Воспитание звуковой культуры речи-ведущая задача речевого развития  в младшем и среднем дошкольном возрасте

Сабсай Елена Леонидовна, ГБДОУ детский сад № 54 комбинированного вида Красносельского района СПб, учитель-логопед

Важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является их уровень речевого развития. Сначала ребенок осваивает звуковую речь, на основе которой позже развивается лексическая, грамматическая, а затем и связная речь. Многие специалисты подчеркивают неразрывную связь развития звуковой культуры речи с подготовкой к усвоению грамоты. Очевидна важность ранней пропедевтической (подготовительной) работы с детьми. Исправить недостатки звукопроизношения           в более старшем возрасте, когда уже достаточно сформирован характер, значительно труднее, чем предупредить их на ранних стадиях развития ребенка. 

Система игр и занятий с детьми должна быть построена на разнообразном    практическом материале в соответствии со следующими положениями:

1.  При определении последовательности работы с детьми учитывается степень  трудности артикуляции звуков, а также возрастные особенности усвоения.  В младших группах отрабатывают наиболее простые гласные и согласные звуки. В средних осваивают произношение звуков, наиболее трудных                           по артикуляции (свистящих, шипящих и сонорных). В группах старшего дошкольного возраста             основное внимание уделяется дифференциации часто смешиваемых звуков, а также подготовке детей        к обучению грамоте.

2.  Работа по воспитанию звуковой культуры речи планируется с учетом всех ее   компонентов: речевого дыхания, слухового восприятия, развития артикуляционного аппарата, интонационной выразительности и др.

3.   Каждый новый звук целесообразно отрабатывать на занятии, целиком посвященном этой задаче, затем следует закрепить его произношение. Таким образом, предусматривается взаимосвязь работы над звуком на занятии и вне их. Работа по развитию звуковой культуры речи очень важна и нужна. Если ребенок научится правильно произносить все звуки родного языка и у него будет развит фонематический слух, это станет залогом успешного обучения в школе и грамотного письма, а также предохранит от таких распространенных ошибок, как пропуск, перестановка  и замена букв в словах.

Овладение звуковой стороной языка включает два взаимосвязанных процесса: формирование у ребенка восприятия звуков языка (фонематический слух), и формирование произнесения звуков речи.

Фонетические наблюдения детей над артикуляцией создают основу не только для формирования речевого слуха, но и для развития культуры устной речи  в ее произносительном аспекте. Изучение грамматики живого, произносимого языка приучает детей к наблюдению над собственным языком: понимая значение слова, они связывают его со звуками, составляющими это слово. Отсюда начинаются наблюдения над произношением слова, явлением чередования гласных и согласных; дети начинают   задумываться над ролью ударения в русском языке, значением интонации.

Работа над звуковой стороной речи с детьми дошкольного возраста включает  упражнения по усвоению элементов фонетики. В построении высказывания чрезвычайно важна роль каждого элемента звуковой культуры речи, особую роль при этом играет   интонационная характеристика произносимой речи.

Особой грамматической интонацией – законченности, пояснения, разделения, перечисления – обладает предложение. Важную роль играют интонации повествовательная, вопросительная, восклицательная и побудительная. Экспрессивную интонацию предложение приобретает только в целом высказывании. Интонация передает не только содержание  высказывания, но и его эмоциональные особенности.

В педагогических исследованиях подчеркивается, что в период дошкольного детства у ребенка интенсивно развивается интонационная сторона речи, одновременно развивается его речевой слух – ощущение высоты тона, силы звука, чувство тембра и ритма.

Ознакомление детей со звуковой стороной слова можно связать с развитием диалогической и монологической речи. В играх и упражнениях, которые демонстрируют ребенку линейность речи, помогают осознать звуковую окраску слова и точно употреблять термины звук, слово, предложение, активизируется словарь ребенка, совершенствуется его грамматический строй и связная речь. Постепенно дети переходят от простого называния предметов к образному описанию, учатся сравнивать явления и составлять рассказы и сказки. Работа со звучащим словом наталкивает ребенка           на экспериментирование,  самостоятельную ориентировку в явлениях языка и речи, а это заставляет его думать над словом. Все эти умения необходимы ребенку в словесном творчестве.

Среди общих характеристик звуковой культуры речи внимание исследователей привлекал такой показатель, как темп, который имеет самое непосредственное отношение к развитию произносимой речи. Был сделан вывод о том, что темп речи взрослых имеет немаловажное значение для точного и правильного восприятия и понимания речи детьми дошкольного возраста.

Овладевая звуковыми средствами языка, ребенок опирается на речевой слух (способность слышать, распознавать фонологические средства языка). Прежде всего, он усваивает линейные звуковые единицы, которые обладают самостоятельной протяженностью, следуют один за другим. Одновременно с ними выступают просодические средства: словесное ударение, интонация.

Звуковая культура предполагает два основных направления работы:

  • ·                     развитие речедвигательного аппарата;
  • ·                     формирование и совершенствование восприятия речи.

Воспитание звуковой культуры речи предполагает:

  1. Формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего                   необходимо развитие речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата.
  2. Воспитание орфоэпически правильной речи, т.е. умения говорить согласно нормам литературного произношения.
  3. Формирование выразительности речи, т.е. владение средствами речевой                                     выразительности, что предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом,               ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями.
  4. Выработка дикции, т.е. отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова                               в отдельности, а также фразы в целом.
  5. Воспитание культуры речевого общения как части речевого этикета.

Автор(ы): Сабсай Елена Леонидовна
Приложения: