Несмотря на то, что само слово «волонтер» возникло только в середине XVIII века, люди во всем мире с давних времен помогали друг другу справляться с трудностями. Как и сейчас, без всесторонней помощи не могли обойтись старики, люди, страдающие от различных недугов, и конечно дети, оставшиеся без попечения родителей - дети-сироты.

Реформа учреждений для детей сирот, запущенная с принятием в 2015 году Постановления правительства РФ № 481 от 24.05.2014, направлена на то, чтобы максимально приблизить условия жизни ребенка в детском доме к условиям жизни в семье: предусмотрены и уменьшение размера групп, и большая стабильность состава окружающих ребенка взрослых, и приближение образа жизни ребенка в учреждении к таковому в семье. Вместе с тем, силами сотрудников учреждения почти невозможно дать ребенку необходимый объем индивидуального внимания неравнодушного к нему взрослого, удовлетворить все индивидуальные потребности ребенка, и здесь могут помочь волонтеры. Участие волонтеров также не делает жизнь в детском доме равно подходящей ребенку, как жизнь в семье, но повышает качество жизни ребенка здесь и сейчас и улучшает его жизненные перспективы.

“Взаимодействие организации для детей-сирот с негосударственными некоммерческими, в том числе общественными и религиозными, организациями, благотворительными фондами, а также отдельными гражданами - добровольцами (волонтерами) осуществляется в целях реализации мероприятий, направленных на профилактику социального сиротства и совершенствование организации деятельности по воспитанию, обучению, обеспечению сопровождения детей в случае оказания детям медицинской помощи, развитию и социальной адаптации детей, подготовке к самостоятельной жизни и оказанию детям юридической помощи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации” (п.58 Постановления правительства РФ № 481 от 24.05.2014)

Многолетний опыт показывает, что участие волонтеров в жизни детей и подростков, живущих в детских домах, а также и молодых взрослых – выпускников таких учреждений, приводит к следующим положительным изменениям: • Повышение общего эмоционального благополучия • Расширение запаса знаний и навыков • Повышение активности и самостоятельности • Улучшение навыков социального взаимодействия • Повышение шансов на получение образования и трудоустройство • Повышение шансов на семейное устройство или успешное создание собственной семьи Задача волонтеров – дать детям опыт такого общения со взрослыми, которое, насколько это возможно, компенсирует отсутствие близких взрослых в их жизни. За последние 20 лет

В Центре созданы благоприятные условия для личностного развития детей не только через государственную поддержку, но и организацию различных форм социального партнерства. Социальное партнерство-это одна из форм оказания помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей. Социальное партнерство способствует обеспечению социально-психологических условий вхождения воспитанников Центра в общество. Кураторство, наставничество, спонсорство не столько материальное, сколько моральное помогает готовить детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни вне Центра, создавать условия для «мягкого старта» во взрослую жизнь. Как говорится: «Один в поле не воин», поэтому мы стараемся привлекать организации, учреждения, молодежные объединения, просто неравнодушных людей.

 Для адаптации детей-сирот в обществе есть несколько путей. Среди них – вовлечение самих ребят в добровольческую, волонтерскую деятельность. Через сострадание, сопереживание к другому человеку, учить добру, помогать находить выход из сложных ситуаций

Еще одно направление, которое может помочь детям – участие воспитанников в совместных мероприятиях для всех детей школьного возраста.

 Организация мероприятий по профессиональной подготовке детей, обучение, либо посещение различных производств, знакомство с профессиями.

Такой подход поможет ребенку определиться со специализацией, получить начальные навыки труда.

Мы стараемся использовать все пути для вхождения наших воспитанников в этот непростой взрослый мир.

 

Данная работа ведется в различных направлениях:

 

 В настоящее время заключено 16 договоров с НКО, договора с учреждениями района и города.

1.Содействие в организации дополнительного образования, развивающей деятельности, досуга воспитанников.

С учётом пожеланий воспитанников   организована работа в системе дополнительного образования по следующим направленностям:

§ Физкультурно-спортивное

§ Художественно-эстетическое

§ Социально-педагогическое

§ Научно-техническое

По каждому из направлений проводится большая работа, направленная на развитие субъектного опыта ребенка.

 

Не секрет, что потенциал каждого ребенка огромен, и то, как он будет реализован, зависит от множества внешних факторов. 

Проблема доступности дополнительного образования особенно остро стоит перед детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, и проект “Настоящее будущее” Благотворительной организации “Мята” направлен на решение именно этой проблемы.

Благотворительная организация “Мята” с 2014 года реализует проект “Настоящее будущее”, в рамках которого тьюторы-волонтеры занимаются комплексной поддержкой ребят. Суть проекта проста: помочь ребенку в его индивидуальном развитии. Тьюторы водят ребят на кружки и секции в частном порядке. Помогают адаптироваться в новом коллективе в частности и в нашем с вами мире в целом. Это нормальная конкурентная среда, в которой растут все дети и которая недоступна детям-сиротам. Помимо этого в рамках проекта ребята могут проводить с тьюторами и свое свободное время: ходить в кино и театры, гулять по городу и вообще делать, то, что интересно конкретной паре тьютор-ребенок. И это не только про развлечения, но и про возможность выбора, которая неизбежно влечет за собой повышение уровня ответственности и самостоятельности. Также зачастую уровень школьного образования детей-сирот значительно ниже уровня детей, растущих в семье. И над этим проект тоже работает, подбирая для каждого ребенка волонтера-репетитора для разбора программы и подготовки к экзаменам. В течение учебного года волонтеры-тьюторы сопровождали детей: водили их на кружки и секции (рок-школа , программирование, ми-футболл) помогали им с адаптацией  в новом коллективе и социализацией вне стен учреждения. При поддержке волонтеров-репетиторов ребятам удалось повысить свой уровень знаний по школьной программе и успешно закончить учебный год. Всё это положительно сказывается на самооценке и самовосприятии детей.

Ø  Продолжается сотрудничество с Региональным общественным движением «Петербургские родители», которое оказывает помощь в организации досуга воспитанников.  Разрабатываются и проводятся мастер-классы по социальной адаптации детей посредством их занятий творчеством. (изготовление открыток, сувениров к праздникам, мыловарение, декупаж, валяние и др.), поздравление с днями рождения и др.

Ø  Развивается сотрудничество с БФ «Дубок» организовал экскурсии воспитанников на ООО «Кока-кола», военно-морской музей, Экскурсию в Гатчинский парк, Кронштадт.

Ø  БФ «Добродушие» организовал поездку на Кировский завод, аква-парк , накаток в Новой Голландии, Севкабельпорт, в театры БФ «Добродушие» организовала занятия по мини-футболу с командой «Питер 04».

Ø  Некоммерческое Партнерство «Творческие Мастерские «Живица» участие воспитанников с особыми потребностями в дрампроекте «Время жить».

Ø   БФ «Дети+» экскурсия по рекам и канал Санкт-Петербурга.

Ø  БФ «Мята» экскурсия в веревочный парк. занятия в рок-клубе. программировании

Ø  БФ «Возрождение» продолжает проекты «День именинника», «Домашняя кухня», реализация которых способствует получению социально-бытовых навыков самостоятельного проживания, сплочению детского коллектива.. Воспитанники сами выбирают подарки в магазинах, приглашают на день рождения своих друзей. БФ «Возрождение» поддерживает еще один проект «Семейный очаг» Воспитанники на выделенные средства покупают продукты, сами решают, что будут готовить    и готовят различные блюда.

2. Профориентация.

Ø Организация экскурсий на предприятия, в учреждения и организации г. Санкт-Петербурга:. ООО СТО-ГАЗ, АО «Тракторный завод», Кировский завод, ООО  «Балтийская жемчужина»

Ø Участие в профориентационном проекте Благотворительной общественная организация «Пристань» Творческий центр

Ø С 2018 года заключены соглашения с БФ «Будущие лидеры».  Занятия Проекта «ПАЗЛ» (профессионализм, адаптация, знания, лидерство), которые посещают старшие воспитанники, способствуют повышению правовой грамотности детей, их адаптации в обществе, социальной ориентации, организации досуга детей. Направление обучения в сфере программирования - «Запрограммируй себя на успех» («Фонд поддержки талантливой молодежи «Будущие лидеры»).  Производственная стажировка. Участие воспитанников в многопрофильном образовательном курсе в строительной сфере – «Строительное дело», по программе которого ребята проходят обучение на базе СПб ГБПОУ «Колледж метростроя» по направлению: каменная кладка. Михайлов А., Кордюков Ф. получили рабочие специальности.

Ø День открытых дверей Колледж Метростроя, Охтинский колледж.

Ø БФ «Старшие братья. Старшие сестры», начали работу по профориентации старших воспитанников в совместных играх, презентациях с наставниками.

3.      Военно-патриотическое воспитание.

Для успешных решений гражданско-патриотических задач налажена связь с обществом ветеранов «Жители блокадного город». Ветераны частые гости нашего дом. Вечер памяти «Мы помним о Вас…», Конкурс плакатов «Буду в армии служить, буду Родину любить..!» Посещение  памятных мемориалов на Южном рубеже обороны и возложения цветов. Была проведена  автобусная экскурсия «Дорогой подвига, дорогой Победы» Очень эмоционально прошел праздник   «Солнце  Победы». Дети читали стихи, исполняли песни, участвовали в конкурсах и викторинах. Совместно с ветеранами участвовали в общественно-значимых мероприятиях, памятных датах: День начало блокады Ленинграда, 27 января- День полного освобождения Ленинграда от блокады, День защитника отечества, День Победы. Ко Дню начала блокады - 8 сентября, день полного снятия блокады, была проведена автобусная экскурсия «Был город - фронт, была блокада…». Дети возлагали цветы к памятнику «Блокадный трамвай», мемориалу «Пулковские высоты», проведен вечер памяти «Никто не забыт, ничто не забыто». В праздничные дни Победы был проведен вечер «Ликуй, Победа». Совместно с Молодой гвардией проведена интерактивная экскурсия «Их именами названы».

  4.    Наставничество

«Наставничество» – подготовка к выпуску из учреждения и социальная адаптация детей-сирот старшего школьного возраста без особенностей развития. Старшие подростки сталкиваются с множеством проблем, находясь на пороге самостоятельной жизни, вместе с тем мало могут рассчитывать на семейное устройство. Главная задача волонтера – установить и поддержать доверительные, партнерские отношения с подростком. Уважительное отношение к подростку, его мнению, праву выбора – основной принцип. Подростки участвуют в программе только добровольно: представитель фонда или сотрудник учреждения рассказывает подростку о том, кто такие волонтерынаставники, как строится общение с ними, на основании полученной информации подросток принимает решение об участии. Участие волонтера-наставника в жизни подопечного весьма многообразно. Наставник помогает подростку лучше понимать других людей и себя, учит более осознанно относиться к своей жизни. Нередко наставникам приходится помогать подопечным решать практические задачи, связанные с учебой и получением квартиры. Бывает, что помощь наставника нужна в принятии решений о будущем (например, выбор специальности при поступлении в колледж). Готовя подростка к выпуску из детского дома, каждый наставник стремится расширить его запас знаний и навыков, необходимых для самостоятельной жизни: как ориентироваться в городе, покупать продукты, разумно распоряжаться деньгами, готовить еду и т.п.

С 2018 года заключен договор с БФ «Старшие братья. Старшие сестры», предусматривающий, внедрения наставничества. С 2019 года заключен договор с БФ «Дети+» Детям из числа волонтеров подбираются наставники,  которые  общаются с воспитанниками,  и стараются стать для них не только значимыми взрослыми, но и друзьями, которые будут сопровождать их в жизни. Во время самоизоляции наставники дистанционно общались с воспитанниками.

  5. Совместная работа с молодежным советом «Молодая гвардия» МА МО МО «Княжево».

Большая дружба связывает наших воспитанников с молодежным советом «Молодая гвардия». Молодые ребята показывали спектакли, проводили различные мастер-классы, просто общались и играли с нашими детьми. По итогам рейтинга успешности для 10 лучших воспитанников ежемесячно организовывают посещение ресторана Токио-сити.

Частым гостем нашего дома является депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Цивилев А.Н., который помогает организовывать праздники, мастер-классы, спектакли, спортивные соревнования, и участвует в этих мероприятиях совместно с нашими ребятами. (Кулинарный мастер-класс)

6.    Профилактика девиантного и противоправного поведения, пагубных привычек.

 Онлайн-участие волонтеров в Неделе Здоровья, Неделе правовых знаний. Участие Футбольной команды «Петербург -04» в соревновании и мастер-классе по мини-футболу  (БФ «Благодушие», БФ «Мята»)

Очень значимым для старших воспитанников оказался проект Благотворительной общественная организация «Пристань» «Трезвость на пальцах».  С сентября воспитанники участвую в проект «Я - ценность». Детям в доступной и интересной форме волонтеры рассказывали о значимости здорового образа жизни, о вреде пагубных привычек для подрастающего поколения.

7.  Нравственно-эстетическое воспитание: экологическая акция «Чистый двор» (МА МО Княжево «Молодая гвардия»), участие в проекте «Чистые игры», поздравление воспитанников с новым годом (БФ «Петербургские родители», ООО» Лента», ООО «Тракторный завод»). Наши воспитанник участвовали в проекте «Чистые игры», «Добродомик», проекте «С заботой о других» -комплектование продуктовых пакетов для пожилых людей. (БФ Мята)

БФ «Время жить через драмотерапевтический проект привлекли самых сложных детей в театральной деятельности, организовали для них экскурсию в Русский музей.

8.    Репетиторство

Большую помощь в учебе нашим воспитанникам оказывают волонтеры БФ «Мята» Организована работа репетиторов для воспитанников Центра по многим предметам

В центре более 15 лет действует Попечительский совет. В настоящее время в его состав входят представители Законодательного собрания Санкт-Петербурга, муниципальных органов власти, бизнес сообщества, социально-ориентированных некоммерческих организаций.

Члены попечительского совета оказывают содействие в социализации и профессиональной ориентации воспитанников учреждения, участвуют в правовом, финансовом, материально-техническом и ином обеспечении учреждения, содействуют улучшению условий проживания, развития, медицинского обслуживания воспитанников учреждения оказывают помощь в организации репетиторства,   участвуют в совместных  праздниках, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях. Взаимодействие с участниками Совета в рамках компетенции и направлении деятельности каждого происходит постоянно.

Результаты социального партнерства отразились на воспитанниках по следующим направлениям:

- постоянно осуществляется ознакомление воспитанников с социальным миром;

- усиливается содержательный социально-жизненный компонент;

- воспитывается культура воспитанника в контексте общечеловеческой культуры общества;

- осуществляется воспитание активной личности;

-мореализации потребительское отношение к государству и обществу.

 

Я считаю, что идея организации добровольческой деятельности, социального партнерства в детском доме способствует позитивной социализации наших воспитанников..


Автор(ы): Мичри Елена Борисовна
Приложения: