Подвижные игры, как условие повышения двигательной
активности детей на прогулке

Печенкина Анастасия Юрьевна

 Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для их физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

Подвижные игры на прогулке - это комплексный образовательный процесс, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные навыки, потребности. В процессе ежедневного проведения подвижных игр на улице расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками. Утренняя прогулка наиболее благоприятное время для проведения подвижных игр.  

Содержание подвижных игр должно предусматривать:

  1. Соответствие сезону года и погодным условиям.
  2. Применение разных способов организации дошкольников.
  3. Рациональное использование оборудования и инвентаря, предметов окружающей среды.
  4. Создание благоприятных условий для положительных, эмоциональных и морально- волевых проявлений детей.
  5. Активизацию детской самостоятельности.
  6. Стимулирование индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Цель игры.

Целью игры является закрепление материала, усвоенного детьми в процессе физкультурных занятий. (например: закрепить двигательное умение, развивать двигательное качество-меткость, глазомер, воспитывать нравственно-волевые качества, также могут решаться задачи из других разделов.)

Подвижные игры классифицируются:

по возрасту,

- по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью) Игры большой подвижности —  в них участвует вся группа (бег, прыжки, «Ловишки», «Пятнашки»). Игры средней подвижности — активно участвует вся группа, но характер движений относительно спокойный (ходьба, передача предметов, «Перелет птиц», «Хитрая лиса»).

Игры малой подвижности — движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их не значительна (игра с ходьбой, игры на внимание, «Фигуры», «Найди и промолчи»).

- по видам движений (игры с мячом, с бегом, метание и т. д.),

- по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры).

К подвижным играм с правилами относятся:

 сюжетные игры: игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях (летчик, пожарный, шофер и т. п.), средствах транспорта (автомобиль, поезд, самолет), явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Движения носят имитационный характер.

 бессюжетные игры: бессюжетные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным — в них лишь нет образов, которым дети подражают. Бессюжетные игры с использованием определенных предметов «Кегли», «Кольцеброс», и т. п.

- Игры-забавы. Такие игры часто проводятся на вечерах досуга, на физкультурных праздниках. (По ровненькой дорожке», «Шла коза по лесу»)

- Игры с элементами соревнования («Чье звено скорее построится?», «Кто скорее к своему флажку?» и т. п.). В основе таких игр лежит выполнение определенных двигательных заданий в соответствии с правилами. Элементы соревнования побуждают детей к большей активности, к проявлению различных волевых и двигательных качеств (быстроты, выдержки и т. д.).

К спортивным играм относятся:

- баскетбол,

- хоккей,

- футбол и др.

Игры с элементами спортивных игр — проводятся только с детьми старшего дошкольного возраста по упрощенным правилам.

Место игры на прогулке

При проведении игры нужно учитывать предыдущую деятельность детей. Игра, являясь организованным занятием не должна проводиться сразу после выхода детей на прогулку, потому что дети еще не отдохнули от предыдущей организованной деятельности – занятий. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулкиесли занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания. Хорошо проводить игры на прогулке в те моменты, когда у детей иссякает     инициатива в их свободной деятельности, и они затрудняются в выборе себе занятия. В таком случае воспитатель объединяет детей путем игры с правилами и                        дает направление детской деятельности.

Планирование игры

На месяц обычно намечают 3-4 игры для средней и старшей групп, в том числе 1-2 новые (одна подвижная, другая спокойная).

В младшей группе – 2-3 игры (одна из них новая).

Новых игр часто давать не следует. Новая игра вносится после того, как дети хорошо усвоили старую.

Условия проведения игр:

·                     Подвижные игры лучше всего проводить на воздухе.

·                     Место, где проводятся игры, не должно быть каменистым, чтобы дети при падении не получили ушибов.

·                     Земля на площадке не должна быть рыхлой, песчаной, так как это затрудняет бег, она должна быть хорошо утрамбована, допускается наличие невысокой травы.

·                     Если на площадке пыльно, одна должна быть полита за 10- 15 минут до проведения подвижных игр, также на площадке должны быть скамейки, на которых дети смогут отдохнуть в случае усталости.

Методика проведения подвижных игр

1.                  Выбор игры.

·                     Игры подбираются в соответствии с программными задачами данного  возраста.

·                     Учитывается время года и погодные условия.

·                     Место в режиме дня (динамичные в 1ю половину дня, во 2ю разные игры, но учитывать усталость и физическую нагрузку в течении дня.

·                     По желанию детей.

·                     По желанию именинника.

·                     По желанию тех, кто отличился чем-то хорошим

·                     Количество детей: некоторые игры, например, игра с переброской одного мяча, может быть утомительна для дошкольников из-за малой подвижности, если в группе большое количество детей;

·                     Эмоциональное состояние детей: возбужденным детям лучше давать более спокойные игры, в которых тишина, спокойствие и сосредоточенность, прекрасно воздействуют на таких детей, и наоборот.

2.                  Сбор детей на игру.

Сбор на игру 1-2мин.

Старший возраст:

·                     зазывалочки («Раз, два, три, играть скорей беги!»)

·                     загадывание загадки

·                     показ яркой картинки

·                     слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком, свисток.

Младший возраст:

·                     пение песни, рассказывание стихотворения, демонстративно сопровождая движение «Мой веселый звонкий мяч… »

·                     позвонить в колокольчик

·                     собрать детей с помощью показа яркой игрушки.

·                     одеть маску-шапочку.

3.                  Создание интереса к игре.

Прежде всего, нужно создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Можно, например, прочитать  стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре. Подвести к игре нередко удается и путем вопросов, загадывания загадок. В частности, можно спросить: «Что вы сегодня рисовали?» Дети, например, ответят: «Весну, прилет птиц». «Очень хорошо,— говорит воспитатель.— Сегодня мы будем играть в игру «Перелет птиц» Детям младшей группы можно показать флажок, зайчика, мишку и тут же спросить:

«Хотите поиграть с ними?»

4.                  Объяснение игры. Должно быть кратким понятным, интересным и эмоциональным.

        В младшей группе педагог размещает детей по кругу. Объяснение делается в ходе самой игры. Сам педагог размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать, сопровождается показом («как прыгает зайчик, «выезжает автомобиль»). Разучивать текст специально не надо, дети его выучат в ходе игры. Педагог на себя берет исполнение главной роли, а потом, когда малыши освоятся с игрой, поручает эту роль самим детям.

        В старшей группе дети размещаются в шеренгу, полукругом, стайкой. Последовательность объяснения: название игры, содержание, подчеркнуть правила, распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих, начать игровые действия. Если игра сложная- не нужно давать подробное объяснение, а лучше сначала разъяснить самое главное, а потом в процессе игры, дополнить основной рассказ конкретными деталями. При повторном проведении правила уточняются. Если игра знакомая- можно привлекать самих детей к объяснению или вспомнить отдельные важные моменты.

5.                   Распределение ролей

·                     считалкой (они предупреждают конфликты)

·                     при помощи всевозможных вертушек (юла, кегля)

·                     по желанию

6.                  Руководство в ходе игры.

В целом, контроль за ходом игры направлен на выполнение ее программного содержания. Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Роль его зависит от характера самой игры, от численного и возрастного состава группы, от поведения участников: чем меньше возраст детей, тем активнее проявляет себя педагог. Играя с младшими детьми, он действует наравне с ними, нередко выполняя главную роль, и в то же время руководит игрой. В средней и старшей группах воспитатель вначале тоже выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям.

Игры большой подвижности повторяются 3—4 раза, более спокойные — 4—6 раз. Общая продолжительность подвижной игры постепенно увеличивается с 5 мин в младших группах до 15 мин в старших.

7.                  Окончание игры, подведение итогов.

Подведение итогов игры должно проходить в интересной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться еще лучших результатов. В младших группах педагог заканчивает игру предложением перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера. В старших группах подводится итог: отмечаются те, кто правильно выполнял движения, проявлял ловкость, быстроту, смекалку, соблюдал правила, выручал товарищей, называет тех, кто нарушал правила, анализирует, как удалось достичь успеха. К обсуждению можно привлекать детей. Это приучает их к анализу своих поступков.

Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей дошкольного возраста.

 


Автор(ы): Печенкина Анастасия Юрьевна
Приложения: