Деловая коммуникация

Горохова Юлия Викторовна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ средняя школа 376
Московского района Санкт-Петербурга

        В рамках проведения Дня открытых дверей в ГБОУ средняя школа 376 по направлению «Организация образовательной деятельности школы» был проведён мастер-класс на тему «Деловая коммуникация» учителем русского языка и литературы Гороховой Ю.В.

       Эпиграфом к мастер-классу являлось высказывание известного русского историка, заслуженного профессора Московского университета Василия Осиповича Ключевского «Есть люди, которые хорошо говорят, но плохо разговаривают». Действительно, любой человек, владеющий русским литературным языком, изменяет свою речь в зависимости от того, где он находится, с кем и о чём говорит. Речь делового человека- это прежде всего культурная речь, нормированная.

    Что такое деловое общение? Отличается ли оно от дружеского? Каковы цели, формы делового общения?  Во-первых, деловое общение — это общение в служебной и производственной сфере, которое направлено для достижения общих или индивидуальных целей.  Оно предполагает соблюдение этикетных норм, точность, лаконизм изложения. Во-вторых, цель делового общения — организация деятельности. 

      Особенно большую ценность имеет навык делового общения не только при стандартной бумажной деловой переписке, но и по электронной почте, а также в мессенджерах. Этика деловой коммуникации в электронной переписке всегда должна быть соблюдена. Каждое письмо – это наша визитная карточка и отражение деловой позиции, и существуют стандартные правила деловой переписки в электронной почте.

       В каждой организации есть своя электронная почта, которой должен пользоваться сотрудник. При регистрации электронной почты следует указать ФИО (фамилию, имя, отчество) должностного лица. Электронный адрес должен быть воспринимаемым на слух, служить решению деловых задач. Нельзя ни в коем случае использовать никнеймы и прозвища в качестве имен электронных адресов. Необходимо также учитывать, что при приветствии адресата недопустимо сокращать слова в обращении или указании адресата (например, «уважаемый» как «ув.») – таковы правила делового этикета. Нужно понять, что фраза «Доброго времени суток» не является корректной для того, кто пишет письмо в другой часовой пояс. Для первого обращения больше подойдет классическое «Здравствуйте, Иван!» или «Добрый день, Мария!». Оба варианта универсальны и подходят как для утра, дня, так и для вечера. Заканчивать письма в электронной почте тоже желательно с подписью, дающей получателю сведения об отправителе: фамилия, имя, отчество полностью, должность, адрес электронной почты, сайт организации, контактные телефоны для связи и другие открытые сведения. Иначе концовка «С приветом, Петя!», может свести на нет всё предыдущее содержание письма.

         В сфере деловой коммуникации самыми популярными мессенджерами для делового общения являются WhatsApp, Telegram, Viber. Это удобно, чтобы оперативно решать производственные вопросы. Главное, чтобы запросы и ответы в мессенджерах были короткими, четкими. При деловой переписке в мессенджерах существуют стандартные правила.  Во-первых, выражать мысли следует без лишних эмоций, так как эмоции в деловом общении отпугивают адресата, вводят его в заблуждение. Не стоит также увлекаться смайликами, стикерами и анимационными картинками. Нужно отказаться и от прописных букв (капслока) — они воспринимаются как слишком громкая речь и могут вызвать неприязнь. Во-вторых, не нужно разбивать фразы в предложении или словосочетании на отдельные сообщения. Ведь человек каждый раз будет получать новые уведомления. Собеседник лучше среагирует на одно сообщение, чем на несколько подряд, каждое из которых будет раздражать его своим звуковым сигналом. В-третьих, необходимо учитывать ограниченное время переписки.  По деловым вопросам во время общепринятого рабочего дня писать в мессенджеры следует примерно с 08:00 до 19:00. Конечно, могут возникать срочные важные вопросы, требующие немедленного рассмотрения. В-четвёртых, при соблюдении этикета деловой коммуникации недопустимы голосовые сообщения. Такие сообщения слушать неудобно, это требует лишних усилий и вызывает ненужное раздражение. В-пятых, необходимо избегать сленговых выражений или излишних сокращений слов. Безусловно, если сокращения «гендиректор» или «допсоглашение» — это литературная норма делового общения, то сообщение в виде «пжлст» или «очхор» могут вызывать недоумение и недовольство.

         В своей профессиональной деятельности человек придаёт значение и уделяет внимание каждому сообщению- тратит время на то, чтобы понять суть написанного и что на него ответить. На мой взгляд, именно деловая коммуникация позволит повысить качество взаимодействия между участниками образовательного процесса.

Список цитируемой литературы:

1.Научный журнал «Фундаментальные исследования». – 2016. – № 9.

2.Журнал «Проблемы педагогики». Издательство ООО «Олимп».- 2018.

 


Автор(ы): Горохова Юлия Викторовна
Приложения: