Основные понятия психологии воспитания

Джамалутдинова Айгюль Меджидовна

Психолого-педагогические знания нужны каждому человеку, без них невозможно жить среди людей, воспитывать детей, трудиться в коллективе и заниматься профессиональной педагогической деятельностью

Огромный вклад в развитие психолого-педагогических знаний внесли древнегреческие ученые. Даже слова «педагогика» и «психология», используемые в русском языке, греческого происхождения. Педагог дословно переводится как детоводитель («пайдос» – дитя, «аго» – вести). Педагогом называли раба, который брал за руку ребенка и сопровождал его в школу. Постепенно слово «педагог» стало употребляться в более широком смысле – для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т.е. заниматься воспитанием, обучением, развитием..

Психология и педагогика изучают такие проблемы, как сущность воспитания, психолого-педагогические закономерности, тенденции, перспективы развития, разрабатывают теории и технологии воспитания, определяют принципы, содержание, формы, методы воспитания. Наряду с категорией «воспитание», «перевоспитание» и «самовоспитание».

Перевоспитание– это изменение у человека неправильно сложившихся взглядов, убеждений, поведения. В отечественной педагогике большой вклад в разработку теоретических основ воспитания внес А. С. Макаренко. Он писал, что перевоспитание всегда связано с трудностями, поэтому лучше сразу правильно воспитывать, чем потом перевоспитывать.

Воспитание является объектом изучения как педагогики, так и психологии. Предметом изучения педагогики является содержание воспитательного процесса, его организация, методы, приёмы, формы. В отличие от педагогики предметом изучения психологии воспитания является изучение психологической сущности воспитательного процесса, его влияния на развитие личности.

Внимание педагогики сосредоточено на формах и методах воспитания, а психологии на особенностях взаимодействия воспитательных мер с психологическими и личностными особенностями детей. Однако при этом цели и задачи педагогики и психологии едины: это развитие личности ребёнка. 

Психология воспитания – это особая отрасль педагогической психологии, которая исследует внутреннюю психологическую сущность воспитательного процесса, психологические механизмы воспитания. 

Под психологическими средствами воздействия на личность (в узком смысле слова) мы понимаем действия, предпринимаемые воспитателем, направленные на изменение личности воспитуемого. К ним относят всевозможные виды научения, которые связаны с формированием поступков человека, убеждение, внушение, изменение социальных установок, преобразование когнитивной сферы, а также психотерапию, социально-психологический тренинг и другие виды психологической коррекции.

Основной целью психологии воспитания является раскрытие психологических механизмов воспитания, которое невозможно без понимания источников и условий развития ребенка, становления его личности.
Влияние учителя на учеников целенаправленно и регулируемо осуществляется путем использования механизмов: убеждения, внушения, подражания.

Задачами психологии воспитания являются: выявление закономерностей и механизмов возникновения новых форм поведения, свойств личности, способностей; 

изучение воспитательных воздействий различных видов деятельности;

определение специфики воспитания на разных этапах социализации;

выявление преимуществ в плане формирования личности отдельных воспитательных воздействий;

определение возможностей проектирования развития личности растущего человека;

изучение условий эффективного взаимодействия личности и коллектива;

определение возможностей семейного воспитания

Психология воспитания рассматривает воспитание как процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, выступающих как субъекты, проявляющие свою индивидуальность, неповторимость, избирательность. Воспитание – это всегда диалог. И жизнь – тоже диалог. Жить – значит участвовать в диалоге – вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться.

Воспитание – не однонаправленный процесс от воспитателя к воспитаннику, а сотворчество, совместная выработка позиций, взглядов, отношений, форм сотрудничества и т.д. В этом взаимодействии развиваются и совершенствуются обе стороны. Взаимодействие невозможно без взаимного доверия

Воспитание рассматривается как целостное воздействие всей образовательной среды, хотя в аналитических и педагогических целях оно дифференцируется на нравственное, эстетическое, трудовое, физическое и т.д.

В широком смысле слова под средствами воспитания понимают способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди (воспитатели) воздействуют на других людей (воспитанников) с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения.

Результатом воспитания выступают воспитанность и воспитуемость. Воспитанность есть согласованность между знанием, убеждением и поведением ученика. Она включает следующие компоненты:

а) запас нравственных знаний ученика (о нормах поведения и об отношении к обществу, к труду, к другому человеку, к себе);

б) нравственные убеждения (как ученик принимает эти нравственные нормы для себя лично – его смыслы, мотивы, ценности), то есть личностное пристрастное отношение к нравственным знаниям, которые далеко не всегда переходят в убеждения, а могут существовать параллельно;

в) реальное нравственное поведение (как ребенок воплощает нравственные знания и убеждения в своем поведении).

 Понятие «воспитание» связано и в то же время отличается от понятий «становление», «формирование», «социализация». Социализация — процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе которого человек усваивает социальный опыт, избирательно вводит в свою систему поведения такие нормы и правила поведения, которые приняты в данном обществе или социальной группе. Становление — термин, отражающий достижение ребенком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно жить в обществе, самостоятельно выстраивать свое поведение, осознавать свои отношения с миром и производить относительно устойчивый ценностный выбор. Формирование личности — процесс изменения личности в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью, появления физических и социально-психологических новообразований в структуре личности.

Психология воспитания – это особая отрасль педагогической психологии, которая исследует внутреннюю психологическую сущность воспитательного процесса, психологические механизмы воспитания. 

Основной целью психологии воспитания является раскрытие психологических механизмов воспитания, которое невозможно без понимания источников и условий развития ребенка, становления его личности.
Влияние учителя на учеников целенаправленно и регулируемо осуществляется путем использования механизмов: убеждения, внушения, подражания.

Убеждения - теоретически обоснованные (логические) приемы, с помощью которых определенная информация, сообщаемая, органично вплетается в сферу интересов школьников.

Цель убеждения состоит в том, чтобы подвести детей не только к пониманию некоторых положений, но и к внутреннему их принятию.

Внушение (суггестия) - происходит воздействие, прежде всего, на чувства, а через них - на разум и волю личности, вследствие чего восприятие информации из определенного источника достаточно некритическое. Внушаемость присуща школьникам любого возраста, но чем и младше ребенок, тем легче он подвергнется ей.

Типичным примером внушения является обращение учителя к определенному авторитетному историческому источнику, юридическому документу, ссылке на популярное лицо и т.п., когда ученики воспринимают ту или иную информацию как вполне надежную. Поскольку транслятором этой информации является учитель, которому доверяют, эффект внушаемости все более возрастает.

Подражание - может происходить как невольно, так и произвольно.

1. Раскрыть психологические и личностные особенности и возможности каждого возрастного этапа, учёт которых позволит максимально развивать личность в каждом возрасте.

2. Выявление качественных сдвигов в развитии личности ребёнка под влиянием воспитания.

3. Изучение процесса формирования мотивационно-потребностной сферы˸ потребностей и мотивов, под влиянием которых складываются черты характера, привычки, развивающиеся под воздействием воспитания и обучения.

4. Выяснение оптимальных с точки зрения целей воспитания условий педагогического воздействия.

5. Особенности современной ситуации детства требуют постановки актуальной задачи психологии воспитания, которую определила В.В. Абраменкова. Изучая детскую картину мира, систему отношений ребёнка с миром. Она говорит о том, что «устранение негативных факторов современной социальной ситуации развития детства возможно на путях гуманизации (уважение к людям, забота о них) прежде всего отношений взрослого сообщества к миру детства, в обеспечении особого (одухотворённого) пространства детской жизни. Это даст ребёнку защиту от негативного влияния агрессивной среды, повысит уровень его психоэмоционального благополучия и нравственно-духовного здоровья… Гармонизация связей личности с миром является условием полноценного взросления… и критерием его личностного развития.»

        В перечень основных понятий психологии воспитания включены компоненты процесса воспитания: цели – противоречия – закономерности – принципы – методы – формы – контроль – оценка результата.


Автор(ы): Джамалутдинова Айгюль Меджидовна
Приложения: