Взаимодействие детского сада и семьи по формированию
у дошкольников навыков и привычек здорового образа жизни

Шадская Ольга Александровна,
инструктор по физической культуре ГБДОУ д/с № 36
Петроградского района Санкт-Петербурга

Мы не ошибемся, если скажем, что во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. По большому счету здоровье было и остается дороже власти и богатства.

Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, но далеко не все что - то для этого делают.

В настоящее время значительно возросло число детей с ослабленным здоровьем, появляется все больше детей: с частыми простудными заболеваниями; излишним весом; нарушениями осанки. 

Причин сложившейся ситуации множество. Основные причины это:

1. Не соблюдение режима дня

Для большинства детских садов остается проблема соблюдения режима дня. Мы убеждаем родителей в его соблюдении, но все – таки есть родители, которые его не придерживаются. Часть родителей приводят детей с опозданием на утреннюю зарядку и физкультурные занятия. Да еще дома не соблюдают режим дня: у детей нет тихого часа, дети поздно ложатся спать, и как правило не высыпаются. Приходят в понедельник в детский сад с плохим настроением.

2. Малоподвижный образ жизни

Дома родители предпочитают завлечь ребёнка спокойными играми: в лучшем случае рисованием, интеллектуальными или другими настольными играми, в худшем - просмотром телепередач или видеофильмов.

И это вполне понятно: родители хотят отдохнуть после трудового дня, в квартирах много мебели и мало места, а ребенок, разбегавшись, может получить травму или что-то разбить. Пусть лучше посидит — спокойнее будет.

3. Питание

Питание тоже не во всех семьях сбалансированное, как в детском саду: колбасы, пельмени, фастфуд.

… и так далее. И это все - не соблюдение здорового образа жизни.

Почему же родители не придерживаются здорового образа жизни и не приучают детей?

1. Одна из причин: разный финансовый уровень семей. Здоровое питание дороже, спортивные кружки платные.

2.  Вторая причина: нет мотивации: зачем?

Проблема здоровья населения есть в каждой стране и формирование здорового образа жизни считается приоритетным направлением в большинстве государств мира. Российская Федерация здесь не является исключением. Совсем недавно в нашей стране была принята программа "Здоровая нация - здоровая Россия".

Поэтому здоровье детей всегда в центре внимания педагогов, но лишь семья является самым важным звеном передачи ребенку опыта, в том числе здорового образа жизни. Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

«Безусловно, личный пример является важнейшим фактором.

Народная мудрость гласит: "Ребенок учится тому, что видит у себя в дому"»

Поэтому цель работы детского сада в этом направлении является:

- осуществлять комплексный подход во взаимодействии медицинских и педагогических работников (воспитателя, инструктора по физической культуре, и музыкального руководителя) по формированию у дошкольников навыков и привычек здорового образа жизни,

- убеждать родителей в важности придерживаться здорового образа жизни в семье,

- вовлекать родителей в мероприятия детского сада по формировании у дошкольников навыков и привычек здорового образа жизни.

Как мы можем мотивировать родителей?

1. Включение родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью ДОУ по формированию у дошкольников навыков и привычек здорового образа жизни.

2. Мотивация родителей через детей. Когда говорим детям о предстоящих мероприятиях, говорим воспитанникам, что ждем участия их и их родителей.

3. Использование разнообразных форм организации мероприятий и новых технологий для современного поколения родителей: открытые занятия с детьми, экскурсии и походы, маршруты выходного дня, челленджи, туристические игры, терренкуры, выставки, конкурсы и соревнования, встречи со спортсменами, с поваром и с узкими врачами.

4. Поощрение и похвала родителей, семей воспитанников за участие в формировании у дошкольников навыков и привычек здорового образа жизни:

- за участие в конкурсе грамоты и благодарности,

- публикации фото или видео с благодарностью в официальной группе в ВК.

Таким образом, представляется возможным утверждать, что комплексная работа педагогического коллектива с родителями по формированию здорового образа жизни будет эффективной, если:

- она будет строиться на основе сотрудничества;

- методы работы с родителями будут способствовать их личной заинтересованности в её результатах.


Автор(ы): Шадская Ольга Александровна
Приложения: