Роль детской художественной литературы
в Основе Безопасности Жизнедеятельности

Петрова Елена Викторовна

Формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать; при необходимости действовать.

      Дошкольный возраст - период впитывания, накопления знаний. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности.

Необходимо сформировать у детей представление о том, как себя вести с чужими людьми, если остался один дома – познакомить со службой «01». Очень важно предостеречь от несчастных случаев в быту; ознакомить детей с правилами пожарной безопасности, учить осторожному обращению с огнем - познакомить детей со службой «02». Необходимо научить детей в случае серьезного заболевания или несчастного случая быстро реагировать на ситуацию: не теряться и вызывать «скорую помощь» или взрослого – познакомить детей со службой «03».

Дошкольники должны иметь представление о лекарственных и ядовитых растениях; дети должны получить знания о правилах поведения во время грозы. Эти правила следует разъяснять подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является стимулирование развитие у них самостоятельности и ответственности.

   В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям.

        Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности, ни от экономической нестабильности.  Поэтому наша задача: научить детей беречь и защищать себя, свое здоровье, свою жизнь.

        С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.

В нынешнее время дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, 

не знают к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности.

   Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

В своих играх дети в основном отображают то, что их особенно поразило и неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление или факт (дорожное происшествие, драка…) и задача взрослых - постараться расставить правильные приоритеты, если такой опыт все же был получен.

        Наблюдение окружающего может быть как пассивным, так и активным. И если ребенок наблюдает за деятельностью, поступками, взаимоотношениями людей, участвуя в них (тушит подожженные листья или зажженную свечу, закрывает все краны с водой, прежде чем уйти куда-то), то он включается и в общую эмоциональную атмосферу, наблюдая за тем, как взрослые выражают свое настроение, как радуются и грустят; перенимают социально принятые формы выражения чувств.

    В совместной деятельности взрослого и ребенка происходит передача социального опыта: ребенок может видеть и понимать, какой опасности можно подвергнуться, не соблюдая правила безопасного поведения, и в то же время учится избегать опасных ситуаций.

  Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении, и функциях, овладевает операционными действиями. В окружении ребенка должны быть предметы, с помощью которых он знакомится с правилами безопасного обращения с ними (ножи, ножницы, иголки, стёкла и т.д.) И задача взрослого, привлечь внимание ребенка к ним, создать условия безопасного взаимодействия с предметом, и только тогда, предмет, для каждого отдельного ребенка станет средством познания мира.

Ребёнок должен понимать, что многие опасные предметы и явления могут быть и полезными, если соблюдать правила безопасности.

 Для достижения этой цели нам помогут знакомые с раннего детства сказки, стихи, рассказы.

Читая детям произведения:

·          Е. Хоринский «Спичка-невеличка»,

·         Б. Житков «Пожар в море»,

·        Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»;

·        С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»;

·         С. Маршак «Кошкин дом»,

·        К.Чуковский «Путаница»

Мы даём понять детям, что огонь может быть и другом и врагом.

С правилами поведения на дорогах и правилами поведения в транспорте мы можем познакомить детей через произведения:

·        Н.Носов «Автомобиль» и «Метро»

·        О.Тарутин «Для чего нам светофор»

·        С.Михалков «Бездельник «Светофор»

·        Е.Боровой «Красный, жёлтый, зелёный»

·        С.Маршак «Вот какой рассеянный»

    Познакомиться с правилами поведения в транспорте нам помогут произведения:

•        Н.Носов «Метро»

•        С.Маршак «Вот какой рассеянный»

•        Е.Боровой «Красный, жёлтый, зелёный»

После прочтения произведений: 

•        К.Чуковский «Телефон»

•        Н.Носов «Телефон»

•        Издательство «Калан» - «У кого на кухне газ»

мы можем познакомить детей с телефонами служб помощи (01,02,03, 04), как правильно объяснить, что произошло, с кем и где. 

Предупреждая детей об опасностях, которые могут произойти, если уйдёшь далеко от родителей, о встречах и разговорах с незнакомыми людьми, нам помогут такие произведения как: 

•        Мультсказка «Пропал Петя-петушок»

•        К.Чуковский «Бармалей»

•        Р/н сказка «Колобок»

•        «Петушок – золотой гребешок»

•        «Жихарка»

•        «Сказка о мёртвой царевне»

•        Альберт Иванов «Азбука безопасности. Как неразлучные друзья дом

           охраняли»

Часто дети, в силу своего возраста, не понимая значимость бережного отношения к своему здоровью, не любят чистить зубы или умываться по утрам и вечерам. Особенно необходимо объяснить, что витамины и другие вкусные лекарства, которые помогают поддерживать здоровье, могут принести огромный вред, если их есть самостоятельно, без назначения, и в этих случаях нам помогут герои известных произведений:

•        К.Чуковский «Мойдодыр»

•        С.Михалков «Умываются зверята»

•        Программа «Здоровый малыш» НИИ гигиены и охраны здоровья детей

        и подростков – «Азбука здоровья»

       р/н сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Оставаясь без присмотра, дети любят экспериментировать, брать те вещи, которые часто являются под запретом – колющие и режущие. Но и этими предметами необходимо научить детей правильно пользоваться, чтобы они не были опасными (иголки, ножи, вилки и т.д.). Для этого можно прочесть детям такие произведения, как:

•        Ш.Перро «Спящая красавица»

•        Е.Благинина «Не мешайте мне трудиться»

•        В.Маяковский «Кем быть?»

•        Д.Родари «Чем пахнут ремёсла?»

Знакомя детей с правилами безопасности, необходимо понимать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если мы сами не всегда ему следуем. Ответственность взрослого заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций.


Автор(ы): Петрова Елена Викторовна
Приложения: