Мужелёва Татьяна Александровна

социальный  педагог ЦССВ №3

Санкт-Петербург

 

                                      

                               «СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА»

 

          В последние годы проблема сиротства в России стала наиболее актуальной.

Это связано с ростом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С падением социального престижа семьи, ее материальными и жилищными трудностями, увеличением внебрачной рождаемости, снижением стабильности брака.

        В настоящее время в исследовательской литературе широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Сирота - это такой ребенок, у которого умерли оба или единственный родитель. Как видно, в термине сиротство основной акцент соотносится со словом «сирота», означавшее наличие в обществе детей, родители которых умерли. Однако в контексте исторического развития российского общества сиротство воспринималось не столько как лишение одного или обоих родителей, сколько как нахождение ребенка вне сферы влияния общности, что специалистами по социальной работе в 90-х гг. ХХ в. стало определяться термином «социальное сиротство».

        Сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д. Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях.        Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько существует человечество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами.

         Социальное сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и так далее. В научных публикациях, средствах массовой информации постоянно повторяется тезис о том, что сложившаяся система государственных учреждений закрытого типа (детские дома, школы-интернаты) находится в противоречии с гарантированным каждому ребенку правом на семью. К наиболее серьезным недостаткам данной системы государственных интернатных учреждений специалисты относят: несовершенство законодательной базы, препятствующей усыновлению даже тогда, когда ребенок является брошенным; - недостаточная «персонофицированность» помещений большинства учреждений, вследствие чего у детей развивается своеобразная «эмоциональная глухота», т. е. специфическая невосприимчивость к чужим проблемам; - разрыв сложившихся эмоциональных связей при переводе воспитанников по мере взросления из одного учебно-воспитательного учреждения в другое; - недостаточная подготовленность персонала к работе с детьми, страдающими от последствий материнской депривации; - недостаточность технологий реабилитации детей, страдающих от посттравматического синдрома вследствие стресса помещения ребенка в интернатное учреждение и изъятие его из семьи; - отсутствие контактов с различными социальными институтами, что значительно затрудняет постинтернатную адаптацию выпускников; - закрытость в прямом и переносном смысле учебно-воспитательных заведений для детей, лишенных родительской опеки.

Причины социального сиротства в России:

1.             Алкоголизм и наркомания.

2.             Оставление детей без присмотра.

3.             Бедность.

4.             Кризис института семьи.

Аналитический центр при Правительстве РФ (при участии экспертов) по заказу Фонда Тимченко провёл исследование причин социального сиротства. Специалисты проанализировали жизненные ситуации, которые приводят к помещению детей в детские учреждения, кейсы и траектории их развития. Выборка составила 782 детских учреждения из 76 субъектов РФ. Аналитики рассмотрели более 30 тысяч случаев помещения детей в учреждения.Также исследование вывело в ТОП-6 причин попадания детей в учреждения болезнь родителя и заболевание ребёнка. Если среди детей, оставшихся без попечения родителей, заболевание ребёнка — 9,1 %, то для временно помещенных — это 28,8 %. Таким образом выкристаллизовывается новый тип семей, к котором нужно внимательно относиться изначально, пока ситуация ещё не стала критически сложной. Это семьи с детьми с ограниченными возможностями здоровья. По этому типу семей исследование выявило неожиданный факт: в городах, где инфраструктура лучше и доступнее, как ни странно, ребёнок с ограниченными возможностями здоровья  остаётся без родителей чаще (в 14,8 % случаев), чем в сельской местности, где получить медицинскую помощь и реабилитацию гораздо трудней, но деревенские семьи отказываются от детей с особенностями развития почти вдвое реже (8,5 %). Некоторые практики прокомментировали, что «на селе все на виду, стыдно отказываться». По оставлению в учреждении ребёнка с ограниченными возможностями здоровья специалисты в интервью выделяют три ключевые вещи: территориальную недоступность медицинских и образовательных учреждений, неспособность семьи обеспечить ребёнку нужное лечение и пресловутую «трудную жизненную ситуацию» — понятие, которое в дальнейшем необходимо конкретизировать.

Существуют пути решения столь трагического социального явления, из них выделяют следующие: государственные и негосударственные.

Государство по решению этого вопроса издает различные законодательные акты, а также занимается обеспечением и содержанием детских домов. Правительство ежегодно проводит круглые столы по проблеме социального сиротства.

Негосударственный путь решения проблемы социального сиротства включает в себя деятельность общественных организаций, а также граждан. В ходе исследования было выявлено три вида помощи, которую готовы оказать жители нашей страны беспризорникам  единовременные акции, организация сбора вещей, кормление беспризорного ребенка.

 

 

 

Изучение литературы:

  1. Бреева Е.Б. Социальное сиротство. Опыт социологического обследования // Социологические исследования. 2021, № 14. С. 19.
  2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А.. Социальная педагогика. М., 2017. С. 299.
  3. Лиханов А.М. Дети без родителей. М., 1999. С. 78.
  4. Социальная педагогика: Курс лекций// Под общей ред. М.А. Галагузовой. М., «Владос», 2020. С. 192.

Автор(ы): Мужелёва Татьяна Александровна
Приложения:
650403ab712b6_проблемы_сиротства.docx