Вместе с наставником к успеху

Королева Мария Сергеевна

За каждым успешным человеком стоят наставники. Кто же такой наставник? Это тот, кто подает пример, готов постоянно развиваться, работать над собой. Николай Васильевич Гоголь сказал: «Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать прежде всего себя».

Согласно распоряжению Правительства РФ от 31.12.2019 г. №3273-р, одним из ключевых направлений системы российского образования является развитие наставничества педагогических кадров. В связи с этим в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26 с углубленным изучением химии и биологии» разработана программа наставничества с целью достижения результатов федеральных и региональных проектов.

Несомненно, в начальной школе главную роль в обучении и воспитании учеников играет учитель, но, по словам А.В. Бугаёва, зам. министра просвещения, наставники – это те люди, кто формирует нас как личность и специалиста, то есть наставником может быть любой (родитель, друг, тренер и даже ученик).

         Мы решили проверить, насколько эффективной будет модель наставничества «УЧЕНИК-УЧЕНИК», и возможно ли получить позитивный опыт от этой работы.

         Работая с 2023 года по сегодняшний день, мы разрабатывали систему наставничества между классами и учителями разных параллелей, что отражено в таблице.

Учебный год

Королева М.С., уч. нач. кл.

Королева С.В., уч. нач. кл.

2023-2024

1 класс

3 класс

2024-2025

2 класс

4 класс

         Целью нашей работы является создать условия для формирования модели наставничества «УЧЕНИК-УЧЕНИК».

         Для реализации данной модели необходимо, чтобы учителя работали в паре, имели обучающихся, разных по возрасту, необходимо заручиться поддержкой родителей.

         Программа реализуется с 2023 учебного года.

         В настоящее время традиционная модель наставничества «когда опытный учит неопытного» уже неактуальна. Профессор И.А. Эсаулова предлагает новые модели наставничества, опираясь на потребности современных детей и школ. В своей работе мы используем следующие её модели:

1.     Ситуационное наставничество (немедленное реагирование наставника в помощи подопечного);

2.     Групповое наставничество (один наставник работает с группой от 2 до 6 человек);

3.     Реверсивное наставничество (взаимодействие старших детей с младшими)

4.     Партнёрское (наставник и подопечный равны).

Форма наставничества – это способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической группы, участники которой находятся в определённое ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников. В нашем случае - «УЧЕНИК-УЧЕНИК».

Обучающиеся, взаимодействуя друг с другом, оказывают помощь в реализации личностного потенциала, взаимно улучшают образовательные, творческие, спортивные результаты, а также происходит развитие метакомпетенции к новым условиям среды. Вариации ролевых моделей внутри формы «УЧЕНИК-УЧЕНИК» могут отличаться в зависимости от потребностей наставляемого и ресурсов наставника. Основными вариантами могут быть:

1.     Взаимодействие «успевающий – неуспевающий» (классический вариант поддержки для достижения лучших образовательных результатов);

2.     Взаимодействие «владеющий русским языком – не владеющий русским языком»;

3.     Взаимодействие «равный-равному» (происходит обмен навыками, взаимная поддержка, совместная работа над проектом).

Наша работа по форме наставничества «УЧЕНИК-УЧЕНИК» началась со знакомства двух классов: это игры на переменах, экскурсионные выезды, мастер-классы, квест-игры на сплочение коллективов. Следующим этапом стала помощь обучающихся в организации учебной и внеурочной деятельности, участие в проектах разных уровней.

Для сплочения коллектива мы подобрали разные игры, которые соответствуют возрастным особенностям детей. Дети играли на переменах, в группе продлённого дня, на занятиях внеурочной деятельности. Дети старшего возраста проигрывали их сами, а затем играли со своими подопечными.

Таким образом, игры научили детей лучше понимать друг друга, позволили обогатить словарный запас детей, не владеющих русским языком, взаимодействовать, организовывать свой досуг, сотрудничать и договаривать между собой, что привело к улучшению дисциплины в классе.

Организованные родителями и учителями поездки, экскурсии, мастер-классы дали возможность детям пообщаться вне школы, узнать интересы друг друга и найти единомышленников, объединиться в микрогруппы.

Каждый участник модели наставничества «УЧЕНИК - УЧЕНИК» не только учится, но и обучает. Каждый отвечает не только за свои знания, но также за знания и успехи друга. Таким образом, чем лучше и больше наставники обучают других, тем больше и лучше знают сами.

Ребята-наставники постепенно помогают обучающимся приготовиться к уроку, оказывают помощь в записи домашнего задания. Постепенно ребенок сам научился это делать, а наставники продолжат контролировать правильность записи, подготовку всего необходимого к урокам. Ученик сам может подойти к наставникам и попросить помощи, если он что-то не успел записать, выполнить.

Формирование творческой и исследовательской деятельности проходит на разных этапах урока и во внеурочной деятельности.

Каждый учащийся участвует в совместных проектах разного уровня, таких как «Юный исследователь», «Я познаю мир», «Я - Новгородец». Участвуя в защите проектов обучающиеся перестают бояться выступать на публику, учатся самостоятельно искать материал в интернете, объединяться в группы по интересам, что можно проследить по разнообразию тем проектов.

Уч. год

Класс

Раздел

Название проекта

Уровень

Наст.

Под.

2023-2024

3

1

«Я - Новгородец»

«Листая памяти страницы»

школьный

В этом учебном году ученики 3 класса заинтересовали своих наставников принять участие в программе «Орлята России» и продолжили работу, участвуя в различных треках.

         Таким образом, в ходе нашей работы уже были получены первые положительные результаты:

1.     Ученики научились организовывать свободное время в школе;

2.     Дети разделились по интересам; в каждой микрогруппе были наставники;

3.     Сделали первые шаги в работе в команде, пробовали делиться своим мнением, выступать перед классом;

4.     Анализировать свои успехи и неудачи.

         В дальнейшем мы планируем продолжить работу по модели наставничества «УЧЕНИК-УЧЕНИК», выявляя плюсы и исправляя минусы в своей работе.


Автор(ы): Королева Мария Сергеевна
Приложения: