Восстание Спартака

Асхабов Махма Абусупьянович, 
учитель истории МБОУ «Гудермесская СШ №12 им. А.А. Кадырова»

Цель: дать общее представление о положении рабов в Риме, причинах, ходе и значении восстания рабов под предводительством Спартака.

Задачи:

Образовательные:

·        на основе ране изученного материала, определить причины, сущность и значение восстания рабов;

·        продолжить формирование умений составлять рассказ, делать выводы, элементарно анализировать изучаемые события, правильно показывать по карте изучаемые объекты;

Развивающие:

·        формировать навыки работы с источниками знаний;

·        подвести учащихся к пониманию причин начала восстания Спартака, причин его поражения, познакомить с героической личностью Спартака;

·        устанавливать причинно-следственные связи;

Воспитательные:

·        развитие интереса к истории, любознательности;

·        выработать собственное отношение к рассматриваемым событиям.

Межпредметные связи: природоведение, география.

Ход урока

«Нужно или победить или умереть…

Мужественная и почетная смерть

Лучше постыдной и гнусной жизни»

(Рафаэлло   Джованьоли «Спартак»)

1.     Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, создает рабочую атмосферу, проверяет готовность рабочего места учеников.

Учитель: Сегодня на уроке я хочу предложить Вам отправиться в путешествие, которое будет немного необычным для Вас. Отправимся мы с Вами на необычном транспорте, который называется «Машина времени», в великую, прекрасную страну Древнего мира.

- Итак, как Вы думаете, куда мы с Вами отправимся? ( Древний Рим).

- Что нам пригодится в путешествии? (всевозможные варианты ответов)

1.     Актуализация опорных знаний обучающихся.

1.Давайте проведем разминку, освежим наши знания.

Внимательно посмотрите на карту Италии. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать.

Чтоб Италию на карте 
Отыскать в короткий срок, 
Запомни, нужно полуостров 
Найти, похожий на... (сапог).
Конечно, путь туда не близкий, 
На полуостров ... (Аппенинский).
Довольно труднопроходимы 
Крутые горы ... (Альпы).
Там, где Тибр полноводный 
Течет в зеленые долины, 
Селились в древности глубокой 
Трудолюбивые ... (латины).
До сей поры в музее Римском 
Ей даже памятник хранится. 
И как же тут не удивиться,
Что малышей спасла ... (волчица).
Ромул дал названье месту, 
Это потому, что им 
Был основан город ... (Рим).

2.- Кто такой «раб»? Раб – несвободный, бесправный человек, который наряду с орудиями труда являлся собственностью своего хозяина-рабовладельца

Учитель: В Древнем Риме было распространено рабство. Рабы были у каждого уважающего себя римлянина. Их называли «говорящим орудием».

3. Проверка домашнего задания.

Давайте определимся с темой урока. Для этого вспомним, что нам уже известно:

1)Чем был встревожен Тиберий Гракх, проезжая по Италии?

2).Что он предпринял, став народным трибуном?

3)Удалось ли этот закон исполнить?

Вывод: Разорение землевладельцев продолжалось, количество рабов не уменьшалось, а даже росло, ни в одной стране мира не было такого числа рабов и такой жестокой эксплуатации, как в Древнем Риме.

- Подумайте, к какому результату может привести такое бесчеловечное отношение к рабам? (восстание)

Определяем значение понятия «восстание»: Восстание – высшая форма борьбы за освобождение или смену власти.

Учитель: Значит, сегодня на уроке мы будем говорить о восстании.

- А кто восстал?

III. Знакомство с новым материалом.

1. -Сформулируйте и запишите тему урока: “Восстание Спартака»

- Какие цели урока должны сегодня решить? (Восстание: даты, участники, формы борьбы, причины восстания, поход восставших, причины поражения.)

Сегодня мы узнаем о том , как рабы в Древнем Риме попытались обрести свободу.

Представьте , что мы с вами оказались в 74 году до н.э. в гладиаторской школе г. Капуя.

Почему гладиаторы поднялись на восстание? Назовите причины.

1.большое скопление рабов; 2.жестокое обращение с рабами.

Учитель: Богатые рабовладельцы ненавидели Спартака и называли преступником.

Предводителем восставших гладиаторов стал Спартак. Он был родом из Фракии - страна на севере Балканского полуострова. Во время войн попал в плен к римлянам , был продан в гладиаторы. В гладиаторской школе Спартака обучали искусству гладиаторского боя , умению метко наносить смертельные удары. Он принял участие более чем в ста сражениях , ни разу не получив серьёзной раны. Спартак сумел подговорить рабов бежать.Более 70 человек , завладев кухонными ножами напали на охрану и вырвались на свободу. Восстание началось в 74 г.до н.э. , а закончилось в 71 г. до н.э.

Задание: отметьте на линии времени эти даты и посчитайте , сколько лет длилось восстание.

Кто же он на самом деле: преступник или борец за справедливость? - вам предстоит найти ответ на этот проблемный вопрос.

Мы с вами еще раз убедились, что положение рабов в Риме было очень тяжелым. Сегодня на уроке мы с вами узнаем, как рабы одной из гладиаторских школ не смогли больше выносить унижения и подняли крупнейшее восстание под руководством Спартака. Оно проходило в 74 – 71 гг. до н.э. Изучать восстание мы будем по плану: (на доске)

1. Дата восстания

2. Руководитель восстания

3. Участники восстания

4. Цели восставших

5. Ход восстания

6. Итоги (причины поражения или победы)

7. Историческое значение восстания.

2.Кто же такой Спартак? 

О Спартаке: Родился Спартак около 120 года до н.э. во Фракии, на земле племени медов. Когда ему исполнилось восемнадцать лет, он поступил на военную службу в состав вспомогательных фракийских войск в римской провинции Македония и проявил такую храбрость, что его сделали начальником отряда в десять человек. Он мог бы постепенно добиться высокого положения в римской армии, но римляне снова начали войну с фракийцами. Спартак не захотел сражаться против своих соотечественников, бежал от римлян и встал на защиту своей родины. В одном из сражений его, раненного, взяли в плен и продали одному из содержателей гладиаторских школ в Капуе. В гладиаторской школе Лентула Батиата Спартака обучали искусству гладиаторского боя, умению метко наносить смертельные удары. Своей силой и храбростью он настолько превосходил своих противников, что слава о непобедимом фракийце гремела по всем циркам Италии. В 76 году до н.э. Спартак получил свободу и отставку. Как гладиатора высшего класса его переводят в число преподавателей школы. Он развернул в школе агитацию, в результате которой ему удалось создать группу из 200 человек. Это были в основном фракийцы, галлы и германцы, считавшие, что лучше пойти на крайний риск ради свободы, чем рисковать своею жизнью на арене для потехи зрителей.)

Задание: Внимательно прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы.

В связи с захватническими войнами в Италии скопилась масса рабов. Не дорожа жизнью рабов, римляне прибегали к жестоким мерам, чтобы заставить их работать, насильно заставляли их учиться ремеслу гладиаторов. В 74 г. до н.э. в одной из гладиаторских школ города Капуи возник заговор. «Лучше умереть за свободу – говорил Спартак, - чем убивать друг друга для забавы римлян». Заговор был раскрыт по доносу, но 78 человек все, же успели убежать. По пути они встретили несколько повозок, которые везли в другой город оружие для гладиаторских школ, расхитили, груз и, вооружились. Заняв укрепленное место на вершине вулкана Везувий. Спартак за силу и знание военного дела был избран предводителем.

Вопросы:

С чего началось восстание рабов?

Цель восставших?

Чем были недовольны гладиаторы?

Кого выбрали своим предводителем?

Где первоначально устроили свой лагерь восставшие?

Задание: Внимательно прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы.

У Спартака в ходе восстания был план – собрать как можно больше рабов и вывести их через Альпы, что позволит им за пределами Италии стать свободными. Большой отряд рабов во главе с Криксом, не пожелавших уйти из Италии, отделился от армии восставших, но был разбит римлянами. Спартак двигался к Альпам. Один из консулов опередил его и встал на пути, а другой догонял сзади. Тогда рабы внезапно повернули назад и первыми нанесли удар и разгромили врагов. Затем Спартак устремился вперед и заставил бежать другое консульское войско.

Новую победу восставшие одержали в долине реки По над наместником провинции Галлия. Путь через Альпы был свободен. Но тут Спартак изменил, планы и повернул на юг. Зачем?

Вопросы:

У восставших был план ведения войны с Римом?

По карте учебника на стр. 235 (или стр.237 в старом учебнике) проследите походы восставших.

Было ли единство и согласие между рабами?

Мы завершаем работу. Во время своего ответа вы можете использовать текст документа, ответы давать полные.

Слушаем ответ. (проверяем причины восстания)

Походы восставших – работа по карте.

Было ли единство и согласие между рабами? (Нет, Крикс отделился).

Почему Спартак повернул? (победы вскружили головы восставшим, освободить всех рабов и остаться жить в Риме).

Новый план Спартака – на остров Сицилию.

- Как вы думаете, почему именно туда хотел направиться Спартак?

(Там множество рабов: а отряд нуждаемся в людях, в оружии и продовольствии.)

- Удалось Спартаку осуществить свой план?

Римский сенат осознал всю опасность, и принял решение…..

- А какое бы приняли решение, если бы присутствовали на заседании сената?

Решение Сената ( на помощь Крассу прибыли со своими войсками полководцы Помпей и Лукулл)

Спартак понимал, что объединившись, регулярная римская армия сильнее рабов.

Восставшие сражались храбро, но силы их были не равны. Сам Спартак пал на поле боя.

Вот что пишет об этом Рафаэлло Джованьоли: « 6 тысяч оставшихся рабов в живых были взяты римлянами в плен и распяты на крестах вдоль Аппиевой дороги (от Капуи до Рима).

 Почему восставшие потерпели поражение?

Учащиеся называют причины поражения восстания:

1) Преимущество римлян в численности войск и их вооружении.

2) У Спартака не было чёткого плана действия.

3) Восставших обманули пираты

4)Неопытность воинов

Учащиеся определяют историческое значение восстания спартаковцев.

1. Это было крупнейшее в Древнем мире восстание рабов за свою свободу.

2. Римляне, напуганные размахом восстания, старались смягчить свое отношение к рабам.

Вывод: Восстание было жестоко подавленно, но оно положило начало освободительному движению по всей Италии.

IV. Закрепление.

В каком году произошло восстание Спартака? 74-71 гг. до н.э.

Отметьте этот период на линии времени.

Посчитайте, сколько веков назад произошло восстание?

– Сколько лет назад оно закончилось? 2083 года назад.

Выполните задание с картой «Восстание Спартака» , отметьте место,

- где началось восстание рабов;

- гору Везувий;

-1 поход восставших;

-2 поход рабов;

V. Домашнее задание.

 §51 пересказ, ответить на вопросы      

Составить рассказ от имени гладиатора о бегстве гладиаторов из Капуи или о победе спартаковцев у подножия Везувия.

VI. Подведем итог урока. V. Рефлексия.

– Что вы узнали нового?

- Какие цели мы ставили себе в начале урока?

- Каковы результаты нашей работы?

- Какие вы испытывали чувства, изучая различные источники о восстании Спартака?


Автор(ы): Асхабов Махма Абусупьянович
Приложения: