Основная цель современной школы- создание условий для получения детьми, в том числе детьми с ОВЗ, качественного образования. Под качеством образования мы понимаем создание современных условий в образовательной среде, соответствующих требования времени, успешное освоение обучающимися образовательной программы, формирование у ребят определенных умений, навыков, компетенций, которые позволят им по окончанию школы стать максимально ( с учетом особенностей развития) самостоятельными, найти свое предназначение, профессионально
самоопределиться и успешно социализироваться в обществе. Для успешной социализации обучающийся должен обладать определенными
личностными качествами, иметь опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми, иметь представления об окружающем мире, общественных
нравственных ценностях. 

Поставленные задачи перед школой по обучению и воспитанию самостоятельной личности не решаются в одночасье - это процесс длительный
во времени и требует целенаправленной, систематической работы, который выстраивается в образовательном учреждении согласно действующему законодательству в соответствии с общеобразовательной программой и программой воспитания. Главной целью реализации воспитательной работы в современной школе – является создание условий для совместной деятельности педагогов и детей в результате которой, развивается самостоятельная личность обучающегося, где ученик является не просто слушателем и наблюдателем, а непосредственно участником.

Практическая реализация воспитательной работы в современной школе осуществляется в самых разных сферах совместной деятельности детей и взрослых: классных руководителей, специалистов службы психолого-педагогического сопровождения, педагогов – предметников, дополнительного образования, воспитателей.

Педагог-воспитатель группы продлённого дня организует выполнение режима дня учащихся, оказывает им помощь в учении, организации самоподготовки и досуга, а также в получении дополнительного образования, вовлекая в спортивные секции, кружки и другие объединения по интересам. При разработке программы Воспитания нашего образовательного учреждения мы руководствовались примерной программой воспитания, которая предполагает возможность выбора сфер деятельности, так называемых модулей, в рамках которых организуется воспитательный процесс. Основным критерием выбора модулей была специфика нашего образовательного учреждения, а точнее категория детей, которая обучается - это дети с ОВЗ, с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 

Особенностями детей с умственной отсталостью является нарушение у обучающихся когнитивных, речевых, моторных способностей, которые в свою очередь тормозят социально-коммуникативное, психо - эмоциональное развитие. Эти особенности, к сожалению, не позволяют нашим обучающимся проявить себя успешно в сферах деятельности, которые предполагают проявление максимальной самостоятельности и доступны обычному школьнику. К таким сферам можно отнести детские общественные объединения и самоуправление. Учитывая специфику интеллектуального и личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (отсутствие умения самостоятельно организовать свою деятельность, некритичность поведения, неадекватность самооценки и т.д.) детское самоуправление трансформируется в школе в детско-взрослое самоуправление с усилением роли педагога-воспитателя, выполняющего функции куратора. Педагог-воспитатель формирует  жизненные компетентности воспитанников группы, как целостную систему.

Основные формы воспитательной работы  в группе продлённого дня (ГПД):
1. Познавательные формы (чтение, тематические беседы, изучение графических материалов, экскурсии);
2. Творческие формы (тематические и на свободную тему: рисование, лепка, аппликация, оригами и т.п.);
3. Досуговые формы (прогулки, развивающие, творческие,  подвижные игры, пальчиковые упражнения, физкультминутки).

Нельзя недооценивать важность режимных моментов в рамках ГПД. Режим способствует формированию позитивных личностных качеств сам по себе  и   отдельные режимные элементы формируют у каждого  ребёнка необходимые в социуме навыки (жизненные компетентности). Основная воспитательная задача и направления деятельности: корректировка внешнего вида, поведения, настроения учащихся, воспитание культуры поведения и привитие санитарно - гигиенических навыков. В ГПД регулярно проходят беседы об интересных событиях, дети учатся заботиться об окружающей среде, уважать старших.

Большое значение в воспитании детей с ОВЗ, расширении кругозора об окружающем мире, сообразительности, привитии любви к чтению книг, интереса к учебе имеют игры. Игра является одним из источников речевого и умственного развития детей, способствует закреплению знаний, пробуждает интерес к познанию нового, развивает любознательность. В ходе самоподготовки проводятся игры на внимание и память, физкультминутки, стихотворные паузы, задачи, игры – путешествия. Игра дает возможность переключаться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость. Но самое главное – игра помогает усваивать и закреплять знания по всем предметам.  А самые радостные моменты в жизни продлёнки – игры – конкурсы, игры – соревнования, игры – праздники.


 


Автор(ы): Эннс Ольга Викторовна
Приложения: