Как сформировать элементарные навыки
и умения по ОБЖ у дошкольников

Мунбаева Галина Николаевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад 129 
комбинированного вида
Невского района Санкт-Петербурга

Сентябрь.

  1. Беседа «Кухня не место для игр».

Задачи: рассмотреть и обсудить опасные ситуации, которые могут возникнуть на кухне, учить избегать их. Предложить составить рассказы по картинке, пояснить, что не верно делают дети.

  1. «Знакомство с новыми атрибутами уголка трудового воспитания».

Задачи: продолжать знакомить детей с атрибутами и инструментами трудового уголка, о безопасных способах обращения с инструментами.

  1. «Я живу в большом городе».

Задачи: формировать представления детей о факторах окружающей среды большого города. Познакомить с правилами безопасного поведения на улице города.

  1. «Правила поведения в общественном транспорте».

Задачи: расширить представления детей о разнообразных видах транспорта. Знакомить с правилами передвижения в общественных местах.

Октябрь.

  1. «А у нас в квартире газ».

Задачи: формировать у детей представление о правилах осторожного обращения с газом. Что нужно делать в различных ситуациях.

  1. «Контакты с незнакомыми людьми».

Задачи: рассмотреть и обсудить с детьми типичные ситуации контактов с незнакомыми людьми на улице, научить их правильно вести себя в таких ситуациях.

  1. «С/Р игра "Пожарные».

Задачи: формировать у детей умение развивать сюжет на основе знаний и умений, передавать в игре трудовые действия пожарных, использовать предметы заместители.

Ноябрь.

  1. «Мы - друзья природы».

Задачи: формировать у детей природоохранное поведение, развивать представление о том, какие действия вредят природе, а какие способствуют ее восстановлению.

  1. «Правила поведения на дороге».

Задачи: рассмотреть с детьми различные ситуации, обсудить, как нужно действовать в каждой из них, какие правила необходимо соблюдать, какие правила нарушают герои рассматриваемых ситуаций.

  1. «Кто стучится в дверь ко мне».

Задачи: рассмотреть и обсудить с детьми ситуации, которые могут возникнуть при контакте с незнакомыми людьми, научить, как правильно вести себя в таких ситуациях.

Декабрь.

  1. «Профилактика инфекционных заболеваний».

Задачи: раскрыть причину некоторых заболеваний, вызванных несоблюдением санитарно - гигиенических правил. Формировать представления детей о значении гигиенических процедур для здоровья, о мерах профилактики инфекционных заболеваний.

  1. «Предметы, требующие осторожного обращения».

Задачи: формировать знания о предметах, опасных для жизни и здоровья, помочь детям самостоятельно сделать выводы о возможных последствиях неосторожного обращения с такими предметами.

  1. «Опасно – безопасно».

Задачи: упражнять детей в классификации предметов по признаку их опасности (безопасности), предложить пояснить, какую опасность они могут представлять для жизни и здоровья людей.

  1. «Чтобы не испортить праздник».

Задачи: формировать у детей представления об опасных развлечениях, недопустимости применять самостоятельно бенгальские огни, петарды, хлопушки. Рассказать об опасности использования открытого огня и электроприборов.

  1. «Я пассажир».

Задачи: продолжать знакомить детей с правилами поведения в общественных местах, в транспорте. Предложить рассмотреть различные ситуации.

  1. «Катание на санках».

Задачи: закреплять навыки катания на санках и правила поведения при спуске с горы. Повышать двигательную активность, функциональные возможности организма.

Январь.

  1. «Польза и вред лекарств».

Задачи: формировать у детей представления об опасности употребления незнакомых веществ, пояснить, что лекарства могут нанести вред, если их использовать не по назначению врача.

  1. «Если ты один дома».

Задачи: расширять представления детей об опасных предметах и ситуациях, которые могут иметь место дома. обсудить, почему они возникают, как их не допустить, как действовать, если они возникли.

  1. «Сильный мороз».

Задачи: предложить детям охарактеризовать природные явления, связанные с сильным морозом (узоры на окнах, нахохлившиеся птицы, снег скрипит под ногами). Познакомить с правилами безопасного поведения в сильный мороз.

Февраль.

  1. «Незнакомый взрослый на улице».

Задачи: рассмотреть и обсудить с детьми возможные ситуации, связанные с действиями незнакомых взрослых на улице. Познакомить с правилами поведения в опасных ситуациях.

  1. «Если ты заблудился в лесу».

Задачи: обсудить с детьми, как, почему можно заблудиться в лесу, как вести себя, чтобы этого не случилось, что делать, если заблудился.

  1. «Путешествие в страну дорожных знаков».

Задачи: учить детей применять знания правил дорожного движения, рассказывать, как в каждой ситуации должны действовать пешеходы и водители. Развивать внимание, связную речь.

  1. «Пожароопасные предметы».

Задачи: формировать представление детей о пожароопасных предметах, познакомить с правилами противопожарной безопасности, рассмотреть различные ситуации, обсудить, как в них нужно действовать.

Март.

  1. «Расчистка дорожек».

Задачи: учить детей выполнять трудовые операции с учетом изменения свойств снега, познакомить с правилами безопасности, которые нужно соблюдать. Формировать культуру трудовой деятельности, поощрять желание трудиться, приносить пользу.

  1. «Если ты потерялся на улице».

Задачи: предложить детям рассмотреть различные ситуации, обсудить, как лучше поступить в каждой из них. Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным ситуациям, знакомить со способами поведения в них.

  1. «Знаешь ли ты свой адрес?»

Задачи: обсудить с детьми, почему необходимо точно знать свой адрес, рассмотреть различные ситуации, определить, как нужно действовать.

Апрель.

  1. «Признаки весны».

Задачи: поощрять стремление детей самостоятельно находить новые признаки весны, передавать в речи результаты наблюдения, впечатления и эмоции, вызванные приходом тепла. Анализировать и дополнять знания детей о мерах безопасности, которые необходимо соблюдать.

  1. «Ледоход» - познавательный рассказ. Наблюдение данного явления.

Задачи: предложить детям объяснить смысл сложного слава "ледоход", рассказать об этом явлении природы. Сформулировать вместе с детьми правила поведения у водоемов в период ледохода.

  1. «Ракеты на старт» - игровое упражнение.

Задачи: упражнять детей в выполнении метания на дальность, учить соблюдать правила безопасности. Развивать подвижность суставов рук, координацию движений.

  1. «Мы пришли на водоем».

Задачи: сформировать у детей представления о безопасном поведении на берегу водоема и в воде, о мерах по предупреждению солнечного удара, ожогов, перегрева на солнце.

Май.

  1. «Светофор» - анализ ситуации.

Задачи: учить детей в ходе анализа различных ситуаций применять знания о работе светофора и правилах перехода улицы. Побуждать детей быть осторожными и внимательными при переходе улицы, учить беречь себя.

  1. «Изменения в природе перед грозой» - наблюдения.

Задачи: предложить назвать наблюдаемые явления, выделить среди них признаки грозы (в воздухе пахнет пылью, становиться темно, налетает ветер, температура резко понижается, небо затягивает грозовыми облаками, вспышки молнии). Дополнить знания детей о том, как необходимо вести себя в случае приближения грозы.

  1. «Правила общения с животными».

Задачи: познакомить детей с основными правилами, пояснить, в чем может состоять опасность при контакте с животными. Формировать навыками безопасного поведения при встрече с дикими и домашними животными.

  1. «О пользе и вреде телевизора».

Задачи: предложить детям рассказать, какую пользу они получают при просмотре телепрограмм, какие программы они любят, обобщить представления об информационной и развивающей роли телевидения. Формировать осознанное отношение к своему здоровью.

Литература:

1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б., Безопасность. СПб детство - пресс, 2008.

2. Максакова А.И., Тумакова Г.А. Учите играя. - М.: Просвещение, 1984

3. Извекова Н.А. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. М. :Сфера 2006.

4. Программа воспитания и обучения в детском саду. Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С.  М.: Мозаика - Синтез, 2008.

5. Я, ты, мы. Программа социально - эмоционального развития дошкольников. Князева О.Л.  М.: Мозаика - Синтез, 2005.

 


Автор(ы): Мунбаева Галина Николаевна
Приложения: