Конспект занятия по познавательному развитию с детьми 6-7 лет с ОВЗ

Удивительное путешествие в мир песка

Чепурина Алла Васильевна,
воспитатель, высшая квалификационная категория

Цель: развитие познавательной активности в процессе знакомства со свойствами песка.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-        познакомить детей со свойствами песка: сыпучестью, водопроницаемостью, способностью двигаться, способность мокрого песка принимать любую форму;

-        расширять представления детей о значимости песка в жизни человека, животных;

-        формировать у детей представление о том, что песок – неживая природа.

Коррекционно-развивающие:

-        развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

-        развивать восприятие, внимание, память, мышление, речь;

-        активизировать и обогащать словарь детей, развивать связную речь;

-        развивать мелкую моторику посредством развития тактильной чувствительности, как основы «ручного интеллекта»;

-        развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности.

Воспитательные:

-        воспитывать любознательность;

-        воспитывать аккуратность в работе с песком, соблюдение правил техники безопасности;

-        учить работать в коллективе и самостоятельно во время опытов.

Оборудование:

-        мультимедийная доска;

-        тарелки с песком на каждого ребенка;

-        лупа на каждого ребенка;

-        стакан с водой на каждого ребенка;

-        ложка на каждого ребёнка;

-        влажные салфетки;

-        песок;

-        формочки на каждого ребёнка;

-        подносы на каждого ребёнка;

-        таблицы и простые карандаши на каждого ребёнка. 

Интеграция образовательных областей:

-        социально-коммуникативное развитие,

-        познавательное развитие,

-        речевое развитие,

-        физическое развитие.

 Используемые технологии:

-        технология личностно-ориентированного взаимодействия  педагога с детьми;

-        технология системно-деятельного подхода;

-        игровые технологии;

-        ИКТ-технологии.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, наблюдения на прогулке.

Вводная часть:

(Дети заходят в группу)

В: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. (Дети здороваются и садятся полукругом около доски).

Сегодня мы с вами будем исследователями. А вы знаете, кто такие исследователи?

Д: Это люди, которые что-то исследуют. Это учёные.

В: Вы совершенно правы. А вот что мы сегодня будем исследовать вы узнаете, отгадав загадку:

Из камней он появился

Зёрнами на свет явился:

Жёлтый, красный, белый

Или светло-серый.

То морской он, то речной.

Отгадайте, кто такой!

(На всякий случай вторая загадка):

Он и жёлтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей.

Если хочешь, можешь брать

И в куличики играть.

Д: Это песок

Основная часть:

В: Правильно, это песок. А вы знаете, что песок может быть разного цвета? Посмотрите, вот такой песок вы видите чаще всего. (Показать песок из песочницы). Это песок из песочницы. А где в природе можно ещё встретить песок?

Д: На улице, в море, на дне реки, на пляже, в пустыне.

В: Совершенно верно. Представляете, песок может быть разного цвета. В песочнице он обычно яркий, даже рыжий (показать). На берегу реки светлый. А на экваторе, у берегов Индийского океана, он белый (показать песок с Мальдивских островов). А в пустыне он может быть даже красноватый. А вы знаете, что такое пустыня?

Д: В пустыне очень жарко, там вместо земли песок и почти нет дождей.

В: Правильно. А есть ли жизнь в пустыне? Живут ли там какие-нибудь животные?

Д: Верблюды, ящерицы, змеи, скорпионы.

В: А растения в пустыне есть?

Д: Колючки, кактусы.

В: А как же животные и растения выживают в таких суровых условиях?

Д: Верблюды накапливают жир в горбах, потом он расщепляется. А растения накапливают воду в своих стеблях и корнях.

В: А чем является песок для жителей пустыни?

Д: Песок их дом. Он помогает им прятаться от жары и своих врагов. Животные закапываются в песок.

В: Песок – это природный материал, полезное ископаемое, относится к неживой природе.

Сейчас мы с вами посмотрим на волшебный экран, и узнаем много интересного об обычном, на первый взгляд, но таком необычном песке. Узнаем, как люди используют песок, для чего он нам нужен.

Слайд 1 «Река». Речной песок, его добывают со дна рек. Этот вид песка практически не содержит глины и других примесей.  Состоит из крупных песчинок и камешков.

Слайд 2 «Море». Морской песок бывает разного цвета: состоящий из очень мелких песчинок, из мелких камешков, мелких частиц ракушек и кораллов

Слайд 3 «Карьерный (горный) песок». Карьерный песок содержит различные примеси, в частности, глину, камни и пыль.

Слайд 4 «Песок пустыни: барханы и дюны». Во время песчаных бурь в пустыне песок имеет страшную, разрушительную силу.

Слайд 5 «Стекло». Песок применяется при изготовлении стекла.

Слайд 6 «Дорожные работы». Песок используют в дорожных работах. Прежде, чем положить асфальт, делают песчаную подушку.

Слайд 7 «Бетон». Песок входит в состав очень крепких материалов: кирпич, цемент и бетон, которые используются в строительстве.

Слайд 8 «Детский сад». Ну и конечно, песок привозят в детские сады и на детские площадки, где играет детвора.

Слайд 9 «Замок из песка». Из песка создают песчаные скульптуры.

В: А вы хотите изучить свойства песка?

Д: Да

В: Тогда нам надо отправиться в лабораторию. А что такое лаборатория? Что там делают?

Д: Лаборатория, это место, где проводят опыты. Что-то исследуют.

В: Правильно. И прежде, чем мы приступим к нашим исследованиям надо повторить правила лаборатории (Презентация).

Ну вот, мы всё повторили. Теперь мы с вами лаборанты. Но прежде, чем приступим к исследованиям надо немного размяться и взбодриться. Подходите ко мне.

 

Физкультминутка:

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

(вращение головой)

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

В: Молодцы. Проходите в лабораторию и присаживайтесь за столы. Приступим к исследованиям.

Опыт № 1 (Состав песка)

 

В: У вас на столах тарелки с песком. Возьмите песок двумя пальцами (показать) и потрите его. Что вы почувствовали?

Д: Песок твёрдый, шершавый, состоит из песчинок. Песок сухой, сыпучий.

В: Правильно, песок состоит из множества песчинок. А с помощью чего мы можем лучше рассмотреть эти песчинки?

Д: С помощью лупы.

В: Правильно. У каждого из вас есть лупа. Давайте поднесём лупу к тарелке, внимательно посмотрим. Что мы видим?

Д: Мы видим мелкие песчинки. В песке есть камешки. Они разные по форме, размеру и цвету. Они не скреплены между собой.

В: А есть ли цвет у сухого песка? (Ответы детей)

В: Какой можно сделать вывод? Из чего состоит песок?

Д: Песок состоит из песчинок разных по цвету и по размеру. Песчинки не скреплены между собой. Сухой песок имеет цвет.

ВЫВОД: Песок состоит из песчинок разных по цвету и размеру. У сухого песка песчинки не скреплены между собой. Сухой песок имеет цвет, он бежевый.

Опыт №2

В: Переходим к следующему опыту. Наберите в ложку сухого песка и пересыпьте его в стакан. Давайте насыпем несколько ложек песка.

Тяжело было пересыпать песок?

Д: Нет, песок легко сыпался.

В: Вы обратили внимание, что когда вы набирали сухой песок в ложку, он полностью её заполнял и приобретал форму ложки, а когда вы насыпали его в стакан, он принял форму стакана? Какой можно сделать вывод?

Д: Сухой песок не имеет своей формы.

ВЫВОД: Сухой песок сыпучий, может принимать форму того предмета, в которую его насыпали.

 

Опыт № 3

В: Молодцы. А теперь предлагаю вам проверить, может ли песок растворяться в воде. Для этого в стакан с пересыпанным песком налейте воды. У вас стоят стаканы с водой, перелейте воду в стакан с песком. Возьмите ложки и тщательно перемешайте песок в стакане. Что вы видите?

Д: Песок оседает, а на поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Песок не растворился.

(Если дети отвечают неоднозначно воспитатель проводит следующий опыт)

В: Ну, раз мы с вами затрудняемся ответить на этот вопрос, то проверим это на опыте. У меня есть сахар, которая хорошо растворяется в воде. Сейчас мы это проверим. Растворяю сахар в воде и показываю детям, его не стало. Тут же беру стакан с песком, в котором имеется песчаный осадок. Давайте сравним. Сахар растворился в воде, не изменив её цвет. А песок не растворился и изменил цвет воды.

Так какой мы можем сделать вывод?

Д: Песок не растворяется в воде.

ВЫВОД: Песок тяжёлый. Песок не растворяется в воде. Песок окрашивает воду и делает её мутной, потому что в нём есть пыль.

 

Опыт № 4 (пропускает ли песок воду)

 

В: А сейчас опытным путём узнаем, пропускает ли песок воду? Как вы думаете?

Д: Да, нет.

В: Мнения разделились. Проверим. Сейчас я возьму воронку, вставлю её в баночку, чтобы было более устойчиво. На дно воронки положу марлю, чтобы песок не высыпался. Насыплю в воронку сухого песка. В воронку, наполненную песком, медленно наливаем воду (Показываю. Наблюдаем и ждём). Пока песок сухой, вода медленно течёт. Как только промок, вода потекла быстрее. А ещё обратите внимание, какая стала вода?

Д: Чистая, прозрачная.

В: Песок — это природный фильтр. Так раньше очищали воду наши предки.

Так какой мы можем сделать вывод?

Д: Песок пропускает воду. Сырой песок быстрее пропускает воду. Песок может очищать воду.

ВЫВОД: Песок пропускает воду, может изменить свои свойства под воздействием воды. Сырой песок пропускает воду быстрее, чем сухой. Песок очищает воду.

 

Опыт № 5

 

В: Ребята, посмотрите, что у меня тут, как вы думаете? (Два контейнера. В одном мокрый песок, в другом сухой).

Д: Песок

В: Правильно, песок. Но он разный. В одном контейнере мокрый песок, а в другом сухой. А можете определить на глаз, где какой. (дети показывают)

В: А как вы догадались?

Д: Сухой песок светлее, чем мокрый.

В: Молодцы, правильно. А давайте проверим, чем отличается мокрый песок от сухого. Я сейчас вам на тарелки положу мокрый песок, а вы возьмёте лупы и внимательно его рассмотрите.

Что произошло с частицами песка-песчинками?

Д: Песчинки слиплись.

В: Возьмите ложки и попробуйте пересыпать мокрый песок с одного места на другое. Получилось?

Д: Нет, песок не пересыпается, падает комком.

В: Какой можно сделать вывод? Какие свойства приобрёл мокрый песок?

Д: Мокрый песок не сыпется, он стал липучим. Песчинки слиплись.

ВЫВОД: Мокрый песок не сыпется, он стал липучим. Песчинки слиплись.

В: А что можно делать из мокрого песка? (с мокрым песком)

Д: Куличики, постройки, фигуры.

В: Предлагаю вам тоже сейчас немного поиграть с песком. Взять формочки и сделать разные фигурки из мокрого песка. (дети делают фигурки)

В: Молодцы, у вас получились прекрасные фигурки.

А сейчас вытрите руки влажными салфетками. Аккуратно всё сложите на подносах. Подойдите ко мне.

Вы очень хорошо поработали. Давайте сделаем гимнастику для глаз, чтобы они отдохнули.

 

Гимнастика для глаз:

А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево посмотри,
Вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо -
Упражнение на славу.
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись!

 

В: Ребята, но мы не закончили нашу работу. Мы провели много всяких исследований. А настоящие исследователи всегда записывают результаты своей работы. Предлагаю и нам сейчас пройти к своим местам и занести результаты наших исследований в таблицу.

(Большая таблица вывешивается на мольберт)

В: Ребята, сегодня мы с вами работали в научной лаборатории, где изучили удивительные свойства песка. Давайте вспомним их и заполним наши таблицы.
(Заполнение таблицы)

Давайте сравним наши результаты. (Рассматривание таблиц, рефлексия)

В: Молодцы! Всё правильно и аккуратно заполнили. А вы знаете, что всем учёным за выдающиеся исследования и опыты дают награды. Я тоже приготовила вам вот такие медали, как лучшим юным исследователям. (Вручение медалей).

(Стук в дверь. Принесли посылку)

В: посмотрите, что нам принесли. Письмо и посылку. Давайте прочитаем, от кого письмо. Читаем письмо, после этого открываем посылку и смотрим, что там. (В посылке образцы песка и пустые ёмкости, чтобы мы могли продолжить собирать коллекцию песка).

Наше занятие закончено. Теперь мы можем покинуть нашу лабораторию. Попрощайтесь с гостями. (Дети прощаются и уходят)

 


Автор(ы): Чепурина Алла Васильевна
Приложения:
656492925630c_СВОЙСТВА_ПЕСКА_2.pdf