Краткосрочная дополнительная общеразвивающая
программа "Юный астроном"

Мосунова Виктория Витальевна

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Юный астроном» разработана в соответствии с направлениями государственной образовательной политики и современными нормативными документами федерального и регионального уровня в сфере образования, а также локальными актами ДДТ.

Основные характеристики программы

Направленность социально-педагогическая.

Адресат программы: программа адресована учащимся (юношам и девушкам)
9-11 лет

 Актуальность В начальной школе астрономия как отдельный предмет не включена в учебный план. Первоначальные знания дети получают на уроках окружающего мира, однако часов на изучение темы в программе недостаточно. Данная программа дает более широки знания в астрономии школьникам, которые проявляют интерес  к этой теме.

Уровень освоения программы: общекультурный.

Срок и объем освоения программы: 6 дней, 12 часов.

Цель программы: знакомство дать в увлекательной форме начальные знания по астрономии для развития мотивации к ее дальнейшему изучению.

Задачи программы:

обучающие:

  • дать представление о строении Вселенной и месте Земли в ней;
  • научить наблюдать и правильно объяснять некоторые астрономические явления;

развивающие:

  • начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации.
  • развивать самостоятельность, ответственность, активность.
  • развивать коммуникативные навыки.

воспитательные:

  • способствовать формированию общей культуры;
  • воспитывать любовь и уважение к науке.

Планируемые результаты освоения учащимися программы:

личностные

  • воспитание культуры и потребностей приобретения естественнонаучных знаний;
  • формирование умения сотрудничать с товарищами в совместной деятельности;
  • формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

метапредметные:

  • формирование умения использовать теоретическую информацию для решения практических задач;
  • повышение творческой активности и самостоятельности;

предметные:

  • расширение круга научных знаний обучающихся, их представлений о строении вселенной;
  • формирование понимания природы некоторых космических явлений.

Организационно-педагогические условия реализации программы

Язык реализации программы: государственный язык РФ (русский).

Форма обучения: очная.

Условия набора учащихся: к обучению по программе приглашаются все желающие 9-10 лет, имеющие интерес к истории Санкт-Петербурга.

Условия формирования групп: группы комплектуются по мере набора

Количество учащихся в группе: 15 человек.

Формы организации деятельности учащихся на занятиях: фронтальная (при подаче теоретического материала), групповая (на практических занятиях, экскурсиях).

Материально-техническое оснащение программы:

  • Наличие учебного кабинета;
  • Компьютер;
  • Настольные игры;
  • Наглядный материал, макеты;
  • Раздаточный материал;

Кадровое обеспечение: программу реализует педагог дополнительного образования, соответствующий необходимым квалификационным характеристикам по должности «педагог дополнительного образования».

 

Учебный план

дополнительной общеразвивающей программы

«Юный астроном»

 

№ п/п

Тема

Количество часов

 

Формы контроля

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

2

1

1

Беседа, просмотр

2

Основы астрономии    
 Необыкновенные небесные явления

2

1

1

Викторина.

 

Строение солнечной системы

6

2

4

Экскурсия

3

Итоговое занятие

2

0

2

Игра-квиз
 

Итого

12

3

9

 

 


 

Рабочая программа

дополнительной общеразвивающей программы

«Юный астроном»

Цель программы: знакомство дать в увлекательной форме начальные знания по астрономии для развития мотивации к ее дальнейшему изучению.

Задачи программы:

обучающие:

  • дать представление о строении Вселенной и месте Земли в ней;
  • научить наблюдать и правильно объяснять некоторые астрономические явления;

развивающие:

  • начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации.
  • развивать самостоятельность, ответственность, активность.
  •  развивать коммуникативные навыки.

воспитательные:

  • способствовать формированию общей культуры;
  •  воспитывать любовь и уважение к науке.

 

Содержание программы:

1. Вводное занятие

Теория: Зачем изучать астрономию.

Практика: беседа, просмотр.

2. Основы астроном

Необыкновенные небесные явления

Теория: Природа некоторых астрономических явлений.

Практика: беседа, викторина.

Строение солнечной системы

Теория: Планеты солнечной системы.

Практика: экскурсия в планетарий.

3. Итоговое занятие

Практика: игра-квиз по полученным знаниям.

 

Методические материалы

Методики, методы и приемы, технологии обучения

Основными методами обучения являются:

Словесные (вербальные) методы обучения: устное объяснение/разъяснение, беседа, анализ видеоматериала.

Наглядные методы обучения: просмотр видеоматериалов, демонстрация макетов.

Практические методы обучения: выполнение заданий в группах, экскурсия.

Высокая результативность работы по программе может быть достигнута при использовании следующих педагогических технологий:

  • технология личностно ориентированного обучения (обучение каждого учащегося в группе, исходя из его возможностей, способностей, перспективы);
  • здоровьесберегающие технологии (использование физкультминуток во время занятия);
  • коммуникативные технологии (использование разнообразных методов для создания ситуации равноправного общения в группе, ситуации успеха для каждого учащегося).

Для эффективной реализации программы педагогом могут быть использованы разные формы организации и проведения занятий:

 теоретические: через объяснение, видеоматериал учащиеся получают основные знания по теории; конкретизируют специальные понятия, получают знания по основам астрономии.

практические: являются основной формой работы по программе. На практических занятиях учащиеся выполняют задания-игры, участвуют в экскурсии.

 

Перечень дидактических материалов


 

Раздел/тема
учебного плана

Дидактический материал

Вводное занятие

Тематические подборки фотографий, макетов

Видеоматериал.  

Основы астрономииМакеты, карты, викторины. Материал для квеста во время очной экскурсии.
Итоговое занятиеПрезентация для игры-квиза

Информационные источники

Список литературы для использования педагогом:

1. Батурин Ю.М. Повседневная жизнь российских космонавтов- Изд.: Молодая гвардия, 2011-320 с

2. Брашнов Д.Г. Удивительная астрономия- Изд.: ЭНАС-КНИГА, 2016-208 с

3. Волков А.В.100 великих загадок астрономии- Изд.: Вече,2012

4. Ганери Анита Легенды ночного неба. Истории народов мира о созвездиях- Изд.: Манн, Иванов и Фербер, 2018-96 с

5. Громов А.Н. Удивительная Солнечная система- Изд.: Эксмо, 2012- 368 с

6. Лапина И. К., Сурдин В. Г. Школа юного астронома- Изд.: Просвещение 2021- 96 с

 Интернет- ресурсы:

Книги и учебники

https://fictionbook.ru/genre/astronomy-for-kids/

 9 игр и приложений для юных астрономов познаем солнечную систему и далекий космос весело и увлекательно

https://tlum.ru/news/9-igr-i-prilozenij-dla-unyh-astronomov/

 История астрономии. Представления древних астрономов о вселенной

https://earth-chronicles.ru/news/2011-08-01-4568

 Как менялись представления о Вселенной

http://newtonew.com:81/science/cosmological-theories

 Тайны Вселенной. Полезная информация и интересные факты о Солнечной системе, далеких звездах, планетах и их спутниках. Величайшие тайны Вселенной, загадки физики и необъяснимые парадоксы космоса.

https://kosmolog.ru/

 Список литературы в адрес учащихся и родителей:

1. Eduardo Banqueri Космос и земля. Уникальная иллюстрированная энциклопедия

для детей-Изд.: Аванта+, АСТ, 2015- 72 с

2. Воллиман Доминик Профессор Астрокот и его путешествие в космос – Изд.: Манн,

Иванов и Фербер, 2015- 64с

3. Ганери Анита Легенды ночного неба. Истории народов мира о созвездиях- Изд.:

Манн, Иванов и Фербер, 2018-96 с

4. Гиваргизов А. А. Космонавты- Изд.: Эксмо, 2013- 56 с

5. Дрисколл Майкл Звёздное небо. Детская энциклопедия- Изд.: АСТ,2015- 96 с

6. Дэйнс Кэти Вопросы и ответы о космосе»-Изд.: Робинс, 2018- 13 с

7. Качур Е.А. Увлекательная астрономия- Изд.: Манн, Иванов и Фербер-2017- 80с

8. Сотникова Н. Планета Земля и ее соседи. Астрономия для малышей/Серия: Читай,

наблюдай-Изд.: Качели, 2018- 24 с

Оценочные материалы

Оценка освоения программы производится по трехуровневой/трехбалльной системе:

  • высокий уровень освоения программы – 3 балла,
  • средний уровень освоения программы – 2 балла,
  • низкий уровень освоения программы – 1 балл.

Формы контроля и сроки проведения

Входной контроль – не проводится.

Текущий контроль осуществляется по мере освоения теории и практики и предполагает оценивание уровня освоения программы учащимися через выполнение последними конкретных заданий.

Критерии для оценивания метапредметных и личностных результатов освоения учащимися программы представлены в Приложении 1.

Итоговый контроль – осуществляется по итогам освоения программы на итоговом занятии в форме игры-квиза.

Контрольно-измерительные материалы

 

Вид контроля

Формы контроля

Контрольно-измерительные

материалы

Критерии

оценивания

ТекущийВикторинаВопросы по темам курса

Общий уровень знаний по теме

(см. Приложение 2 «Критерии оценки теоретических знаний»)

Практическое задание

Заготовки для макета

 

Умение использовать теоретические знания на практике

(см. Приложение 3 «Критерии оценки практических знаний»)

Итоговый

Итоговое

занятие

Игра-квиз

Общий уровень знаний по предмету

(см. Приложение 2 «Критерии оценки теоретических знаний»), Умение использовать теоретические знания на практике

 (см. Приложение 3 «Критерии оценки практических знаний»)

  

Формы фиксации результатов: все результаты освоения учащимися образовательной программы заносятся в «Карту результатов освоения образовательной программы» (см. Приложение 4).

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

реализации дополнительной общеразвивающей программы

«Юный астроном» 

п\п

Дата

Тема\содержание

занятия

Количество часов

Примечание

план

факт

1

  

Вводное занятие

Беседа по охране труда

2

 

2

  

Основы астрономии

Необыкновенные небесные явления

2

 

3

  

Основы астрономии

Строение солнечной системы

2

 

4

  

Основы астрономии

Строение солнечной системы

2

 

5

  

Основы астрономии

Строение солнечной системы

2

 

6

  Итоговое занятие

2

 

 

 

 

Всего часов

12

 

 

 

Критерии оценки метапредметных и личностных результатов освоения программы

 

Уровень мотивации к занятиямПостоянно интересуется астрономиейИногда интересуется астрономиейНе интересуется астрономией
Уровень социализацииВыполняет все требования и нормы, принятые в объединении, считает себя полноправным членом коллектива, соблюдает технику безопасности

С удовольствием выполняет большинство требований и норм, принятых в объединении,

считает себя лучше или хуже других членов коллектива

Нарушает принятые в объединении нормы поведения, противопоставляет себя группе, не соблюдает технику безопасности
Уровень коммуникативной культуры

Не испытывает трудностей в общении с педагогом,

адекватно реагирует на его просьбы, критику,

требования. Свободно общается со всеми

участниками объединения

Небольшие, легко устранимые затруднения в общении с педагогом: отказ в выполнении ряда просьб, несогласие с замечаниями и критикой, готовность и желание

разбираться в случае проблем, избирательное общение

Остро реагирует на критику и замечания со стороны педагога, игнорирует его

просьбы и

требования. Испытывает проблемы в общении с родителями других учащихся. Обособленная позиция, замкнутость, конфликты с другими учащимися

Кругозор в области танцевального творчестваСистематическое посещение культурных мероприятий: музеев, выставок, концертов, просмотры видеоматериаловЭпизодическое посещение культурных мероприятий: музеев, выставок, концертов, просмотры видеоматериаловНет данных о посещении культурных мероприятий, просмотре видеоматериалов


 

Критерии оценки практических знаний

 

Критерии, параметры

Степень выраженности

(уровень)

Количество баллов

1Умение находить и вычленять необходимую информацию в дополнительных источниках

Высокий уровень

С легкостью находит в предложенном теоретическом материале необходимую информацию.

3

Средний уровень

Испытывает некоторые трудности с поиском в предложенном теоретическом материале необходимой информации.

2

Низкий уровень

Не справляется с поиском в предложенном теоретическом материале необходимой информации.

1

2Использование полученной информации при выполнении практических заданий

Высокий уровень

Правильно использует теоретическую информацию для выполнения практических заданий

3

Средний уровень

Испытывает трудности с использованием теоретической информации для выполнения практических заданий.

2

Низкий уровень

Не может использовать теоретическую информацию для выполнения практических заданий.

1

 

 


Автор(ы): Мосунова Виктория Витальевна
Приложения: