Нужно ли наказывать ребёнка? Авторитет родителей

Филатова Вера Ивановна

Одни родители в воспитании своих детей обходятся без наказаний, а другие говорят:"Да разве можно без наказаний? Ведь слушаться не будут!" Кто же из них прав?

Поведение ребёнка складывается под влиянием условий жизни в семье, в детском коллективе, зависит от установившихся взаимоотношений ребёнка со взрослыми и сверстниками.Антон Михайлович Макаренко указывал, что "дисциплина создаётся не отдельными "какими- нибудь" дисциплинарными методами, авсей системой воспитания, всей обстановкой жизни, всеми влияниями, которым подвергаются дети".

Пока ребёнок маленький многое в его поведении кажется незначительным, забавным. Но время идёт, а родители не замечают, что всё, что раньше делалось ребёнком неосмысленно, выглядело привлекательным, сегодня стало осмысленным, а забавное превратилось в отталкивающее. Потом родители замечают, что упустили ребёнка. Тогда они прибегают к наказанию.

Детей, с  которыми взрослым справиться  нелегко называют "трудными" или "сложными".Таким он становится под влиянием воспитания и тех условий, в которых находился со дня рождения. "Трудный ребёнок"- результат педагогических ошибок взрослых. Родители растеряны, не знают , что делать: угрожать, уговаривать, наказывать или убеждать?

Если ребёнок продолжает вести себя плохо, то нужно проанализировать где и кем была допущена ошибка.Главное- суметь изменить образ жизни ребёнка, характер отношений с ним взрослых.Как бы то ни было трудно . приходится перестраивать сложившиеся семейные отношения, оказывающие прямое влияние на растущего человека. Ведь ребёнок на практике должен усвоить правильные способы поведения, взаимоотношений с людьми, понятия о трудолюбии, честности, человеческого достоинства.

Родители - первые воспитатели ребёнка. Их влияние на формирование детского поведения, личности в целом огромно. Положительное и отрицательное в родителях  детьми воспринимается,  как образец для подражания. Если родители учат ребёнка быть вежливым, но в то же время он видит как отец груб с мамой, то и сам приучается грубить.

Возникающие семейные конфликты,  при которых присутствует ребёнок, оказывают негативное влияние на ребёнка. Он видит сердитые лица, слышит крики, нецензурную брань  и сам растёт неуравновешенным и озлобленным.Ровные, доброжелательные, уважительные отношения , совместный досуг всей семьи на природе, игры , занятость семейными делами - хороший пример для подражания.

Если родители не последовательны в своих требованиях: сегодня что то разрешают ребёнку, а завтра за это же наказывают, они скорее всего не будут пользоваться авторитетом у ребёнка.Тогда  уже трудно наладить правильные  взаимоотношения с сыном или дочерью.

Настоящий родительский авторитет завоёвывается не излишней строгостью, вызывающей у ребёнка чувство страха не чрезмерной снисходительностью, когда дети чувствуют , что им всё позволено. А разумная требовательность, любовь и постоянный интерес к жизни ребёнка- основа авторитета.

 Корень в слове наказание тот же, что и в словах сказать, указать. То есть научение, объяснение. Во многих случаях достаточно просто поговорить с ребенком, объяснить ему, в чем и почему мы считаем его поведение неправильным. Если разговоры оказываются бесполезны, приходится применять более жесткие меры. Как же справиться со своими эмоциями , когда ты готов обрушить на провинившегося ребенка всю свою ярость? Есть   несколько методов. Во- первых, надо отойти на некоторое расстояние, чтобы невозможно было ударить ребенка непроизвольно. Во- вторых лучше уйти с места конфликта. В- третьих, не стоит смотреть в глаза ребенку. Он не должен видеть разъярённый взгляд родителя-это чревато негативными последствиями для психики ребенка. В - четвертых, можно мысленно считать от одного до двадцати и обратно, медленно дышать.   В- пятых, говорить о своих чувствах, но делать это обезличенно. Ребенок, слыша обезличенный упрек, делаетв уме усилие, чтобы адресовать его себе. Еще он узнает, что чувствует родитель. Наказание может иметь длительные последствия, которые могут проявиться через несколько лет. Ребенок может забыть саму ситуацию , но душевная травма остается и периодически проявляется. Может ребенок все помнит, но никак это не высказывает вслух. Он затаил обиду на родителей, доверие к ним ослабевает. Ведь ребенок воспринимает все без полутонов. Последствия могут проявиться и сразу. Ребенок становится нервным, могут появиться дерматит, астма, энурез и т.д. Если наказание не достигло цели, значит, нужно искать новые подходы. Авторитет родителей - важная составляющая воспитания в семье. Приобретение авторитета в глазах собственного ребенка- кропотливый труд отца и матери. Мнение родителей о родных и близких , окружающих людях, коллегах, поведение родителей в кругу семьи и вне его, отношение к работе и к посторонним людям, отношение к друг другу все это слагаемые родительского авторитета. Авторитетность родителей состоит в том, чтобы проанализировать ситуацию и предъявить требования ребенку так, чтобы он понял: об этом ему говорят раз и навсегда. 


Автор(ы): Филатова Вера Ивановна
Приложения: