Игры для развития мелкой моторики для деток 5-6 лет

Рыбочкина Наталья Анатольевна

  Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук, это умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, а требуют специального развития. Развитие мелкой моторики рук очень важно для ребенка, так как ему точные координированные движения необходимы, чтобы раскрашивать, одеваться, играть в конструкторы, а также выполнять различные бытовые действия. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы на бытовом уровне. Через развитие мелкой моторики развиваются такие высшие свойства сознания, как: внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Головной мозг, руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движение губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию.
   Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, готовит ребенка к школе, развивает творческие способности.Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывая быстроту реакции и эмоциональную выразительность.  Мелкая
моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать
ложку, карандаш, кисть. У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны.
А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

   Пальчиковые игры помогут детям с задержкой в развитии речи.  Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира,  предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Для малыша нет ничего лучше игры, а эти игры очень увлекательны и нравятся детям. Тексты пальчиковых игр просты, незатейливы и понятны. 

Все манипуляции с ладошками и пальчиками ребёнка дарят ему большое количество положительных эмоций, радости и, конечно, способствуют развитию его речи. Пальчиковые игры и массаж ладошек целесообразно продолжать в течение всего дошкольного периода, поскольку это ещё и отличная подготовка руки к письму.

Пальчиковые игры на основе сказок позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение. В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый театр он помогает не только развивать мелкую моторику, умением управлять пальчиками, но и будет способствовать развитию речи, памяти, воображения.

Очень полезны для развития пальцев ребенка такие виды деятельности как лепка из пластилина, глины и соленого теста. 

Также для развития мелкой моторики осень интересны игры с крупой, камнями. Крупа - очень полезный и приятный материал для
занятий с ребенком. Подойдет любая крупа: гречка, фасоль, семечки, горох. Так же понадобятся различные емкости, сито, ложки.

 Еще для развития мелкой моторки можно использовать такие упражнения (игры): сортировать по цвету или размеру пуговицы; сматывать нитки; отвинчивать крышки от бутылок или тюбиков;  рвать и скатывать бумагу в разные по размеру комочки; плести  косички или расчёсывать кукол;  выкладывать из счётных палочек разные картинки; использовать игры с прищепками или другими предиетами.

   К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики большинство родителей задумываются только перед школой. Это оборачивается дополнительной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще удерживать в непослушных пальцах карандаш. Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5 - 6 годам станут его пальчики, зависят его успехи в обучении.
   Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически и ежедневно!

В. А.  Сухомлинский писал: «Ум ребёнка находится на кончиках пальцев». Именно поэтому, чтобы развивать умственные способности детей, необходимо работать над развитием мелкой моторики рук детей.

Предложим несколько игр (приложение):

1.Бусы
Цель: развивать точность движений, закрепить знание цветов.

Что необходимо: крашенные макароны, длинный шнурок.
Как играем: нанизываем макароны на шнурок, можно предложить определённое чередование цветов макарон.

2.Упражнения с пинцетом
Цель: развивать точность движений, закрепить знание цветов.
Что необходимо: пинцет, мелкие «пуговички», несколько маленьких мисочек.
Как играем: раскладываем с помощью пинцета «пуговички» по цвету в разные мисочки (формы).

3.. Упражнения с прищепками
Цель: развивать точность движений, внимание.
Что необходимо: коробка, прищепки, набор парных картинок.
На край коробки и на прищепки наклеить картинки.
Как играем: взять прищепку с любой картинкой, на коробке найти такую же картинку, прицепить на край коробки прищепку.

4.Картина из бусин
Цель: развивать точность движений, творческое воображение.
Что необходимо: лист картона, набор цветных бусин.
Как играем: на листе картона выложить рисунок по желанию.

Как правило, ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, память и связная речь.

 


Автор(ы): Рыбочкина Наталья Анатольевна
Приложения: