Формирование финансовых представлений у детей раннего возраста

Блинова Юлия Юрьевна 

Цель: формирование у детей элементарных финансовых представлений

Актуальность: В наше время уже в раннем возрасте дети включаются в экономическую жизнь: они сталкиваются с понятием «деньги», «покупки», «магазин»,  через них проходит большой поток информации и они  начинают  овладевать первичными знаниями финансовой грамотности.

Финансовая грамотность – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости воспитания финансовой грамотности с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях. Что же такое финансовая грамотность?

Финансовая грамотность – это те знания, умения и навыки, которые необходимы человеку для принятия разумных финансовых решений, а также для достижения финансового благополучия.

Финансово грамотный человек – это человек, который:

• умеет грамотно обращаться с деньгами и следить за состоянием личных финансов,

• ведет учёт доходов и расходов;

• умеет «жить по средствам», избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним;

• ориентируется в экономической обстановке страны;

• может распознать признаки финансового мошенничества;

• выполняет свои обязательства налогоплательщика;

• умеет ориентироваться в банковских услугах.

Задачи:

·       Формировать элементарные представления о понятии : "деньги",  "монета", "продавец",  "покупки",  "копилка",  "магазин"

·       Воспитывать бережное отношение к деньгам;

·       Способствовать развитию связанной речи, мелкой моторики.

Участники: воспитанники и педагоги гр. №3.

Предварительная работа:

v чтение детям художественной литературы К. И. Чуковский» Муха Цокотуха,  рассказы Е. Ульевой;

v рассматривание иллюстраций;

v подвижная игра «За покупками»;

v прослушивание музыкальной композиции «Деньги-лепесточки»

v пальчиковая гимнастика «Белка»,  «Одежда».

 

Оборудование:

·       Деньги: монеты,  купюры

·       Кошелек

·       Копилка

·       Дидактический стол,  манная крупа

·       Музыкальная колонка

·       Игрушка котик

 

Словарная работа: деньги,  монеты,  купюры, кошелёк,  магазин,  копилка,  продукты.

Место проведения:

групповое помещение ДОУ.

Время: 10 мин

 

Предполагаемые результаты:

 

·       у детей сформировалось бережное отношение к деньгам ;

·       воспитанники получили положительные эмоции;

·       воспитанники сформировали элементарное представление финансовой грамотности.

Предварительный анализ мероприятия:

Не все дети  приняли участие в мероприятии 

Ход мероприятия:

В группу  приходит кукла Маша

Воспитатель:

- Кто это к нам приехал, ребята?

 Дети: Маша

Воспитатель: Ребята, смотрите Маша что то с собой принесла.  Это кошелёк.   Вы хотите посмотреть,  что же находится в кошельке?

Дети: Да!

Воспитатель: в кошельке живут деньги!  Смотрите ребята-это железные деньги-монеты: они круглые, сделаны из металла,  они звенят. А это бумажные деньги- они прямоугольные, сделаны из бумаги,  они шуршат.

Воспитатель: Ребята,  а кто знает,  для чего нам нужны деньги?

Дети: варианты  ответов детей ( ходить в магазин,  на развлечения и т.д.)

Воспитатель: а откуда люди берут деньги?

Дети: варианты ответов

Воспитатель: деньги нужно заработать. Деньги выдают за труд. Ваши папы и мамы ходят на работу, трудятся.

Воспитатель: только все деньги у зайки в кошельке перемешались.  Ребята,  давайте поможем зайчику их разложить.

Дети: да,  давайте поможем!

          Проводится дидактическая игра  «Разложи по местам»

Цель: формировать  знания детей о монетах и купюрах

Ход игры:  воспитатель выкладывает из кошелька все деньги.  Детям необходимо в одну коробочку положить только монеты,  а в другую только купюры.

Воспитатель: молодцы ребята, мы с вами познакомились с монетами и купюрами.

Воспитатель: сейчас мы с вами немного отдохнем

Проводится физминутка «За покупками»

Цель: обеспечить активный отдых организму в процессе определенной учебной деятельности.

 Задачи:

- снятии усталости и напряжения,

- внесении эмоционального заряда,

- совершенствовании общей моторики,

- выработке четких движений во взаимосвязи с речью,

- стремиться воспитывать у детей чувство любви к спорту 

В жёлтой машинке Кататься я люблю Я в магазин заеду Бананы куплю Ля-ля-ля В магазин еду я В магазин я зайду Всё, что нужно мне найду Ля-ля-ля В магазин еду я В магазин я зайду Всё, что нужно мне найду В красной машинке Кататься я люблю Я в магазин заеду Яблоки куплю Ля-ля-ля В магазин еду я В магазине я зайду Всё, что нужно мне найду Ля-ля-ля В магазин еду я В магазин я зайду Всё, что нужно мне найду В зелёной машинке Кататься я люблю Я в магазин заеду Огурцы куплю Ля-ля-ля В магазин еду я В магазин я зайду Всё, что нужно мне найду Ля-ля-ля В магазин еду я В магазин я зайду Всё, что нужно мне найду В оранжевой машинке Кататься я люблю Я в магазин заеду Морковку куплю Ля-ля-ля В магазин еду я В магазин я зайду Всё, что нужно мне найду Ля-ля-ля В магазин еду я В магазин я зайду Всё, что нужно мне найду В синей машинке Кататься я люблю Я в магазин заеду Сливу куплю Ля-ля-ля В магазин еду я В магазин я зайду Всё, что нужно мне найду Ля-ля-ля В магазин еду я В магазин я зайду Всё, что нужно мне найду В коричневой машинке Кататься я люблю Я в магазин заеду Картофель куплю Ля-ля-ля В магазин еду я В магазин я зайду Всё, что нужно мне найду Ля-ля-ля В магазин еду я В магазин я зайду Всё, что нужно мне найду В розовой машинке Кататься я люблю Я в магазин заеду Конфеты куплю Ля-ля-ля В магазин еду я В магазин я зайду Всё, что нужно мне найду Ля-ля-ля В магазин еду я В магазин я зайду Всё, что нужно мне найду В фиолетовой машинке Кататься я люблю Я в магазин заеду Виноград куплю Ля-ля-ля В магазин еду я В магазин я зайду Всё, что нужно мне найду я-ля-ля В магазин еду я В магазин я зайду Всё, что нужно мне найду 

Воспитатель: ребята,  а у вас есть деньги?

Дети: нет

Воспитатель: а вы хотите их заработать?

Дети: да

Воспитатель: тогда я вам предлагаю поиграть в игру

Проводится дидактическая игра «Найди монеты»

Цель: развитие мелкой моторики.

Материал: манная крупа, монеты,  дидактический стол

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям найти в крупе спрятанные монеты.

Воспитатель: Молодцы ребята,  как много монет вы нашли!  Теперь предлагаю вам отправится в магазин за покупками

Проводится сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Цель: формирование элементарных представлений о финансовой грамотности, формирование знаний основных понятий: монета, касса, продавец, кошелёк, бумажная купюра, магазин, товар, покупки.

Задачи; 

Образовательные задачи

-учить детей словесно обозначать тему игры, свою роль, роль других детей, выполняемые игровые действия.

- приучать детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет;

- выполнять соответствующие игровые действия, находить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов;

- обогащать словарный запас.

- обогащать социально - игровой опыт детей (учить правильному взаимоотношению в игре).

Развивающие задачи:

- развивать умение использовать ролевую речь, устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог

- развивать интерес к игре;

- учить объединятся в группы в игре;

- знакомить детей с правилами поведения в магазине.

Воспитательные задачи:

- воспитывать уважение к труду взрослых

 Оборудования: мебель: полки и прилавок; одежда: фартук и шапочки;

атрибуты: касса, деньги, чек, ценники, муляжи фруктов,

кондитерские изделия, торты, хлебобулочные изделия, книги,

шляпы, одежда, таблички с названиями отделов магазина.

 Ход игры

Воспитатель: Ребята, вы все были в магазине?

Дети: Да, были!

Воспитатель: А, приходя в магазин, как нужно разговаривать?

Дети: Спокойно, вежливо.

Воспитатель: Да, правильно. В магазине нужно разговаривать вежливо. А какие вежливые слова мы с вами знаем?

Дети: (перечисляют): здравствуйте, пожалуйста, будьте добры, приходите еще, спасибо за покупку, до свидания и др.

Воспитатель: 

Уважаемые покупатели! Вас приветствует магазин «Золушка». В нашем магазине вы можете приобрести продукты, одежду и все необходимое для вас! Добро пожаловать в наш магазин! (Дети заходят, ходят по магазину, смотрят и выбирают необходимое.)

Воспитатель: В магазине вы найдете свежие фрукты, кондитерские изделия, разнообразные торты, большой выбор хлебобулочных изделий. В отделе «Книги» вам предложат самые интересные книги. В отделе «Одежда» вам помогут выбрать одежду п вашему размеру и вкусу.

 Отдел «Фрукты»

Покупатель: Здравствуйте!

Продавец: Здравствуйте!

Продавец: Что вы хотели?

Покупатель: Мне, пожалуйста, 1кг. апельсина.

Продавец: (взвешивает). Ровно 1кг. Возьмите, пожалуйста, и проходите в кассу.

Покупатель: Спасибо.

Продавец: Приходите еще!

 Отдел «Кондитерские изделия»

Покупатель: Здравствуйте!

Продавец: Здравствуйте! Что вы хотите? У нас есть печенье, конфеты, шоколадки, бублики.

Покупатель: Мне, пожалуйста. Шоколадные конфеты.

Продавец: Сколько вам?

Покупатель: Одну упаковку.

Продавец: Возьмите, пожалуйста.

Покупатель: Спасибо.

Продавец: Пройдите, пожалуйста, в кассу. Спасибо за покупку

.Отдел «Торты»

Покупатель: Здравствуйте.

Продавец: Здравствуйте! Что вы хотите купить? У нас много тортов, пироженых.

Покупатель: Мне, пожалуйста, бисквитный торт.

Продавец: Возьмите, пожалуйста. Пройдите в кассу.

Покупатель: Спасибо!

Продавец: Приходите еще.

 «Хлебобулочный» отдел

Покупатель: Здравствуйте!

Продавец: Здравствуйте! Что вы хотите купить? У нас есть треугольники, батоны, хлеб ржаной и др.

Покупатель: Мне, пожалуйста, буханку ржаного хлеба. Сколько стоит?

Продавец: Двадцать рублей. Возьмите, пожалуйста.

Покупатель: Спасибо.

Продавец: Пройдите в кассу. Спасибо за покупку!

 Отдел «Книги»

Покупатель: Здравствуйте!

Продавец: Здравствуйте! Какую книгу вы хотели купить? У нас много интересных книг.

Покупатель: Мне, пожалуйста, вот эту книгу. (показывает)

Продавец: Возьмите, пожалуйста. Пройдите в кассу. Спасибо за покупку.

Покупатель: Спасибо!

 Отдел «Шляпы»

Покупатель: Здравствуйте!

Продавец: Здравствуйте! У нас очень много шляп, разные по цвету. Выбирайте, пожалуйста.

Покупатель: Мне, пожалуйста, вот эту шляпу со звездочкой, малинового цвета.

Продавец: Возьмите, пожалуйста. Можете примерить. (Покупатель мерит.)

Покупатель: Мне понравилась шляпа. Я возьму эту шляпу.

Продавец: Спасибо за покупку. Пройдите, пожалуйста, в кассу.

Покупатель: Спасибо!

 Отдел «Одежда»

Покупатель: Здравствуйте!

Продавец: Здравствуйте! Что вы хотите купить? У нас очень много нарядных платьев. Они все разные, разного цвета, очень красивые.

Покупатель: (выбирает). Мне понравилось вот это платье.

Продавец: Возьмите, пожалуйста. Вот примерочная, можете примерить. (Покупатель примеряет платье.)

Покупатель: Мне понравилось платье, я возьму.

Продавец: Пройдите в кассу. Спасибо за покупку, приходите еще.

Покупатель: Спасибо!

Воспитатель: молодцы ребята!, мы с вами сегодня познакомились с деньгами: купюры и монеты. 

Воспитатель: где хранятся деньги?

Дети: в кошельке.

Воспитатель: для чего нужны деньги?

Дети: чтобы ходить за покупками!

Воспитатель: молодцы!

                                      


Автор(ы): Блинова Юлия Юрьевна
Приложения: