Воспитание является объектом изучения как педагогики, так и психологии. Предметом изучения педагогики является содержание воспитательного процесса, его организация, методы, приёмы, формы. В отличие от педагогики предметом изучения психологии воспитания является изучение психологической сущности воспитательного процесса, его влияния на развитие личности человека. 
Внимание педагогики сосредоточено на формах и методах воспитания, а психологии на особенностях взаимодействия воспитательных мер с психологическими и личностными особенностями детей. Однако при этом цели и задачи педагогики и психологии едины: это развитие личности ребёнка. 
Психология воспитания – это особая отрасль педагогической психологии, которая исследует внутреннюю психологическую сущность воспитательного процесса, психологические механизмы воспитания. 
Основной целью психологии воспитания является раскрытие психологических механизмов воспитания, которое невозможно без понимания источников и условий развития ребенка, становления его личности.
Влияние воспитателя на детей целенаправленно и регулируемо осуществляется путем использования механизмов: убеждения, внушения, подражания. 
Убеждения - теоретически обоснованные (логические) приемы, с помощью которых определенная информация, сообщаемая, органично вплетается в сферу интересов дошкольников.
Цель убеждения состоит в том, чтобы подвести детей не только к пониманию некоторых положений, но и к внутреннему их принятию.

Внушение (суггестия) - происходит воздействие, прежде всего, на чувства, а через них - на разум и волю личности, вследствие чего восприятие информации из определенного источника достаточно некритическое. Внушаемость присуща дошкольникам любого возраста, но чем и младше ребенок, тем легче он подвергнется ей. 
Типичным примером внушения является обращение воспитателя к определенному авторитетному историческому источнику, юридическому документу, ссылке на популярное лицо и т.п., когда дошкольники воспринимают ту или иную информацию как вполне надежную. Поскольку транслятором этой информации является воспитатель, которому доверяют, эффект внушаемости все более возрастает. 
Подражание - может происходить как невольно, так и произвольно.
В соответствии с этими задачами формулируются следующие принципы психологии воспитания:

1. Раскрыть психологические и личностные особенности и возможности каждого возрастного этапа, учёт которых позволит максимально развивать личность в каждом возрасте.

2. Выявление качественных сдвигов в развитии личности ребёнка под влиянием воспитания.

3. Изучение процесса формирования мотивационно-потребностной сферы˸ потребностей и мотивов, под влиянием которых складываются черты характера, привычки, развивающиеся под воздействием воспитания и обучения.

4. Выяснение оптимальных с точки зрения целей воспитания условий педагогического воздействия.

5. Особенности современной ситуации детства требуют постановки актуальной задачи психологии воспитания, которую определила В.В. Абраменкова. Изучая детскую картину мира, систему отношений ребёнка с миром. Она говорит о том, что «устранение негативных факторов современной социальной ситуации развития детства возможно на путях гуманизации (уважение к людям, забота о них) прежде всего отношений взрослого сообщества к миру детства, в обеспечении особого (одухотворённого) пространства детской жизни. Это даст ребёнку защиту от негативного влияния агрессивной среды, повысит уровень его психоэмоционального благополучия и нравственно-духовного здоровья… Гармонизация связей личности с миром является условием полноценного взросления… и критерием его личностного развития.»

В соответствии с этими задачами формулируются следующие принципы психологии воспитания:

Учёт возможных последствий тех или иных воспитательных воздействий.  Так, например, в раннем детстве ребёнок для нормального развития нуждается в одобрении со стороны взрослого, отсутствие одобрения, в случае если ребёнок в нем нуждается, может привести к страху и чувству незащищённости.

Воспитательные воздействия должны быть всегда согласованны с особенностями внутреннего мира ребёнка и обстоятельствами, в которых он находится. Примером успешного следования этому принципу может послужить молодая учительница из к/ф «Доброта» (роль учительницы исполняет Т. Сёмина). Она пытается понять поведение сложного, агрессивного подростка. Идёт к нему домой и выясняет, что ситуация в которой находиться мальчик (его со старой бабушкой бросила мать) провоцирует такое вызывающее поведение. Учёт семейной ситуации заставляет директора школы по-иному взглянуть на мальчика.

Наказание должно быть для исправления, а не для возмездия. Примером нарушения этого принципа, когда наказание было возмездием, может служить несчастный случай суицида 12 летнего подростка из Санкт-Петербурга, который оставил после себя записку, обвиняющую учительницу в его смерти. Поводом к этой драме послужило то обстоятельство, что мальчик не сдал деньги на ремонт школы (в семье была сложная материальная ситуация). Учительница заставила его в качестве наказания убирать класс. Не были учтены ни возрастные, ни личностные особенности мальчика, ни особенности семейной ситуации в которой находился подросток.

Развитие потребностей соответствующих здоровой части души˸ потребность в труде, помощи, терпении и других добродетелей. 
Проявлять же сочувствие негативным потребностям и желаниям, как это делают многие современные родители, значит поддерживать и закреплять их. «Хочу это … купи … ааааа!» - мамы в растерянности. А дети требует настойчиво, с полной уверенностью в том, что все его желания непременно должны быть удовлетворены. Эта уверенность детей передаётся и родителям, которые конечно немного смущаются, но вместе с тем полагают, что жить нужно ни в чём себе (а тем более детям) не отказывая, получать от жизни максимум удовольствия. А иначе, зачем жить? Да и вообще все так живут? Если задача родительского долга сводиться к удовлетворению потребностей детей, то у детей формируется потребительская установка. Когда потребление становиться основным в жизни, тогда вытесняются человеческие потребности другого рода, которые должны быть взращены воспитанием

Воспитание примером способом жизни, укладом семьи.

Надо развивать четкое представление о добре и зле, также развивать эмоционально положительном отношении к добру


Автор(ы): Исаева Вафа Октаи-кызы
Приложения: