию его поведения достойным. Положительная оценка поощряет моральные поступки, дает пример для подражания другим детям, обеспечивает их доброжелательное отношение, формирует основы коллективного мнения. Заслуживает поддержки стремление детей не только самим хорошо вести себя, но и требовать соответствующего поведения от сверстников.

г) Поощрение ребенка к нравственным поступкам. Использование этого метода требует от учителей и родителей большого педагогического такта. Стремление к нравственному поведению должно быть поддержано, одобрено взрослым, однако каждый раз это делать сложно. Ребенка надо подвести к осознанию, что такое поведение важно, необходимо и полезно для него, приятно для других;

д) Осуждение недостойных поступков ребенка. Учитывая, особенности психического развития ребенка, этот метод используют редко, так как он может причинить ему моральный вред, вызвать негативное отношение к личности педагога. Ученик должен знать, что определенный тип его поведения огорчает взрослого, а переживания должно стимулировать исправление ошибки.

Каждая конкретная педагогическая ситуация предполагает соответствующий выбор методов воздействия на нравственное сознание и моральную практику ребенка, эффективность которых зависит от комплексного их использования. При любой форме взаимодействия педагог должен проявлять уважение к личности ребенка, уверенность в перспективах его развития, стимулировать процесс самовоспитания.

Список литературы

1.     Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 73-ФЗ от 29.12.2012 – Ростов н/Д: Легион, 2013. – 208 с

2.     Правовые основы и перспективы взаимодействия общественных институтов, семьи и школы в духовно-нравственном воспитании гражданина России : рекомендации участников круглого стола Комитета Госдумы ФС РФ по образованию от 22 марта 2010 г. // Вестник образования России. - 2010. - № 14. - С. 22-28.

3.     Азаров, Ю. П. Семейная педагогика : пособие / Ю. П. Азаров ; предисл. Н. Д. Никандрова. Москва ; Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2011. 394 с.

4.     Борытко Н.М. Духовно-нравственное воспитание: этический подход / Н.М. Борытко // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2012. - Т. 68, № 4. - С. 19-23.

5.     Васютин А.М. Самая лучшая книга по воспитанию детей/ А.М. Васютин, Н.С. Васютина. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 235, (2) с.

6.     Грэй Джон Дети – с небес. Уроки воспитания. Как развить в ребенке дух сотрудничества, отзывчивость и уверенность в себе/ Перев. с англ. – М.: ООО Издательство «София», 2012. – 384 с.


Автор(ы): Каплина Мария Николаевна
Приложения: