Штрихование в жизни дошкольника 

В настоящее время придается большое значение развитию мелкой моторики руки и графических навыков у дошкольников. Порой у родителей возникает вопрос: «Зачем развивать мелкую моторику у детей и что для этого нужно?»

Назову две основные причины:

  Во-первых, это хороший почерк  в будущем у  ребенка, а также освоение написания письменных букв в 1 классе без особых мучений.

   А во-вторых, что тоже очень важно, развитие речи.

Руки, в частности пальчики детей, напрямую связаны с речевыми центрами.

Для развития мелкой моторики у детей существует много различных приёмов и способов. Вот некоторые из них:

·       Массаж рук ребенка. 

·        Составляем контуры предметов сначала из крупных, затем из более мелких палочек.

·        Составляем цепочки из 5-10 канцелярских скрепок разного цвета.

·        Вырезаем из бумаги какие-либо фигуры правой и левой рукой.

·        Нанизываем пуговицы, крупные бусины на шнурок, а мелкие бусинки, бисер – на нитку с иголкой.

·        Сортируем бобы, фасоль, горох, а также крупы (пшено, гречку, рис).

·        Застегиваем и расстегиваем пуговицы, молнии, кнопки, крючки.

·        Завинчиваем и отвинчиваем шайбы, крышки у пузырьков, баночек.

·        Достаем бусинки ложкой из стакана.

·        Наматываем нитки на катушку или сматываем в клубок.

·        Продеваем нитки в иголку.

·        Пришиваем пуговицы и сшиваем ткань различными видами швов.

·        Стираем ластиком нарисованные предметы.

·        Капаем из пипетки в узкое горлышко бутылочки.

·        Шнуровка.

·        Втыкаем канцелярские кнопки в деревянный брусок.

·        Комкаем платок (носовой платок берем за уголок одной рукой и прячем в ладошке, используя пальцы только этой руки).

·        Прикрепляем бельевые прищепки к горизонтально натянутой веревке, на коробку, баночку.

·        Перебираем четки или бусы одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно.

·        Находим спрятанные предметы в «сухом бассейне» с горохом и фасолью (в пластиковых ведрах или тазиках).

·        Сжимаем и разжимаем эспандер.

·        Катаем мячи с шипами.

·        Играем с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами.

·        Занимаемся плоскостной лепкой.

·        Перебираем крупу, чистим скорлупу у яичек, лепим фигурки из теста.

·        Выполняем штриховку.

Штриховка — одно из самых полезных упражнений для детей, которое, кроме развития мелкой моторики руки, имеет много различных плюсов.

·        укрепляет  мышцы детской руки

·        способствует  концентрации внимания 

·        развивает умение  ориентироваться на плоскости

·        вырабатывает аккуратность, усидчивость

·        учит регулировать нажим карандаша

·        приучает ребёнка действовать по установленным правилам

·        способствует развитию мышечной памяти

·        закрепляет  умение правильно держать карандаш, ручку

·        способствует  формированию красивого  почерка

Необходимо знать некоторые правила для правильного выполнения штриховки:

·        штриховать в указанном направлении;

·        проводить линию следует строго определённой формы;

·        линии должны быть параллельны друг другу;

·        должно быть равное расстояние между линиями;

·        нельзя выходить за контур изображения;

·        альбом нельзя поворачивать

Невозможно начать штрихование, если не учесть ряд правил:

1. Карандаш нужно держать тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), не сжимая сильно, не близко к отточенному концу.

2.Когда рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом идет с боку линии, а когда рисуешь линию слева направо, рука - внизу линии. Так вести линию нужно для того, чтобы видеть, как рисуешь, тогда получится прямая линия.

3.Линию нужно рисовать сразу, не останавливаясь, иначе она может получиться неровной. Не надо проводить одну линию несколько раз.

4.Предмет прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановкой на углах, чтобы можно было подумать, как рисовать дальше.

5.Предметы округ пой формы нужно рисовать одним движением, без остановки.

6.Закрашивая рисунок карандашом нужно неотрывным движением руки туда - обратно.

7.При закрашивании рисунка штрихи надо накладывать в одном направлении: сверху вниз, слева направо или по косой.

8.При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного предмета.

9.Закрашивать рисунок нужно без просветов. Закрашивая рисунок, нужно равномерно нажимать на карандаш: посильнее нажимать, если хочешь закрасить поярче, и слабо - если нужно закрасить посветлее.

Необходимо ребенка научить обводить фигуры, штриховать их параллельными отрезками, составлять из них простейшие предметы и образы. Это очень полезно не только для развития мелкой моторики, а также для формирования наглядно-образного мышления .
Первоначально, чтобы ребенку было понятно направление отрезка, т. е. откуда и куда надо рисовать, можно прорисовывать стрелки.

Если в начале работы  ребёнок будет очень напрягаться и  уставать. Не забывайте давать ему отдых и делать физкультминутки. 

Для малышей хорошо использовать различные готовые картинки, в которых нужно добавить некоторые элементы в виде штриховки.
Штриховка укрепляет не только мелкие мышцы пальцев и кисти руки, но в процессе работы развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, воображение, активизируются творческие способности.

Занятия штриховкой доставляют детям радость, развивают любознательность, делают их творчески раскованными.

Дети  разного возраста без сомнения очень  любят обводить веселых животных, особенно с цветными элементами. Но учтите, малыши могут этим заниматься не дольше 7-10-15 минут, поэтому ежедневные короткие уроки с такими заданиями будут эффективными для развития пальчиков и моторики ребенка, но неутомительными.

Детям нравятся работы по штриховке. Овладев штриховкой отдельных предметов, дети начинают создавать различные композиции из нескольких предметов. Таким образом развиваются не только мелкая мускулатура пальцев и кисти руки, но и связная речь,  логическое мышление и творчество, расширяется словарный запас.

Важно в штриховании использовать цветные карандаши, фломастеры, В дальнейшем при штриховке можно использовать ручки с цветными пастами.  Штрихуя цветными канцелярскими принадлежностями, дети закрепляют название цвета, умение красиво сочетать их, т.е. развивают свое эстетическое восприятие. 

При первых попытках штриховки,  рука  малышей быстро утомляется, так как дети сильно нажимают на карандаш и  у них нет еще развитой координации пальцев, которая появляется в процессе работы. По рисункам можно проследить совершенствование мускульного аппарата.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу.



 

                                                                            Сообщение подготовила: воспитатель  Селиванова Татьяна Николаевна


Автор(ы): Селиванова Татьяна Николаевна
Приложения: