Что такое буллинг? Эффективные методы профилактики буллинга в школе

Журавлева Наталья Евгеньевна

Я как педагог последнее время часто слышу о ранее неизвестном нам слове «буллинг», итак, давайте разберемся, что же это такое и новое ли это явление. Буллинг (от англ. bullying — запугивание, издевательство, травля) — это систематические акты агрессии (словесной, психологической или физической), направленные против одной или нескольких жертв. Буллинг и травля — это синонимы, описывающие одно и то же явление. Значит мы понимаем, что слово новое, а проблема остается у нас старой. По данным уполномоченного по правам ребёнка при президенте России Анны Кузнецовой, каждый второй ребёнок в России так или иначе сталкивается с буллингом.

Буллинг может выглядеть самым разным образом, но в нём всегда есть три действующих лица:

·           Агрессор — тот, кто инициирует насилие или подключается к нему.

·           Жертва — тот, на кого направлено насилие.

·           Наблюдатели — те, кто не участвует в травле, но и не останавливает её.

Цель агрессоров — не один раз обидеть жертву, а изводить её системно, поэтому они выбирают непрямые формы агрессии, чаще всего — психологическое унижение, например:

·        словесные оскорбления;

·        используют изоляцию и бойкот (никто не хочет сидеть рядом с жертвой, общаться с ней);

·        отбирают или портят вещи жертвы;

·        заставляют совершать неприятные для жертвы действия;

·        толкают жертву, кидают в неё предметы.

Давайте вспомним фильм Ролана Быкова «Чучело», который вышел на экраны в 1983 году. В основе сюжета — история о новенькой девочки-шестиклассницы, прозванной одноклассниками «чучелом». На протяжении фильма главная героиня проживает все стороны школьной травли. Экранизация оставляет после себя целую гамму эмоций, и наверняка многие испытали облегчение, что такая история произошла не с ними. 

Так же в школе мы можем столкнуться и с физической травлей. Она проявляется в виде прямого насилия с телесными повреждениями и травмами (удары, шлепки, подзатыльники, толчки, побои. Также возможны домогательства и насилие с сексуальным подтекстом, в том числе принуждение к сексу. К сожалению, это проявляется не  только в мальчишеских коллективах. Среди компаний девочек тоже встречается физическая травля, иногда весьма жестокая. В последнее время в статистике системы МВД отмечается большое количество правонарушений, а именно оскорблений, нанесений телесных повреждений среди несовершеннолетних, и именно в девичьих компаниях. При чем, данные инциденты дети снимают на видео, чтобы продолжить унижение жертвы и далее. Случается, что оба вида насилия происходят вместе. Однако если происходит только психологический буллинг, нельзя сказать, что он менее травматичен. 

Давайте разберемся, кто такой Агрессор и по каким качествам мы сможем его определить. Зачинщик травли — её организатор и лидер. Не каждый ребёнок способен быть Агрессором, потому что для этого необходимо обладать следующими качествами:

·        наличие физической силы;

·        импульсивность, быстрый переход к ярости;

·        завышенная самооценка;

·        желание подчинять своей воле других людей - для завоевания авторитета, проверки личных качеств, привлечение внимания противоположного пола и т.п.;

·        отсутствие жалости к жертве;

·        высокомерие, привычка делить людей на «своих» и «чужих».

Кто же эти дети? Откуда они берутся? Как правило, такое поведение возникает из-за нездорового семейного климата. Например, забитый ребёнок из авторитарной семьи может искать так самоутверждение, чтобы выплеснуть злость, а недолюбленный ребёнок станет обижать более слабых ровесников, наблюдая за их реакциями.

А кто же и почему становятся Жертвами буллинга? Агрессор всегда выбирает объектом травли не совсем простого человека. Именно поэтому у большинства жертв буллинга есть схожие особенности, например:

·        тревожность, неуверенность, пугливость, гиперактивность;

·        отсутствие друзей, замкнутость;

·        физические и умственные отличия (очки, заикание, ОВЗ, вундеркинды);

·        нестандартная внешность и стиль общения;

·        непривычный внешний вид (неопрятность, дорогая одежда, свой, непохожий на других стиль);

·        хвастливость (социальным статусом, достижениями родителей);

·        наличие / отсутствие гаджетов и других важных атрибутов «крутости»;

·        высокая чувствительность к мнению окружающих;

·        импульсивность;

·        отсутствие успехов в учёбе / особые отношения с педагогами («любимчик»);

·        чрезмерная опека родителями;

·        другая национальность.

Из-за психологических особенностей Жертвы травли часто не рассказывают о событиях в школе. Однако взрослый может понять, что с ребёнком происходит что-то не то, если обратит внимание на следующие признаки:

·        изменения в характере и поведении — частое плохое настроение, скрытность, молчаливость, подавленность, потеря интереса к ранее любимым занятиям;

·        изменения в здоровье — нарушение сна, ночные крики, энурез, заикание, нервный тик и т.п.;

·        частые травмы: синяки, ссадины, ожоги и др.;

·        нежелание ходить в школу под разными предлогами, чаще всего по причине плохого самочувствия;

·        боязнь ходить в школу и из школы в одиночестве - дети могут просить их провожать на занятия и забирать домой;

·        снижение успеваемости;

·        частые просьбы выдать денег на карманные расходы, воровство;

·        крайнее проявление — суицидальные намерения.

Все эти признаки не всегда говорят о буллинге, однако в любом случае регулярное повторение такого поведения — яркий повод обратить внимание на ребёнка, понаблюдать, провести разговор и обратиться к психологу в случае необходимости.

«У меня до сих пор осталась привычка оглядываться на прохожих»

Александр, 21 год, студент факультета журналистики

Всё началось с детства. Взрослые не разрешали детям со мной играть, потому что мне сделали операцию, после которой остался красный шрам. В сад я не ходил: не гулял, сидел дома. В школе меня тоже недолюбливали. Из-за проблем со здоровьем некоторые вещи я не могу делать. На физкультуру я вообще не ходил. Одноклассники не понимали, почему у меня есть такие привилегии, и начинали злиться.

Я хочу поделиться одним из рассказов сейчас уже взрослого человека, о том, как он переживал травлю в школе и какие последствия он переживал, будучи уже взрослым человеком.

Александр, 21 год, студент факультета журналистики

«Всё началось с детства. Взрослые не разрешали детям со мной играть, потому что мне сделали операцию, после которой остался красный шрам. В сад я не ходил: не гулял, сидел дома. В школе меня тоже недолюбливали. Из-за проблем со здоровьем некоторые вещи я не могу делать. На физкультуру я вообще не ходил. Одноклассники не понимали, почему у меня есть такие привилегии, и начинали злиться. Я всё время сидел дома и буквально жил в интернете. Смотрел на людей, которые не боятся отстаивать свою позицию. Начал вести группу во «ВКонтакте», высказывать свои мысли. И внешность стал менять. Я на весь Кызыл был единственным парнем-неформалом. Вот и стал тотальным изгоем. Даже мой брат не заговаривал со мной на улице. Если меня кто-то оскорблял, он мог присоединиться, чтобы на него не начали нападать. Учителя всегда говорили, что если с тобой не хотят общаться, значит, ты сам виноват. У меня были друзья, но когда происходила какая-то стычка, они сразу отходили, чтобы им тоже не досталось. В основном я общался в интернете. Один раз мы дежурили в школе. Все мыли стены, а я должен был ходить и проверять, как они это делают. Одноклассник начал смеяться надо мной: «Ну конечно, тебе не доверяют тяжёлую работу. Ты ж больной. Ещё где-нибудь сломаешься здесь, и вся школа потом будет переживать. Траур устроит из-за тебя». Он стал подходить к другим ребятам, и они вместе смеялись надо мной. Я не выдержал и толкнул его. А он позвонил маме, и та приехала разбираться. Я начал врать родителям, что не хожу на физкультуру, а сам ходил. Пытался жить как нормальный ребёнок, но это не помогало. В 9-м классе я весил 35 килограмм. Все смеялись, что я дистрофик и хожу в узких джинсах. Я сначала хотел быть самим собой: отращивал волосы, потому что мне это нравилось. Но когда ребята в очередной раз пошутили, что меня надо постричь, я просто взял и налысо побрился. Выкинул цветные вещи, начал таскать одежду брата. Думал, что вот, сейчас я буду выглядеть как все, и все успокоятся. Но шутки вообще не прекратились. Если раньше меня называли просто «девушка» — из-за внешности, то теперь — «девушка-скинхед». Я отсчитывал дни до отъезда из Кызыла в Томск. У меня до сих пор осталась привычка оглядываться на прохожих. Как-то раз незнакомые люди подошли ко мне, похвалили дреды, попросили сфотографироваться. Я даже не знал, как реагировать. До сих пор не могу поверить, что кто-то говорит мне комплименты. Я считаю, что слишком много коплю в себе, и вот сейчас, в 20 лет, это уже аукается. Только недавно начал ходить к психотерапевту. У меня нет негатива к тем, кто меня обижал. Раньше я их ненавидел, а потом стал задумываться: почему они ко мне так относились? И понял, что по сути они тоже не виноваты. Если я не могу понять их, то они не могут понять, почему я так выгляжу. Грубо говоря, мы никогда не пытаемся встать на чужое место. Я понял одну истину — мы все живём в социуме, и ни один человек никогда не сможет жить от всех отдельно.»

Мы можем видеть, какие длительные последствия может давать школьный буллинг, и иногда, чтобы человека психологически отпустило, необходимо прорабатывать данные моменты с психологами.

Известно, что школьный буллинг не имеет шансов зародиться в тех классах, где альфой выступает сам учитель. При этом не важно, обладает педагог положительным авторитетом или тиранит детей. В первом случае он может эффективно пресекать проявления насилия, опираясь на уважение и любовь учеников. Во втором дети вынуждены сплотиться, чтобы противостоять давлению, на междоусобицы не хватает энергии.

Каковы же должны быть действия учителя, если он понимает, что в его классе зарождается такая ядовитая змея, как буллинг? Самое главное ее игнорировать и не преуменьшать значение. Если в школе пришли к общему пониманию и соглашению о том, что буллинг является проявлением насилия, то тогда даже у тех, кто не является прямыми участниками, повышается восприимчивость к ситуациям буллинга и появляется способность адекватно реагировать. Далее, необходимо занять правильную позицию. Позиция учителей не должна быть отстраненной: «Пусть сами разбираются». Если учителю стало известно о случае буллинга, или он стал свидетелем такого случая, он должен:

·        занять ясную и недвусмысленную позицию, срочно принять меры, проинформировать родителей;

·        объяснить участникам ситуации буллинга, каковы психологические последствия для жертвы этой ситуации;

·         попытаться добиться того, чтобы, по меньшей мере, «наблюдатели», а по возможности и сам Агрессор изменили свою позицию в отношении происходящего.

При этом не стоит переходить грань и унижать Агрессора. Нужно понимать, что дети - эмоционально незрелые личности, которые только проходят процесс взросления. Если ученик постоянно самоутверждается за счет более слабого с проявлением агрессии, это может указывать на определенные психологические проблемы этого ребенка.

Неправильные методы ведения беседы с детским коллективом содержат следующие моменты: неэффективны вызов жалости, определение проблемы травли как личной проблемы жертвы, долгие объяснения случившегося, обвинения или наказания.

Возможно пригласить психолога, чтобы провел специальные психологические игры, дающие возможность почувствовать себя на месте жертвы и осознать недопустимость буллинга.

Так же необходимо пригласить родителей для беседы. В процессе беседы с родителями следует обсудить с ними, какие есть (или могут быть) тревожные сигналы, которые свидетельствуют о буллинге, и какими могут и должны быть стратегии реагирования на эту ситуацию взрослых, в частности, родителей. Если буллинг имеет место в начальной школе, то особенно важно, как можно раньше привлечь родителей.

Буллинг является актуальной проблемой современного общества, в каждой школе страны найдется хотя бы один класс, где можно наблюдать это. Сегодня мы попытались разобраться во множестве определений понятия «буллинг» и поняли, что все эти определения сводятся к умышленному, не носящему характера самозащиты и не санкционированному нормативно-правовыми актами государства, длительному (повторяющемуся), физическому или психологическому насилию со стороны индивида или группы, которые имеют определенные преимущества (физические, психологические, административные и т.д.) относительно индивида, и которое происходит преимущественно в организованных коллективах с определенной личной целью (например, желание заслужить авторитет у некоторых лиц).

Для предотвращения буллинга нужно повышать культуру населения. Учителя должны больше внимания уделять своим ученикам и актуальным темам. Да и дети нуждаются просто во внимании. Им необходимо иногда просто поговорить и рассказать о наболевшем. Учителя должны знать, что происходит в семье ребенка. Ведь многие из детей переносят негатив в семье на учебу. Если дома на ребенка идет негативное воздействие, то в школе он может снять его, но и способ будет соответствующий. Необходимо организовывать внешкольную работу с детьми. Ведь если ребенок занимается спортом, то он имеет возможность выпустить весь накопленный негатив. При этом такие занятия необходимо сочетать с нравственным воспитанием. Ведь каждый из нас может вспомнить довольно много учителей, с которыми были прекрасные отношения. Да и не все дети у нас являются изуверами. Но все-таки эта проблема является довольно важной и нуждается в решении.


Автор(ы): Журавлева Наталья Евгеньевна
Приложения: