Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №32 Петроградского района Санкт - Петербурга

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию

"Мир вокруг нас"
 с детьми подготовительной к школе группы
«Явления природы»

 

 

 

воспитатель: Баландина А.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

 2023

Цель: расширение и углубление представлений детей о явлениях природы.

Задачи:

Образовательные

·           Расширять кругозор старших дошкольников на примере знакомства с явлениями природы;

·            Формировать представления детей о явлениях природы в соответствии с сезонными изменениями;

·           Закреплять умение детей применять полученные знания на практике: сопоставлять явления природы с временами года (сезонами).

Развивающие

·           Активизировать словарный запас за счет новых слов (метеорологи, сезоны, термометр);

·           Стимулировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;

·           Развивать память, внимание, образное и ассоциативное мышление.

Воспитательные

·           Воспитывать интерес к изучению природы;

·           Развивать желание любоваться красивыми явлениями природы, беречь и охранять природу;

·           Формировать эстетическое восприятие природы.

Образовательные технологии:

Познавательно-исследовательская деятельность

·           Проведение практической работы

·           ИКТ-технологии

Материально-техническое оснащение:

·           Интерактивная доска, проектор, ноутбук, колонки;

·           Видео «Метеоролог», «Явления природы – это…»;

·           Карточки с изображением явлений природы (маленькие, большие);

·           Кармашки с сезонами (временами года);

·           Рабочие листы метеорологов. 

Ход занятия

        I.            Вводная часть:

Дети заходят в группу, воспитатель встречает детей.

-        Здравствуйте, ребята. Подходите ко мне, доставайте из мешочка карточку. Занимайте места согласно вашим карточкам (на столах стоят карточки с изображениями явлений природы, соответствующие карточки дети вытянули из мешочка и заняли соответствующие места).

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг … (природа).

-        Вы абсолютно правы! Какие вы умные и сообразительные. Давайте, скорее узнаем тему нашего занятия. Для этого посмотрите на карточки, которые вы вытянули из мешочка. Назовите, что изображено на ваших карточках (каждая группа по-очереди называет, что изображено у них на карточках).

-        Как одним обобщающим словом можно назвать все ваши изображения. (Явления природы). 

-        Верно, это и будет темой нашего занятия.

-        А знаете, как называется профессия людей, которые занимаются изучением явлений природы? (Нет).

-        Это метеорологи. Давайте посмотрим видеоролик и узнаем об этой профессии более подробно. 

Просмотр видеоролика.

-          Сегодня мы с вами будем метеорологами. Для этого получите специальную одежду, бейджики.

Получают халаты и бейджики.

    II.            Основная часть:

-        Итак, уважаемые метеорологи, сегодня на повестке дня изучение темы «Явления природы». Для этого у каждого из вас есть листы метеорологов. В них мы будем делать записи.

Каждый получает лист с планом работы.

-        Посмотрите на 1 пункт плана. Как вы думаете, что здесь зашифровано, что нам нужно узнать? (Необходимо узнать, что такое явления природы).

-        Чтобы узнать, что такое явления природы мы посмотрим обучающие видео.

Просмотр видео «Явления природы – это…»

-         Кто внимательно смотрел видео и может сказать, что же такое явления природы? (Явления природы – это любые изменения, происходящие в природе).

-        Молодец, верно.

-        Мы выполнили 1 пункт плана, давайте отметим это в наших листах. Поставьте галочку в квадратике напротив 1 пункта.

-        Переходим ко второму пункту плана. Нам необходимо узнать, какие явления природы существуют в природе.

-        У каждой группы есть карточки с явлениями природы ваша задача рассмотреть их и дать каждому явлению название. На обсуждение у вас есть 3 минуты, я запускаю таймер. После сигнала мы все вместе проверим и обсудим.

Работа в парах

-        Давайте, проверим. Каждая команда выходит в центр, показывает иллюстрацию и говорит название данного явления природы.

Представление результатов парной работы.

-        Мы выполнили 2 пункт плана. Давайте отметим его галочкой.

-        Переходим к 3 пункту. Кто догадался, что необходимо сделать? (Распределить явления природы по временам года).

-        Ребята, оказывается явления природы связаны с временами года. Времена года иначе мы называем сезонами. Поэтому и явления природы можно назвать сезонными. Для каждого сезона характерны свои изменения.

-        Чтобы распределить явления природы по сезонам, мы поработаем в группах. У вас есть карточки изображением явлений природы, я выдаю 4 кармашка, каждый кармашек это время года, распределите явления природы в соответствии с сезоном, в который это явление природы можно встретить. Время работы 3 минуты, после сигнала проверим, что получилось.

Работа в группах

-        Время работы закончилось. Давайте проверим.

Проверка результатов групповой работы.

-        Мы выполнили 3 пункт плана, отметим его галочкой.

-        Мы стали настоящими специалистами в области метеорологии. И сейчас у нас будет очень ответственное задание. Мы выполним практическую работу.

-        Для проведения работы нам необходимо: 1 стакан с холодной водой, 1 стакан с горячей водой, термометр – прибор для измерения температуры.

Проведение практической работы.

-         Подойдите ко мне и встаньте вокруг экспериментального столика. Давайте измерим температуру в наших стаканах.

-        Сначала опустим термометр в стакан с холодной водой. Посмотрите на шкалу, давайте запомним значение на ней.

-         Теперь опустим термометр в стакан с горячей водой. Посмотрите на шкалу, давайте запомним значение.

-        Теперь снова опустим в стакан с холодной водой. Посмотрите на шкалу.

-        Сделаем вывод: при нахождении в холодной воду значение на термометре уменьшается, а при нахождении в горячей воде значение повышается.

-        Садитесь на свои места.

-        Изменение температуры воды тоже зависит от времени года (сезона). Летом вода в водоемах теплая, а зимой становится холодной.

 III.            Заключительная часть:

-        Все поставленные задачи выполнены. Вы показали себя, как отличные специалисты. Давайте обратим внимание на лестницу успеха на обратной стороне ваших листов. Верхняя ступенька – это ведущий метеоролог, человек, который сегодня на занятии активно работал, выполнял все задания, не делал ошибок, не отвлекался и всё запомнил. Средняя ступенька – это старший метеоролог, человек, который на занятии активно работал, выполнял все задания, не отвлекался, но у него были маленькие ошибки и он не всё запомнил. Нижняя ступенька - это младший метеоролог, человек, который на занятии не работал, отвлекался и ничего не запомнил. Поставьте себя на соответствующую ступеньку.

Расставляют галочки на ступеньки.

-        Наше занятие подошло к концу. Спасибо за работу.


Автор(ы): Баландина Анастасия Юрьевна
Приложения: